Папки-передвижки

Трудовое воспитание детей раннего возраста

Ветлугина Ольга
Трудовое воспитание детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Трудовое воспитание детей раннего возраста

Цель: формировать у детей положительное отношение к труду.

Виды труда :

•самообслуживание;

•общественно – полезный труд.

Публикация «Трудовое воспитание детей раннего возраста» размещена в разделах

В группах раннего возраста труд детей организуется в форме индивидуальных поручений, которые он выполняет вместе с воспитателем. Дети нуждаются в постоянном контроле. В силу своих особенностей, дети недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, еще не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей, часто отвлекаются, не доводят начатое до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата.

Поэтому малыши действуют вместе с воспитателем : помогают накрывать на стол, раскладывать материал для занятий, поливать растения, собирать овощи на огороде. Взрослый берёт на себя наиболее трудную работу, оставляя для ребёнка то, что ему посильно. В процессе работы педагог помогает ребёнку овладевать необходимыми навыками, справляться с возникающими трудностями, исправлять допущенные ошибки.

Задачи и содержание работы по самообслуживанию:

1. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

2. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок.

3. Учить пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

4. Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

5. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно – полезный труд : задачи и содержание работы:

1. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий : совместно со взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба, салфетницы, раскладывать ложки и пр.

2. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

3. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия.

4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия.

Привлекать детей к помощи мл. вос-ля (убрать салфетницы и хлебницы)

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д

Для развития и закрепления трудовых навыков у детей мы в своей работе используем игры и упражнения:

Упражнение «Закатаем рукава»

Упражнение «Намылим руки»

Упражнение «Выверни колготки»

Упражнение «Расставим стулья»

Упражнение «Застегни пуговицы»

Упражнение «Разложи карандаши»

Игра «Убери мусор в корзину»

Раскладывание книг в книжном уголке

Убрать строительный материал после игры

Целевое посещение столовой, наблюдение за работой повара

Работа в уголке природы: полив, рыхление, опрыскивание

комнатных растений. Наблюдение за посадкой лука.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей раннего возраста»

Первоначальные предпосылки развития трудовой деятельности и трудового воспитания детей закладывается в раннем возрасте. В качестве предпосылок становления трудовой деятельности рассматриваются развитие произвольных движений, развитие орудийных действий, развитие продуктивной деятельности, стремление к самостоятельному решению доступных практических задач.

На втором и третьем году жизни ребёнок овладевает отдельными результативными трудовыми действиями (расстегнуть пуговицы, снять колготки и т. п.). Овладение этими действиями и простейшей элементарной продуктивной деятельностью приводит к дальнейшему развитию произвольных движений, формированию различных двигательных навыков, пробуждает у ребёнка интерес к действиям взрослых, к простым трудовым процессам.

На третьем году жизни содержание самообслуживания усложняется. Дети должны освоить процесс мытья рук. Одевания и раздевания, учатся расстегивать и застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки, одевать предметы одежды в определённом порядке, замечать неопрятность в костюме и устранять с помощью взрослого.

В тоже время детей начинают привлекать к выполнению простейших трудовых действий с близким результатом: принеси, какие – либо предметы, поставь на стол хлебницу, салфетницу, собрать в коробку кубики с пола и т. д.

Однако, чтобы ребёнок смог достигнуть результат, малыша нужно научить видеть его, научить соответствующим действиям. Это осуществляется взрослым как при самообслуживании, так и в процессе хозяйственно- бытового труда. Где ребёнок выступает только зрителем, например: вымыли руки - они стали чистыми; вытерли полотенцем - стали сухие, чистые; выгладили куклам платья_ они стали красивые, глаженные. Эмоциональная реакция взрослого на достижение ребёнком результата формирует у ребёнка стремление к достижению заданных целей. Разъяснение и использование художественного слова взрослым во время осуществления простейших трудовых действий ребё нком позволяет связать процесс действия с результатом и целью: вымыли руки. Они стали чистые, - можно идти обедать.

Обучение трудовым действиям осуществляется в процессе индивидуального общения с ребёнком, в процессе ухода за ним. Обучение включает неторопливый показ, объяснение, как выполнить сначала одно, а затем ряд других действий в последовательности, прямую помощь. У маленького ребёнка происходит быстрая выработка привычек и быстрое их угасание. Поэтому необходимо постоянное повторение трудовых действий с учетом возможностей растущего ребёнка. Таким образом, постоянное повторение, объяснение и использование стихов, потешек взрослым в обучении детей раннего возраста трудовым действиям формирует у детей стремление преодолевать посильные в процессе достижения результата трудности. Предоставляем вам стихи, потешки, которые вы можете использовать дома приучая ребёнка к трудовым действиям.

1. Б. Белова С ДОБРЫМ УТРОМ!

Почему, встречаясь утром,

Говорим мы:

«С ДОБРЫМ УТРОМ»?

Потому что утром — солнце,

Темной ночи больше нет,

И свободно в окна льётся

Добрый-добрый,

Мирный свет.

С добрым утром, люди,

Взрослые и дети!

Радостно и дружно

Будем жить на свете!

А. Кузнецова

Кто умеет утром сам,

Просыпаться по часам?

– Я умею по часам,

Просыпаться утром сам!

Я умею на кроватке

Простыню расправить гладко.

И у скомканной подушки

Кулачком задвинуть ушки.

2. В. Степанов «Умывание» :

Утром звери просыпались,

Чисто звери умывались.

Лишь Медведь не умывался,

Неумытым он остался.

Стали мы его купать,

С головою окунать.

Плачет Мишенька: - Простите!

И меня вы отпустите!

Я большой,

Я буду сам -

Умываться по утрам! Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

3. «Расчесывание» :

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынка до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочку, слушайся. Под окном лиса поёт,

Петушка гулять зовё т:

"Петя, Петя, петушок,

У тебя есть гребешок,

Приходи на мостик,

Расчеши мне хвостик»

4. «Приятного аппетита» :

В. Берестов

А у нас есть ложка

Волшебная немножко.

На тарелочке – еда.

Не оставит и следа!

Кликнем ложку нашу –

Подберет всю кашу!

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало! Ю. Кушак

Прискакала к Маше,

Попросила каши.

- Ты не жмурься,

А ложку возьми,

Да себя и меня покорми:

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Маше ложечка,

И мне немножечко!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

Приятного аппетита!

5. «Спать пора» :

Л. Мей Баю-баюшки-баю…

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою.

Что на зорьке-то заре,

О весенней о поре,

Пташки вольные поют,

В темном лесе гнезда вьют.

Соловей-ка соловей,

Ты гнезда себе не вей:

Прилетай ты в наш садок,-

Под высокий теремок,

По кусточкам попорхать,

Спелых ягод поклевать,

Солнцем крылья обогреть,

Маше песенку пропеть.

Баю-баюшки-баю,

Баю Машеньку мою! П. Воронько Спать пора

Спать пора.

Наступает ночка.

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка.

Спи, дочурка, сладко.

Организация разнообразной трудовой деятельности с детьми раннего возраста в ДОУ.

В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатели формируют трудовые навыки, воспитывают ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, формируют положительные взаимоотношения между детьми. Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. В играх с куклами, игрушечными животными дети начинают отображать не только отдельные бытовые ситуации (кормление, укладывание спать, но и делают попытки передать трудовые действия окружающих людей (мамы, дедушки, няни в детском саду, продавца, врача, их взаимоотношения (мама ласково разговаривает с дочкой, врач внимательно слушает больного, продавец вежливо обслуживает покупателя). Для развития и закрепления трудовых навыков у детей мы в своей работе используем сюжетно – ролевые, дидактические игры, игровые упражнения. В таких сюжетно – ролевых играх как «Дочки – матери», «Семья» дети легко овладевают простейшими трудовыми действиями, необходимыми для формирования навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. (Раздевают кукол, укладывают спать, угощают чаем, моют посуду, берут сумочки и идут в магазин). Также используем дидактические игры, например: «Уложим куклу спать», «Покормим куклу», «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем». В этих играх у детей также формируются и закрепляются трудовые навыки (раздеть, уложить спать, накрыть на стол, после еды моют посуду, закрепляются некоторые приемы действий. Содержание всех игр направлено на то, чтобы формировать и закреплять трудовые действия, хотя наряду с этим мы решаем и другие образовательные задачи, например нравственное развитие ребенка. Формируем у детей навыки доброжелательных взаимоотношений (желание помочь товарищу, уступать друг другу, договариваться, стараемся вызвать добрые чувства (внимания, заботы) к кукле, передающей образ человека. Труд для детей раннего возраста это самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. В процессе обучения навыкам самообслуживания мы используем художественное слово, игровые ситуации с игрушками (приходит в гости кукла, которая показывает, как аккуратно вешают одежду на спинку стула). Для формирования первых навыков самообслуживания у детей, необходим показ действия, необходимо поощрять детей при попытках самостоятельно справиться с одеванием, умыванием, даже при незначительных достижениях детей. В повседневной работе с детьми приучаем поддерживать порядок в группе (убирать игрушки после игр, задвигать стульчики после приёма пищи). Трудовые навыки также закрепляются во время свободной деятельности, дети приучаются самостоятельно приносить и убирать материал на место после работы (это у детей получается не сразу, а после многократных показов, напоминаний, похвалы, многие упражнения в практической зоне способствуют овладению навыками застегивания, расстегивания, шнурования. Труд в природе : дети помогают поливать и опрыскивать комнатные цветы. Это происходит при нашем участии, так как дети раннего возраста при осваивании трудовых действий часто нуждаются в помощи. Дети учатся бережно обращаться с цветами, ухаживать за ними, наблюдать за ростом, все это воспитывает любовь и бережное отношение к природе. Труд на участке : зимой дети помогают расчищать дорожки от снега; летом посильная помощь в перекопке песка; помогают выносить корзину с игрушками. Во время прогулок проводим наблюдения за работой дворника. (Он подметает двор и дорожки, за машиной заезжающей во двор сада (Это водитель привёз ребятам продукты (хлеб, молоко). В процессе наблюдения за трудом водителя, дворника стремимся вызвать у детей доброжелательное отношение к ним, желание помочь. Эти наблюдения за трудом дворника, водителя закрепляются в играх в группе. При ознакомлении детей с трудом взрослых также используем иллюстрации различных профессий (доктор, парикмахер, водитель, дворник, орудий труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии», чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых. Для успешного решения задач нравственно - трудового воспитания уделяем внимание работе с родителями. В своей работе используем памятки и рекомендации «Как вырастить помощника», «Воспитание у детей навыков самообслуживания», беседы на тему «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка».

консультации «Учимся одеваться самостоятельно», «Учим детей самостоятельности», готовим фотовыставку «Наш день в саду».

Дидактическая игра: «Развесим белье»

Цель: формирование сенсорно-моторных и элементарных трудовых навыков у детей раннего и среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- Формировать операционные навыки трудовой компетентности детей.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развивать сенсорное восприятие.

- Стимулировать активность детей.

- Воспитывать желание трудиться, помогать вз

Публикации по теме:

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»Воспитание должно развить в человеке уважение и любовь к труду; оно должно дать ему и.

Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции»Фотоотчёт «Трудовое воспитание в самоизоляции» Сидим дома, не скучаем Уважаемые коллеги, продолжаю представлять Вашему вниманию фотоотчёт, как мои воспитанники проводят досуг со своими.

Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома»Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.

Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей»Из опыта работы «Трудовое воспитание в условиях школы-интерната для слабовидящих детей» Все мы знаем, насколько важен труд в жизни человека. В труде происходит нравственное развитие человека. Трудовая деятельность существенно.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Трудовое воспитание дошкольников  (из опыта работы) Трудовое воспитание дошкольников - это очень интересный вопрос. Однажды о трудовом воспитании дошкольников я услышала уникальную передачу.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Знакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитаниеЗнакомим дошкольников с профессиями используя трудовое воспитание В дошкольном возрасте основной вид деятельности -это игра. Используя в работе с детьми игру мы не только учим детей но и воспитываем. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание детей раннего возраста
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 10:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое воспитание детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ветлугина Ольга (УИ 2265757) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД