Папки-передвижки

Из опыта работы по реализации Коми регионального компонента. Творческий проект «Мини музей — Коми изба»

Жанна Бородина
Из опыта работы по реализации Коми регионального компонента. Творческий проект «Мини музей — Коми изба»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.

Творческий проект

«Мини музей - Коми изба»

Разработала руководитель проекта - воспитатель Жанна Николаевна Бородина

Сыктывкар, 2024 г.

Актуальность проекта:

Публикация «Из опыта работы по реализации Коми регионального компонента, Творческий проект „Мини музей — Коми изба“» размещена в разделах

Духовный патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Ведь для ребёнка дошкольного возраста ознакомление с жизнью своего народа выступает как условие его социализации, формирования интересов и положительного отношения к окружающим людям. Ведущие специалисты дошкольного воспитания, Р. И. Жуковская, М. И. Богомолова и С. А. Козлова, доказали, что детям необходима подготовка к восприятию элементарных исторических знаний.

В наши дни дети очень мало получают информацию о Коми культуре и быте. Поэтому мы всерьёз задумались над проблемой приобщения детей к истокам Коми народной культуры. Безусловно, и раньше в этом направлении велась определённая работа: в каждой группе оформляется Коми уголок, где разные дидактические игры, книги и альбомы нашего района, и Коми края. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому наш коллектив решил выделить в ДОУ небольшое помещение и оборудовать его виде комнаты в Коми избе. Создавая музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик.

Участники проекта:

Участниками проекта являются воспитанники МАДОУ Д/С №65, директор ДОУ, старший воспитатель, педагог – психолог, воспитатели, специалисты, родители.

Вид проекта:

Проект является творческим, исследовательским, открытым, детско-взрослым, познавательным, бессрочным.

Области интеграции проекта:

Реализация мероприятий проекта предполагает интеграцию всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Мероприятия проекта будут реализованы в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, трудовой, а также в процессе восприятия произведений художественной литературы.

Цель проекта:

Целью проекта является создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре Коми народа, традициям родного края через работу в «Коми избе» в ДОУ.

Главная цель проекта - собрать предметы, которые «рассказывают» детям о жизни и быте наших предков, обратить внимание на редкие и уникальные предметы Коми старины, собранные в музее. И тогда дети с удовольствием узнают о происхождении этих предметов, их назначение, стараются запомнить названия. Важно заинтересовать воспитателей в проведении занятий с детьми, рассказывать об экспонатах, представленных в музее, ощутить предназначение предметов.

Задачи проекта:

- Дать детям представления о традициях Коми народа;

- Познакомить с особенностями традиционных жилищ Коми народа;

- Способствовать расширению и углублению знаний о внутреннем обустройстве Коми дома, о назначении, местоположении основных предметов быта;

- Развивать познавательные способности, творческое воображение и мышление, коммуникативные навыки;

- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми;

- Воспитывать тёплые чувства к культуре и традициям Коми народа.

Описание проекта:

Каждая личность, принадлежащая к той или иной национальности, соединяет в себе представления о своей национальности, принадлежности к ней, ценностные установки к другим национальностям.

Поэтому важной методологической установкой в создании Коми избы воспитатели ориентировались на то, чтобы национальные ценности при ознакомлении детей с жизнью, бытом, культурой Коми народа органически сочетались с общечеловеческими. В «Коми избе», мини музее детского сада, можно провести цикл занятий. Занятия служат обогащением представлений детей о быте Коми человека с последующей реализацией представлений и отношений в их самостоятельной деятельности. С учётом особенностей эмоционального восприятия ребёнка и наглядно – образного мышления, знакомство с жизнью в доме происходит через образ хозяйки (Коми Ань - кукла). Этот образ вводит детей в быт семьи, погружая в простое, но целесообразное обустройство дома Коми людей, обучая при этом действиям с домашней утварью.

При ознакомлении детей с посудой, предметами труда обращаем внимание детей на наиболее распространенные материалы, которые использовались при изготовлении (дерево, береста и глина). При ознакомлении с одеждой акцентируется внимание детей на материалах, из которых они изготовлены (лён, шерсть, мех и т. д.) Узнают они и о традиционной пище Коми народа. Постепенно ознакамливаются дети с мужскими и женскими видами хозяйственных работ по дому: вязание, плетение, ткачество, прядение, гончарство, работы по дереву. Важно эмоционально оживить помещение мини музея, «вдохнуть» тепло жилого помещения.

Этому способствуют возможные эмоциональные ситуации:

- Чаепитие с шаньгами за самоваром;

- Вытащить горячий чугунок с картошкой с помощью ухвата;

- Укладывание ребёнка в колыбель;

- Приготовление национального блюда;

- Рисование Коми орнамента;

- Работа с глиной, солёным тестом;

- Плетение из бересты;

- Использование фольклора: загадки, пословицы, поговорки, приметы, песенки, потешки.

- Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, позволяющих сравнить один и тот же дом, улицу в настоящем и прошлом.

Прогнозируемые результаты реализации проекта:

- Значительно вырос уровень познавательных знаний о жизни Коми народа, их быте и традициях у детей дошкольного возраста;

- Повысился уровень познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

- Использование детьми полученных знаний в свободной деятельности;

- Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий в Коми избе;

- Более совершенствовались мини - музеи по Коми культуре в группах;

- В дальнейшем Коми избу можно будет дополнять новыми предметами старой утвари, наиболее интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.

Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта:

Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта см. в Приложении № 2.

Приложение № 1

Этапы создания «Коми избы»:

- Детальное обследование всех групп детского сада и выделение наиболее удобного места для мини музея «Коми избы» группа №11;

- Раскраска стены под вид избы с внутренней стороны, с добавлением Коми орнамента;

- Начало сбора материала, т. е. для начала мебель старинную - это длинные скамейки и длинный стол;

- В одном из уголков «Коми избы» оформление печи (нарисованную на большом ватмане);

- Создание «Красного угла» с иконами, устройство полок для посуды и люльки для младенца;

- Сбор старинной утвари и посуды из бересты, дерева и металла.

- Размещение «Хозяйки» дома в Коми национальном наряде, т. е. куклы.

- Приготовление «Еды» с помощью папье - маше, солёного теста на стол из национальной кухни Коми народа;

- Составление графика посещения мини музея «Коми изба» + «Журнал посещаемости мини музея»;

- Создание «Журнала музейных предметов» с порядковым номером;

- Изготовление альбомов и подбор пособий с наглядным материалом: «Жилище Коми народа – Коми изба», «Национальная одежда народа Коми», «Национальный орнамент народа Коми», «Народные промыслы народа Коми», «Национальная кухня народов Коми», тематические альбомы: «Наш город Сыктывкар», «Наш посёлок Краснозатонский» и т. д. ;

- Картотека «Подвижные и хороводные игры народов Коми» + (атрибуты к играм);

- Дидактические игры: «Найди одинаковые элементы Коми орнамента», «Составь узор», животные и растения Республики Коми «Кто живёт в лесу?», «Что растёт в лесу?», «Собери герб», «Парные картинки»;

- Лото: «Знаменитые люди Республики Коми», «Животные и Птицы Республики Коми», «Памятники и Музеи республики Коми», «Ремёсла Республики Коми», «Праздники Республики Коми»

- Игра бродилка «Путешествие по Республике Коми»

Задачи создания «Коми избы»:

- Развивать познавательный интерес ребенка к национальным традициям Коми народа, к их жизни и быту;

- Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в уголке Коми избы;

- Привлекать детей к участию в Коми праздниках, в изучении родного Коми языка, народных играх;

- Дать детям сведения о размещении предметов мебели, «Красного угла», люльки, печи в интерьере избы;

- Использовать знания и умения детей в создании Коми уголка в группах;

- Использовать Коми избу для проведения ОД при ознакомлении детей с национальной культурой;

- Ознакомить с разными предметами домашнего обихода в старину и показать разницу с современным окружающим миром;

- Сделать общение ребёнка интересным и познавательным;

- Формировать чувства гордости к национальным традициям, жизни и быта Коми народа;

- Формировать умение передавать свои впечатления от пребывания в Коми избе в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

- Проводить в Коми избе в разные времена года игры, экскурсии, исследования, мастер – классы.

Приложение № 2

Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта:

1. «Родник» Е. И. Пантелеева, Сыктывкар 1998 г. (методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа Коми)

2. «Ознакомление с искусством», Сыктывкар 2007 г. (методические рекомендации к программе «Парма»)

3. «Ознакомление детей дошкольного возраста с Коми краем» Сыктывкар, 1990.

4. Пантелеева Л. В. Музей и дети. – М. : Издат. Дом «Карапуз», 2000.

5. Дыбина О. В. Что было до … - игры путешествия в прошлое предметов. – М., 2001.

6. Детям о Республике Коми: Парциальная образовательная программа дошкольного образования. Издат. ООО «Анбур» Авторы: З. В. Остапова, М. В. Рудецкая, И. Н. Набиуллина, Т. И. Чудова, 2020г.

Приложение №3

График посещения мини музея «Коми изба»:

Понедельник, Четверг:

9:00 - 11:00

Вторая младшая и средняя группа.

Пятница:

15:30 - 17:00

Старшая и подготовительная группа.

Каждая группа заранее записывается в Журнал посещения мини - музея «Коми изба»

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумомСоздание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом Дистанционная педагогическая конференция Доклад на тему: «Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с.

Композиция «Воспитатель с детьми» к Международному Дню Снеговиков в рамках реализации регионального компонентаКомпозиция «Воспитатель с детьми» к Международному Дню Снеговиков в рамках реализации регионального компонента Главный зимний герой помимо деда Мороза – это Снеговик. Какая же зима без любимца детворы? Вот и он удостоен чести праздновать свой День.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

Мини-музей «Коми изба» в детском садуМини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.

НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова»НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: ««Первый снег в произведениях Омских поэтов Татьяны Четвериковой.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по реализации Коми регионального компонента. Творческий проект «Мини музей — Коми изба»
Опубликовано: 24 марта 2024 в 13:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по реализации Коми регионального компонента. Творческий проект «Мини музей — Коми изба»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Бородина (УИ 1386130) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД