ТАТЬЯНА ДЁМИНА
Творческий отчет: «Экспериментирование дошкольников как специально организованная деятельность детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование дошкольников как специально организованная деятельность детей по программе «Детский сад – дом радости» Н. М. Крыловой.
[/b]
«Детское экспериментирование
претендует на роль ведущей
деятельности в период
дошкольного развития ребёнка».
Н. Н. Поддьяков.
Научная и практическая востребованность исследуемой проблемы.
Публикация «Творческий отчет: „Экспериментирование дошкольников как специально организованная деятельность детей“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Цель работы.
Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду - познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Результаты современных психологических и педагогических исследований Ю. К. Бабанского, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, И. Д. Зверева, И. Я. Лернер, Г. И. Щукиной и др. показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийном, а в основном, в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности детей создаются такие ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином природном законе, явлении. Детское экспериментирование, понимаемое нами как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы, явления наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, замечательное ещё и средство интеллектуального развития дошкольников.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ духовно-культурного познания им окружающего мира.
По мнению академика Н. Н. Поддьякова, работы которого меня, как педагога ДОУ, увлекли в большей степени «. в деятельности экспериментирования ребёнок выступает, как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения, а процесс познания - это творческий процесс. «Детское экспериментирование», (по Н. Н. Поддьякову, является ещё и ведущим функциональным механизмом творчества ребёнка. А творческие личности, по-моему, - это люди, сохранившие в себе черты детства, с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Мы же, педагоги ДОУ, сегодня сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не могу, не умею». Причем, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования, поисково-исследовательской его естественной активности позволяет мне, как воспитателю ДОУ, естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело по силам, интересам и способностям, ребёнок самореализует себя. Детское экспериментирование, как творчество, когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется ребёнком в деятельности, развивается согласно логике культурно-исторического процесса. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка, в процессе чего основополагающие законы природы выводятся ребёнком самостоятельно, как результат постановки опыта, проведённого наблюдения.
Исходя из выше освещенной актуальности организации поисково-исследо-вательской деятельности дошкольников для развития познавательного интереса дошкольников, можно сформулировать цель моей углублённой работы с детьми-дошкольниками:
-Создание условий для формирования основ целостного
мировидения ребёнка, интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого его развития средствами детского
экспериментирования.
И выделить для себя поставленную педагогическую проблему:
-Построение системы формирования познавательного интереса,расширения и активизации словарного запаса ребёнка в процессеэкспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Постановка этих целей и проблемы является углублением приоритетного
направления моей педдеятельности на протяжении последних лет моей работы воспитателем в дошкольном учреждении.
Научно - теоретические основы темы. Мотивирование поставленных задач.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. И это во многом зависит от меня, воспитателя ДОУ.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребёнка, этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в котором знания приобретаются.
На протяжении всего дошкольного детства, по моему стойкому убеждению, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личностных качеств ребёнка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которой мною понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков (ЗУНов, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным моим руководством, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности:
• Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним,
осуществляемые ребёнком практические действия выполняют
познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию,
создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
«Расскажи - я забуду,
Покажи - я запомню,
Дай попробовать - я пойму».
(китайская пословица)
Усваивается всё ребёнком прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Вот на этом и основываю активное внедрение детского экспериментирования в свою практику педагогической деятельности.
Я делаю всё больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. А теоретической базой этой работы для меня являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида поисково-исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая,наряду с игровой, является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Поддьяков. 1995 г. Поддьяков Н. Н. выделяет два основных вида поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
I вид - активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребёнка: выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. Ребёнок в процессе экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
II вид - организуется взрослым, который выделяет существенные
элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий, т. е. ребенок, получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Меня, как педагога ДОУ, интересует проблема взаимодействия этих двух видов организации поисково-исследовательской деятельности детей и создание целостной системы этой деятельности через все возрастные периоды дошкольного детства.
«Больше слушать, чем говорить; больше наблюдать, чем показывать; оказывать помощь в работе воспитанникам, избегая задать ей определённое направление».
Задачи,которые я себе определила для построения системы развития я познавательного интереса, активного словарного запаса в процессе поисково-исследовательской деятельности ребёнка, для его интеллектуального формирования следующие:
* Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
* Использовать познавательно-исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребёнка (в сочетании с другими видами деятельности);
*Обеспечивать освоение культурных основополагающих форм упорядочения опыта:
• причинно-следственные,
• родовидовые,
• пространственные отношения,
• видовые отношения
* Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-
символическому:
• схематизация;
• символизация связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира
* Развивать у детей познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение;
* Расширять кругозор ребёнка, его активный словарный запас, его творческие способности.
* Развивать у ребёнка потребность в интеллектуальном общении.
В процессе детского экспериментирования стремлюсь научить детей:
• видеть и выделять проблему;
• решать проблему;
• анализировать объект или явление;
• выделять существенные признаки и связи;
• сопоставлять различные факты;
• выдвигать гипотезы, предложения;
• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;
• осуществлять эксперимент;
• делать выводы;
• фиксировать этапы действий и результаты графически.
И здесь мне хочется привести слова В. Сухомлинского, которые являются для меня путеводными при работе с детьми по этому приоритетному направлению своей педдеятельности в ДОУ:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем
мире что-то одно, но открыть так, чтобы
кусочек жизни заиграл перед детьми всеми
красками радуги. Оставляйте всегда что-то
недосказанное, чтобы ребёнку захотелось
ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
И свои отношения с детьми в познавательной, поисково-исследовательской деятельности строю на основе партнёрства.
Целостность, преемственность, интеграция, применяемые технологии.
[/u]
В образовательном процессе, организовываемом мною с детьми-дошкольниками, традиционно присутствуют обучающие занятия по «ознакомлению с окружающим». Как правило, у многих воспитателей, да и у меня раньше, они строились в форме рассказа воспитателя, излагающего систематизированные знания о той или иной сфере действительности, и вопросов к детям, направленных на «закрепление» этих знаний. Дети, по-моему, на таких занятиях обычно лишаются возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации. Я на практике убедилась, что развитие познавательной инициативы детей наиболее эффективно может быть решена в условиях организации занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской, познавательной деятельности, и дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Наряду с занятиями, хочется отметить, что экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, прогулку, опробование (по Н. М. Крыловой). Это подтверждают многочисленные примеры. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы:
• что произойдёт со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки.
• как освободить бусинки из ледяного плена и т. д.
Имея всё это ввиду, работая каждый год на различных возрастных группах ДОУ, на подмене, я стремилась всё же построить систему развития познавательного интереса, интеллектуальных способностей ребёнка через культурно-смысловые контексты для познавательно-исследовательской его деятельности, отдавая большее предпочтение детскому экспериментированию.
При этом использовала технологии по экологическому воспитанию Н. Николаевой и С. Рыжовой, по физическому экспериментированию И. Э. Куликовской и Н. Н. Совгир, по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Т. Н. Дороновой, Н. А. Коротковой, Л. И. Кривовой, Л. Н. Прохоровой, но при этом руководствуюсь рекомендациями построения занятий по технологии Н. М. Крыловой.
Схематично культурно-смысловые контексты системы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, которые послужили своеобразными посредниками между моими «педагогическими интересами» и интересами детей я изобразила в виде таблицы. В рамки этих культурно-смысловых контекстов детской познавательно-исследовательской деятельности я ввожу любые содержания, входящие в курс ознакомления дошкольников с окружающим миром.
Опыты и классифицирование, как первые два типа исследования уже
присутствуют в свободной самостоятельной деятельности моих старших
дошкольников. А вот «исследования — путешествия» пока инициируются мною,воспитателем.
Если сделать выборку из сценариев-конспектов технологии «Детский сад -дом радости» Н. М. Крыловой познавательно-исследовательской деятельности детей, то вырисовываются основные темы познавательного цикла (см. таблицу №3) в культурно-смысловых констектах. Познавательно-исследовательская деятельность детей, организовываемая мною с детьми-дошкольниками, входит в целостную систему работы ДОУ по НМС «Детский сад-дом радости» Н. М. Крыловой. И этот вид деятельности вполне интегрируется с другими видами деятельности детей. И так как на протяжении ряда лет ДОУ ставит одной из главных задач работу с родителями, я в индивидуальных доверительных беседах с родителями своих дошкольников информирую -их о результатах обследования детей, о ходе формирования познавательного интереса ребенка, его интеллектуальных способностей, развития активного словаря. Вместе с тем в тактичной форме обсуждаю с конкретными родителями проблемы их ребёнка и возможные пути помощи ему не только в детском саду, но и в семье. Каждому родителю представила памятки «Что могут родители?», «Что «нужно» и «нельзя».
В разработанных памятках отмечены факторы, способствующие развитию речи, мышления, воображения, памяти, активизируют познавательную деятельность детей. Этим я стремлюсь устанавливать преемственность с семейным воспитанием.
Этапы педдеятельности по организации познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников.
Выбрав для своей педдеятельности направление по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, решая проблему по построению системы формирования познавательного интереса, расширения и активизации словарного запаса ребёнка в процессе экспериментальной деятельности детей - дошкольников, я отмечаю для себя три этапа педагогической деятельности.
I этап - подбор и изучение педагогических технологий познавательного
цикла, моделирование занятий по ознакомлению с
окружающим с элементами экспериментирования по технологии Н. М. Крыловой «Детский сад- дом радости», подбор литературы по детскому экспериментированию.
II этап - построение предметно-развивающей среды, подбор материалов для познавательно - исследовательской деятельности дошкольников старшего возраста.
III этап - построение и переработка системы формирования познавательно - исследовательской деятельности детей
старшего возраста в рамках культурно - смысловых контекстов. Обследование активности детей в исследовательской деятельности.
На первом этапе, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных, речевых способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, я сталкивалась с такими трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствием методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-экспериментирования с различными материалам. Я испытывала затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом, хотя это я находила частично у Н. М. Крыловой. Я на данном этапе продолжала прорабатывать занятия познавательного цикла по технологии Крыловой «Детский сад-дом радости» для различных возрастных групп. При этом участвовала в работе творческой группы ДОУ «Адаптация программы Н. М. Крыловой «Детский сад-дом радости», подготовила материал для педчтения по теме «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментально-иследовательской деятельности». Но уже назревала необходимость создания системы работы по познавательно-исследовательской деятельности детей, как одного из основного вида деятельности дошкольников. Но из-за подменного режима работы за эту проблему взяться было много трудностей. С целью, узнать какой опыт есть у воспитателей города по интересующему разделу моей педдеятельности, я участвовала в работе МО воспитателей ДОУ города.
На 2-м этапе работы я начала с подбора конкретных материалов для предметно-развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме в дополнение к технологии Н. М. Крыловой. Я понимала, что толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддерживания интереса к экспериментированию мною стали практиковаться задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы, в уголке экспериментирования «живут» персонажи, придуманные и сделанные совместно с детьми.
Младший возраст
Любопытство, любознательность: Зайчик-Любознайчик. (много хочет узнать и многим интересуется, у него большой кармашек для вопросов).
Средний возраст:
Познавательные занятия с элементами экспериментирования Удивление от открытий.
Утенок - Удивлёнок. (рюкзак для нужных вещей).
Старший возраст.
Много задают вопросов: Отчего? Почему? Зачем?
Мишутка- Почемучка
Подготовительный возраст:
Выдвижение гипотез (споры)
Незнайка + умный персонаж Капитошка, Мишка-Топтышка.
Эти герои вместе с детьми составляли правила работы с различными материалами, разучивали их. Отрадно, что эти герои стали для ребят не неодушевлёнными куклами, а настоящими друзьями, с которыми можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытий.
Создавая свою систему организации поисково-исследовательской деятельности детей, я использовала ещё разработки Л. И. Кривовой, Л. Н. Прохоровой. Но при всём этом не забывали о Мишке, который сопровождает и участвует во всей жизни дошкольной группы по рекомендациям Н. М. Крыловой. И вводя детям, новые персонажи для исследовательской их деятельности, я старалась обыграть их вместе с Мишкой. Между ними возникали споры, проблемы, которые ребята вовлекались разрешить, доказать. Я выяснила, что занятия познавательного цикла целесообразно проводить с детьми один раз в неделю. Конкретное содержание занятий строю по определённым лексическим темам понедельно на весь учебный год. Подбирая раздаточный материал для детского экспериментирования в контексте «опыты», на конкретное занятие, один набор обязательно оставляем в уголке экспериментирования в группе, где им можно было бы ещё детям воспользоваться в самостоятельном экспериментировании.
Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности по культурно-смысловым контекстам
(старший дошкольный возраст)
I Опыты / экспериментирование
II Коллекционирование/ классификация
• Состав и свойства почвы
• Условия жизни растений
• Движение воздуха (ветер)
• Свойства и движение воды
• Состояния и превращения
вещества
• Металлы и свойства магнита
® Свет и цвет в природе
• Оптические эффекты: макро и
микромир
• Времена года (сезоны)
• Мир растений
• Мир животных
• Виды минералов (камни)
• Виды транспорта
• Виды строительных сооружений
• Виды профессий
® Виды спорта и т. д.
III Путешествие по карте (пространство мира)
IV Путешествие по «реке времени» (историческое время)
• Поверхность Земли и стороны
света
• Океаны и их обитатели
• Северные земли и их обитатели
• Наша страна Россия
• Части света
• Страны и континенты
• Обитатели Земли
• Космос • История моей семьи
• Настоящее и прошлое
человечества
• История жилища и бытоустройства
• История огня (освещение и тепло)
• История сухопутного транспорта
• История мореплавания
• История письменности
(книгопечатание)
• История коммуникации (почта)
• История профессии
Предметные материалы, используемые на занятиях познавательно-экспериментального цикла.
В контексте «Опыты»
Уголок опытов, пополняющийся новыми экспериментальными наборами.
В контексте «Коллекция-классификация»-
Классификационные таблицы в энциклопедиях, реальные коллекции, «открытые для пополнения»
В контексте «Путешествие по карте»-
Физическая карта с отмечаемыми маршрутами и метками частей света, континентов, открытая для дополнения-свободного и в процессе дальнейших занятий и различных видов деятельности детей
В контексте «Путешествие по реке времени» (перспектива)
Панно «Река времени», открытое для дополнения-свободного и в процессе дальнейших занятий, различных видов деятельности. Иллюстративный материал энциклопедического характера.