Оксана Григорьева
Творческий проект для детей старшей группы «От зернышка до солнышка»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Творческий, долгосрочный январь2022-март2023 «От зернышка до солнышка"
Участники: дети 5-6 лет
Актуальность: Проект возник из-за интереса детей откуда берется хлеб, как он попадает к нам на стол? Выяснилось в беседах, что дети не знают, как и из чего пекут хлеб, как выпекают вкусные блинчики на завтрак в детском саду, как выращивают пшеницу на полях родного края, какой хлеб бывает? Дети-исследователи окружающего мира. Проект предоставляет возможность детям для творчества, для развития активности, самостоятельности, умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, а также дает первичные представления, что несомненно пригодиться будущим школьникам. Дети знакомятся с понятиями: сельская местность, мельница, жернова, комбайн, колосья, хлебобулочные изделия, хлебозавод, учатся работать со справочной и художественной литературой. Проект назвали «От зернышка до солнышка» в ходе которого дети проследят весь процесс изготовления муки, научатся замешивать тесто и выпекать круглые блины, как солнышко.
Публикация «Творческий проект для детей старшей группы „От зернышка до солнышка“» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Дать представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, о труде взрослых в сельском хозяйстве и промышленности. Способствовать развитию у детей познавательной активности по теме проекта. Учить детей замешивать тесто для выпечки блинов, дать представления об ингредиентах для теста. Представить свой проект другим детям и родителям.
Задачи:
Познакомить детей с работой сельхозтехники, с работой мукомольного комбината и хлебозавода, ознакомиться с различными видами хлебобулочных изделий, познакомить с ингредиентами, необходимыми для выпекания блинов.
Формировать представление детей об окружающем мире, бережное отношение к хлебу.
Воспитывать у детей интерес к поисково-исследовательской деятельности.
Вызывать у детей интерес и любознательность, положительный настрой, обогатить новыми яркими впечатлениями.
Знакомство с профессиями комбайнер, мукомол, пекарь, кондитер.
Предполагаемый результат:
Совместно с воспитателем научиться замешивать тесто для выпекания блинов.
Провести мастер класс по выпечке блинов совместно с воспитателем.
Сформировать у детей представление о разнообразии профессий.
Сформировать у детей представление о разнообразии и способах изготовления муки.
Заинтересовать детей темой, повысить их познавательную активность.
Систематизировать знания детей по теме проекта.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Сбор и систематизация информации;
Рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли;
Подготовка контейнера для высадки зерна;
Просмотр видео фильма «Как растет пшеница»
Составление плана работы проекта;
Рассматривание энциклопедий;
Чтение историй и просмотр мультфильма про мельницу
План работы проекта
январь Знакомство с видами семян и растений, беседа о том, что нужно для прорастания зерна.
Подготовка и высадка зерен в контейнеры.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
растения на разных этапах (пшеница, ячмень, овес)
Ход игры: Наборы карточек раздать играющим. Предложить детям разложить их по порядку (от семени до взрослого растения). Составить рассказы о развитии растения с опорой на полученные знания.
Пополнение библиотеки группы справочниками, энциклопедиями по теме.
Чтение и обсуждение сказок (Приложение1, рассказов, пословиц; заучивание стихов о зерне и хлебе. Информирование родителей о интересе детей. Обогатился словарный запас детей новыми словами
Февраль Наблюдение за ростом зерна
(фотофиксация, ведение дневника роста.
Проведение эксперимента по изготовлению муки из семян при помощи плоских камней (жернова) и кофемолки (мельница).
Инсценировка сказки «Ленивый волк». Приложение 2.
Помощь и участие родителей в инсценировки сказки. Таблица с результатами роста растений.
Получение муки в ходе эксперимента.
В процессе инсценировки сказки дети познакомились с новыми словами, терминами, оборотами речи, обогатили свой словарный запас.
Март Мастер класс по изготовлению выпечки. В ходе мастер класса дети самостоятельно замешивали соленое тесто и «выпекали» различные виды хлебобулочных изделий (улитка с маком и круассан).
Составление технологической карты для приготовления блинов.
Презентация проекта детям сада и родителям.
Мастер класс по выпеканию блинов. Помощь в проведении мастер класса по изготовлению блинов. Дети ознакомлены с необходимыми ингредиентами и способами изготовления блинов.
Грамоты для участников проекта.
Приложение 1
Колосок
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко.
Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись.
А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу.
И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Кончил петушок молотить и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
— А кто понесёт? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на мельницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл.
А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовё т мышат:
— Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок.
А мышата опять своё :
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть.
Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут.
И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть.
И за стол сели.
А петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
— Ты нашёл! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
— Всё ты. Всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает.
Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
КОНЕЦ
Лисичкин хлеб
М. ПРИШВИН
Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.
— Это что за птица? — спросила Зиночка.
— Терентий, — ответил я.
И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей, что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных. Еще у меня была в кармане кровавая ягодка костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.
— Кто же их там лечит? — спросила Зиночка.
— Сами лечатся, — ответил я. — Придет, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнет топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнет. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдет. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка и ранку эту затянет.
Тоже нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
— Откуда же это в лесу взялся хлеб?
— Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
— Заячья.
— А хлеб — лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть:
— Хороший лисичкин хлеб!
И съела весь мои черный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берег, а как я из леса лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:
— Лисичкин хлеб куда лучше нашего!
Приложение 2
Ленивый волк.
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.
Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
— Ты что ешь, человече?
— Хлеб, — отвечает косарь.
— А он вкусный?
— Да еще какой вкусный!
— Дай мне отведать.
— Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.
Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
— Прежде всего надо землю вспахать…
— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
— И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.
— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю.
— Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
— И буду хлеб есть?
— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
— И все?
— Нет, не все. Надо муку в деже* замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.
— И спечется хлеб?
— Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Сколько хлопот и трудов! Нет уж, хоть и вкусен хлеб, но жил без него и дальше так проживу.
Так и живёт волк без хлеба.