Лучший педагог года

Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости

Галина Николаевна Степанова
Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости

на базе Гку дди «Южное Бутово»

Попытаемся коротко охарактеризовать основные этапы развития трудоспособности детей-инвалидов с умственной отсталостью, которые обозначились в практике коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и приобщает его к человеческой культуре.

Публикация «Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости» размещена в разделах

Развивая социальные потребности детей-инвалидов, мы создаем условия, необходимые для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Ведь именно для того, чтобы вызвать положительную эмоцию со стороны значимого взрослого, похвалу, одобрение других детей, возникает целенаправленная деятельность по удовлетворения своих базовых физиологических потребностей в соответствии с нормами, принятыми в человеческом обществе.

Развитие навыков самообслуживания – это самый первый и важный шаг в процессе развития социальной самостоятельности детей-инвалидов. На данном этапе ребенок учиться следовать традициям группы, накапливает опыт по выполнению режимных требований, которые отражены в режиме дня. С самого раннего возраста режим дня предусматривает занятия (в доступном формате) от 1-1,5 часов в день на первом этапе дошкольного обучения до 6 часов в день для семнадцатилетних воспитанников.

Уже с 8-9 лет ребенок с выраженной умственной отсталостью зачастую может включаться в хозяйственно-бытовой труд по уборке групповой комнаты, участка, посуды после обеда, то есть его трудовая деятельность приобретает общественно полезную форму. Это большой шаг с точки зрения не только формирования умений и навыков хозяйственного труда, но и с точки зрения изменения социальной ситуации. Ребенок включен в новую для себя систему отношений – он несет ответственность не только за себя, но и за свое ближайшее окружение, за тех, кто может быть слабее, младше и беспомощней его самого. В базисном учебном плане отведены часы по самообслуживания, хозяйственно-бытовому труду, СБО (социально-бытовой ориентировке, на которых происходит обучения новым видам деятельности, которые затем воспитанники реализуют в повседневной жизни.

Важнейшее направление развития трудоспособности детей с глубокой умственной отсталостью – это освоение ремесла.

Дополнительное образование в ДДИ Южное Бутово- это целенаправленный процесс воспитания и обучения, посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Работа в студиях и мастерских дополнительного образования ДДИ Южное Бутово выстроена поэтапно:

- на первом этапе воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом путем всевозможных изменений, которые с ним производят.

- на втором этапе осваиваются способы работы с материалом, в том числе с использованием инструментов. Это происходит сначала по показу, поэтапно переходя к самостоятельному изготовлению изделий.

- На третьем этапе- изготовление готового изделия по образцу, данному учителем.

Не каждый ребенок может выполнить весь цикл операций. Однако, он может выполнять посильную для него работу в коллективе, в команде. Ребенок видит результаты своего труда. И даже незначительное его участие позволяет почувствовать себя полноправным участником процесса. Почувствовать свою социальную значимость.

4-й этап – это этап творческий. На этом этапе воспитанники могут сами предложить некий замысел, выбрать средства художественной выразительности для его реализации.

В результате системы дополнительных занятий с воспитанниками можно видеть результаты реабилитационной работы, психосоматическое состояние, уровень общего развития, уровень развития специальных навыков, уровень развития интересов и склонностей.

В ДДИ Южное Бутово в рамках дополнительного образования работают следующие студии-мастерские:

- керамическая мастерская.

Целью обучения керамики является знакомство с миром профессий, связанных с изготовлением керамических изделий, развитие творческих и эстетических качеств личности учащихся и их индивидуальных творческих способностей,

через освоение приемов работы с глиной, приобщение к общим человеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием, воспитанием любви и уважения к труду.

Обучение керамике решает следующие образовательные задачи: обучение приемам изготовления керамических изделий,

развитие творческих коммуникативных способностей, формирование умственных умений.

Занятия в керамической мастерской носят коррекционный характер, оказывают положительное влияние на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия,

координации движений, формирует художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, развивает как мелкую так и общую моторику, быстроту двигательной реакции.

Данные занятия способны также снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Продукция мастерской

- мастерская по работе с нитью:

Отличительная особенность этой мастерской в том, что дети даже с тяжелой патологией могут быть включены в несложную монотонную работу, которая сводится к одной, двум операциям,

а в результате получается с художественной и утилитарной точки зрения замечательное изделие.

В первую очередь это относится к ткачеству на рамках.

Получаются отличные тканые сумки, ковры различных форм и размеров и различного назначения.

Подобные, порой даже более низкого качества, в супермаркетах продаются по очень высокой цене как изделие ручной работы.

Одним из направлений работы ДДИ Южное Бутово является обучение элементам швейного дела.

Поскольку в детском - доме находятся дети с особыми образовательными возможностями, на занятиях по швейному делу дети получают элементарные знания о строении и свойстве материала, осваивают доступные операции;

работают с тканью, с использованием различных инструментов.

Занятия строятся по принципу постепенного усложнения и многократного повторения уже пройденного материала. Приучение к выполнению даже самых простых операций требует времени и тренировки.

Обучение швейному делу построено таким образом, что учащийся может выполнить работу, как бригадным методом, так и самостоятельно от начала до конца.

Продукция мастерской

- мастерская «художественный войлок»

Техника валяния шерсти достаточно проста и даже имеет лечебные свойства.

Волокна мягко массируют.

Процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее и расслабляющее действие.

Во время занятия развиваются такие сенсорные системы: зрительные, тактильные, обонятельные.

Целью занятий в мастерской «художественный войлок» является развитие и коррекция эмоциональной и волевой сферы ребенка с выраженной умственной отсталостью посредством приобретения ЗУН работы в валяльной мастерской.

Разнообразные изделия данной мастерской это елочные игрушки (шары и снеговики, броши в виде цветов, чехлы для мобильных телефонов, подушки - думочки, настенные панно, декоративные экспозиции для интерьеров, муляжи овощей и фруктов и многое, многое другое.

Наши ребята увлеклись машинным вязанием.

Они работают как на универсальных механических машинках «Калинка», так и на японских машинах с перфокартами.

В результате у нас нет недостатка в теплых носках для наших ребят,

ни в жилетах, ни в кофтах.

Уже хорошо получаются шапки и шарфы, чехлы для телефонов, напульсники, ободки для волос.

Эти атрибуты подростковой субкультуры приносят им особенную радость.

Продукция мастерской

- мастерская по работе с деревом.

Работа в данной мастерской запланирована таким образом, что воспитанники на протяжении нескольких лет обучения знакомятся с разными породами древесины, их свойствами,

они осваивают работу по дереву с использованием специальных приспособлений и инструментов.

Оптимальным результатом обучения является освоение полного цикла изготовления изделия. От выкройки по лекалам

до выпиливания,

обработки и выравнивания поверхности,

до сборки элементарных конструкций.

В течение этих лет ребята получили первые навыки работы и первые результаты: пирамидки для детей, качалки, каталки, головоломки, подвесные качели, модели различного вида транспорта, машинки, лошадки с повозками, самолеты, танки, изделия бытового назначения: полки, мыльницы, подставки для цветов, шкатулки, разделочные доски, массажер - тренажер, настенные часы.

- студия изобразительного искусства.

Занятия изобразительной деятельностью с детьми с ограниченными возможностями здоровья способствуют сенсорному развитию детей. Формирует мотивационно - потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия мелких движений рук, что в свою очередь влияет на умственное развитие детей.

Занятия изобразительной деятельностью позволяют ребенку с проблемами ощутить мир во всем его богатстве и многообразии.

И через художественные виды деятельности ребенок имеет возможность выразить свои чувства, эмоции, впечатления об окружающем мире. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, так как оно является источником новых позитивных переживаний ребенка.

Детскими работами оформлены холлы, группы, классы, кабинеты и многое другое.

Дети являются постоянными участниками конкурсов и выставок, организованных Благотворительным Фондом «Взгляд ребенка».

Работы детей выставляются в музее Рериха, Дарвиновском музее, в Третьяковской галерее, в Московской городской Думе, в Московском доме общественных организаций

В результате систематических занятий воспитанников (в группах, индивидуальных, в классах, в мастерских) к 18 годам (этап, когда происходит переход из нашего интерната на другие формы проживания) можно констатировать результат реабилитационной работы: психосоматического состояние, уровень общего развития, уровень развития специальных навыков, уровень развития интересов и склонностей.

Публикации по теме:

Личностное развитие ребенка с умственной отсталостью Содержание: Проблема личности в современной психологии Развитие личности ребенка от 0 до 18 лет Специфика развития личности при У. О. Заключение.

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости
Опубликовано: 23 января 2014 в 16:20
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД