Каршина Светлана
Творческий отчёт «Усвоение нравственных норм детьми дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственные нормы – это требования, правила, определяющие, как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребёнка к определённым поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. (Л. А. Григорович)
Первыми представления о нравственных нормах, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и детском саду. Придя в детский сад, ребёнок попадает в мир, в котором соблюдение правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива. Для решения этой задачи наряду с традиционными формами работы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, поощрение, пример для подражание) я широко использую чтение художественной литературы, что позволяет не только интегрировать разные виды детской деятельности, но и использовать различные формы работы с детьми. Детская книга – одно из важнейших средств нравственного воспитания, она действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Но не всегда и не у всех детей, которым читается книга, складываются верные оценки, не все дети правильно воспринимают её идею. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы «нравственного урока» не приходит к детям само собой: его надо развивать и воспитывать. В связи с этим я стараюсь формировать у детей способность активно слушать произведение, находить в нем мораль.
Публикация «Творческий отчёт „Усвоение нравственных норм детьми дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой“» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Формы работы.
1. Чтение художественных произведений.
2. Беседа после прочтения углубляет воспитательное воздействие. Я, раскрывая основную идею произведения, помогаю детям оценивать поступки героев, подвожу к их оценке, направляю поведение детей. Такие беседы дают мне возможность проверить, правильно ли понимают дети содержание произведения, уточнить неверное восприятие.
3. После повторного чтения я опять провожу краткие беседы: детям задаю 3-4 вопроса, цель которых – развивать умение оценить поступок героя, заставить детей подумать о том, как бы они поступили, если бы оказались в таком положении. В конце беседы я помогаю, детям сделать вывод, на пример что обманывать плохо даже в шутку, один раз обманешь, другой раз не поверят.
4. Проигрывание ситуаций.
5. Выставки (книг, рисунков).
6. Театрализация.
7. Придумывание сказок, рассказов.
В целях большего воспитательного воздействия я старалось выбрать для чтения и бесед книги, связанные с опытом детей, с их переживаниями, с конкретной жизненной обстановкой. В таких случаях художественные образы ассоциируются с детским восприятием жизни, воспитательная ценность книги увеличивается. Для чтения я выбирала небольшие рассказы, стихи реалистического содержания - на пример рассказы Л. Н Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Осеевой, Н. Н. Носова, стихи А. Л. Барто, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и других писателей. Их краткость и предельная простота дают возможность детям легко усвоить нравственные нормы.
Желая, чтобы дети более внимательно относились друг к другу, умели видеть проблемы других людей, стремились помощь бескорыстно, я прочитала им рассказ В. Осеевой «Три товарища», сказки В. Катаева «Цветик - семицветик» и О. Пройслера «Маленькая Баба- Яга». Помогла детям сделать некоторое обобщение: «Хорошие товарищи – те, которые помогают другу в беде. И вы, тоже должны быть друг к другу добрыми, друг другу помогать».
Особенно заметно отразился на поведении детей рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». «Волшебное слово» вошло в детский быт, в их повседневные взаимоотношения.
Для формирования у детей желание говорить правду про себя в любой ситуации я прочитала детям рассказы Л. Н. Толстого «Косточка», В. Драгунского «Всё тайное становится явным». Дети сделали для себя вывод, что лучше говорить правду о своих поступках.
Я, конечно, не приписываю успех в усвоении нравственных норм детей только влиянию художественной литературы и проведённых бесед. Бесспорно, это достигается всей кропотливой повседневной воспитательной работой.
Можно, однако, сделать вывод: художественные рассказы, стихи, сказки с ясно выраженной моралью дети внимательно слушают, хорошие результаты дают несложные беседы о прочитанном. Путём этих бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения.
1. Для усвоения детьми нравственных норм можно использовать этические беседы, связанные с фактами и событиями детской жизни или после чтения художественных рассказов, стихов и сказок.
2. Эти формы дают возможность планомерно воздействовать на всех детей группы: у всех детей создаются представления о том, что хорошо и плохо, формируются оценки хороших и плохих поступков.
Результат: Дети стали лучше разбираться в своих поступках и поступках своих товарищей, а также активно на них реагировать.