МААМ-картинки

Творческий проект «Веселые капельки» (дополнительное образование)

Лиана Панова
Творческий проект «Веселые капельки» (дополнительное образование)

Творческий проект

«Веселые капельки»

(Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности)

(дополнительное образование)

Автор: Панова Лиана Станиславовна

воспитатель

педагогическое звание «Воспитатель-методист»

ДОУ №6 «Росинка»

"Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

(В. Сухомлинский)

Актуальность проекта :

Публикация «Творческий проект „Веселые капельки“ (дополнительное образование)» размещена в разделах

«Духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого она - засушенный цветок».

В. Сухомлинский

Дошкольное детство - период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте 5 - 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

Танцам отводится особое место в процессе музыкально эстетического воспитания детей дошкольного возраста, так как, будучи выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческой активности детей, а так же доставляют им большое удовольствие и радость. По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особую практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивна деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей. Использование творческого воображения детей и умение придумывать и выполнять то оригинальное позволяют превратить танцы в самую приятную физическую активность. Энергичные движения под музыку, способствуют развитию силы и гибкости, а так же обеспечивают здоровье и нормальное развитие детского организма.

На основе анализа проведенной диагностики по музыкально - ритмическим движениям, и проведя педагогические наблюдения в ДОУ №6, выяснилось, что у детей двигательные навыки недостаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительного проекта, который поможет в работе с детьми, для развития танцевально творческих способностей.

В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип - воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мнение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу способствуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное влияние на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач.

В контексте современной гуманистической парадигмы образования в Донецкой народной Республике возникает необходимость коренного пересмотра не только ее содержания, но и самого процесса целостного развития человека. Особенно актуальной эта проблема на этапе дошкольного образования как первоосновы социокультурного становления личности. Типовая программа одной из содержательных линий жизнедеятельности детей признает искусство, которое направлено на формирование эстетического отношения к реальному миру и предусматривает художественно-практическую и творческую деятельность. Эффективным средством усвоения наследия гуманитарной культуры является музыкально-ритмическая деятельность.

Систему музыкального воспитания с помощью ритмичных движений, то есть воспитания чувство ритма через движение, органически связан с музыкой, одним из первых разработал еще в начале века швейцарский музыкант и педагог Е. Жак-Далькроз. Активно пропагандировала единство музыки и движений, в синтезе должны стать средствами физического, эстетического, нравственного воспитания детей, известная американская танцовщица Айседора Дункан. Важнейшим в движениях Дункан считала искренность, непосредственность, грацию и непринужденность.

В последующие годы решающую роль в становлении и утверждении советской системы музыкально-ритмического воспитания сыграли отечественные ученые и педагоги. Среди них заметное место принадлежит Н. Александровой, М. Румер, А. Коноровой. Основательные научные исследования в области дошкольного музыкально-ритмического воспитания провели Н. Ветлугина, А. Кенеман, М. Пала-вандишвили и др.

Важность и значимость занятий музыкально-ритмической деятельности объясняется тем, что танец по своей природе является синтетическим видом искусства, который сочетает в себе духовно-культурный и телесно-культурный компоненты, гармония которых влияет на разностороннее развитие детей. Теоретики хореографической педагогики (Л. Богаткова, В. Верховинець, Коваль, Е. Конорова, Б. Мануйлов, А. Фомин, А. Шевчук) считают, что приобщение ребенка к танцевальному искусству важно для его духовного развития, формирование необходимых моральных качеств и раскрытия творческого потенциала. Танцевальная деятельность способствует и улучшению физического развития, укреплению здоровья, формированию интереса к двигательной деятельности (Е. Вильчковський, К. Глушак, О. Сайкина, А. Тараканова, Ж. Фирилеева и другие).

Важной социальной задачей, призваной решать все звенья образования - является воспитание культурной, духовно обогащенной личности, с активной жизненной позицией и творческим подходом к деятельности. Под творчеством понимается психический процесс создания новых ценностей. По мнению психологов (Г. Альтшуллер, Л. Выготский, Л. Пономарев, Г. Уоллес, П. Якобсон и др.) Возможность творчества в значительной степени зависит от знаний человека, которые подкрепляются соответствующими способностями и стимулируются целенаправленной деятельностью. Проблеме развития музыкально-двигательной, а вместе с тем танцевального творчества уделяли внимание многие исследователи (Р. Акбаров, С. Акишев, Н. Ветлугина, А. Горшкова, И. Дзержинска, М. Дубогризова, Н. Маланина, А. Мартыненко, К. Орф, Я. Пономарев, Б. Теплов и др., которые изучали источники продуктивного творчества, динамику развития творческого потенциала, показатели качества творческих действий и пути формирования способностей детей к музыкально-двигательной творчества.

Несмотря на то, что по программе "Ребенок" занятия музыкально-ритмической деятельностью и хореографией не являются обязательными в работе с дошкольниками, они получили широкое распространение в практике современного дошкольного образования и вводятся в учебно-воспитательного процесса как дополнительные. Это обусловлено внедрением педагогических инноваций в систему эстетического воспитания дошкольных учреждений, реализацией творческих интересов детей в соответствии организованных видах деятельности, удовлетворением их естественной двигательной потребности и профилактикой отклонений в физическом развитии (нарушение осанки, плоскостопие, ожирение и т. д.). Однако, отсутствие научно обоснованных рекомендаций по музыкально-ритмической работы с детьми в условиях дошкольного учреждения заставляет педагогов опираться на теоретико-методические разработки, рассчитанные на хореографическое обучение детей в дошкольных учреждениях (А. П. А. П. Мартыненко, Т. Баришникова, Л. Богаткова, Л. Бондаренко, Е. Конорова, Т. Пуртова, А. Тараканова и другие).

Проблема организации хореографической работы в системе дошкольного образования исследована недостаточно. Учеными рассматривались лишь отдельные ее аспекты: выяснены особенности детской танцевальной творчества (Р. Акбарова, С. Акишев, О. Горшкова) изучено влияние украинском музыкально-хореографических традиций на музыкально-двигательное развитие старших дошкольников (А. Шевчук) исследованы особенности полихудожественного подхода к усвоению детьми образной природы хореографии (Ю. Ушакова). Проблема формирования хореографических умений детей с учетом их возрастных психофизических особенностей изучалась в этих исследованиях частично.

Актуальность данного проекта обусловлена наличием противоречий между потребностями дошкольного образования в реализации интересов детей к занятиям музыкально-ритмической деятельностью и недостаточная разработанность теоретико-методического обеспечения процесса формирования хореографических умений старших дошкольников. Именно это обусловило выбор темы проекта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности. ".

Пояснительная записка:

С давних времен известно влияние сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни. В данном проекте занятия разработаны по характеру и содержанию, рассчитаны на дошкольный возраст. Танцевальное направление занятий с малышами связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координации движений, формирование красивой походки.

Данный проект поможет сформировать у дошкольников навыки танцевальной техники, а также морально - волевые качества личности: настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения, действовать в коллективе. Проект обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья детей.

В основе проекта лежит музыка. Ее восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом является закон от музыки - к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства. Упражнения разработаны с постепенным усложнением, оказывая положительное влияние на весь психофизический вид ребенка, создавая правильные моторные привычки, укрепляя память, устойчивость, сосредоточенность и распределение внимания. Проект направлен на общее, гармоничное, психическое, духовное и физическое развитие, а его содержание и формы работы могут конкретизироваться в зависимости от возможностей детей, от ведущих целей их воспитания. Содержание проекта, практический материал можно варьировать с учетом ее использования. А главное - это привлечение к движению под музыку всех детей - не только способных в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и неумелым, заторможенным, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Отличительные особенности проекта :

1. Ориентация на совершенствование профессиональных педагогических умений в области хореографических и ритмопластических движений.

2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков, как это принято в музыкальном сопровождении упражнений.

3. Акцентирование внимания педагога на анализе психических и эмоциональных процессов, их благотворном изменении в психике детей, под воздействием музыкально ритмических движений (а не на внешней стороне обучения).

В проекте представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами ритмики, которая раскрывает один из видов дополнительного образования в условиях ДОУ.

Проект ставит перед собой задачу: не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику в воспитанников. Проект гибко реагирует на специфику и учитывает тематику основного образовательного процесса за счет подбора упражнений, репертуара, насыщенности и темпоритма проведения занятий, анализа уже имеющихся навыков у детей.

Тема проекта : развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности.

Цель проекта : Развить творческие способности детей с помощью музыкально-ритмических движений. Способствовать всестороннему развитию личности дошкольника; формирование творческого потенциала, артистических способностей на основе развития навыков музыкально - ритмических движений. Привить интерес дошкольникам в музыкально-ритмической деятельности.

Тип проекта : краткосрочный (в течение 1 года 2015-2016у. г.)

Вид проекта : развивающий

Этапы реализации проекта :

1. этап - подготовительный (сентябрь 2015 года)

2. этап - основной (Продуктивный, октябрь 2015 по апрель 2016)

3. этап - Заключительный (Май 2016)

Участники проекта :

• дети старшего и среднего дошкольного возраста,

• воспитатель,

• муз руководитель,

• воспитатели,

• родители,

• администрация ДОУ,

• единицы образовательного округа.

Задачи проекта :

• Развивать танцевальное творчество;

• учить придумывать движения к пляскам, танцам;

• составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве;

• способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности танцевальные движения);

• учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак; лукавый котик и сердитый козлик и т. п.);

• учить придумывать движения, отражающие содержание песни;

• выразительно действовать с воображаемыми предметами;

• учить самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов;

• формировать музыкальные способности;

• содействовать проявлению активности и самостоятельности

• Закреплять навыки музыкально-ритмических движений;

• Способствовать овладению основными элементами танца;

• развивать музыкальный вкус и кругозор;

• пробуждать интерес к музыкально-танцевальных движений;

• прививать ребенку чувство любви к своему телу;

• формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;

• развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;

• развивать мышечную силу, выносливость, скоростно - силовые и координационные способности;

• формировать навыки грациозности, изящества движений;

• дать основы элементов танца;

• способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

• формировать правильную осанку;

• способствовать развитию органов дыхания;

• воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества;

• эмоционально раскрепостить ребенка;

• учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.

Составил проект : Панова Лиана Станиславовна (воспитатель)

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Ориентируясь на исследования Н. Ветлугиной, А. Шевчук, выделились наиболее значимые виды музыкально-ритмической деятельности

Работу по музыкально-ритмической деятельности провожу дважды в неделю в рамках кружковой работы (дополнительное образование). В кружок принимаются дети, которые проявляют личное желание углубленно заниматься этим видом деятельности. Приоритетными формами организации детской деятельности есть разные занятия (развивающие, игровые, сюжетно-игровые, занятия-пктешествия и др., презентационные формы (концерты, творческие отчеты, праздники, дни открытых дверей, творческие домашние задания.

Во время проведения занятий разного типа, придержуюсь определенной структуры организации.

Методологию работы составляют как традиционные (метод показа, иллюстрированной наглядности, многократное повторение, концентричности) так и нетрадиционные методы.

Интересен метод индивидуальной импровизации, цель которого овладения ребенком пространства. Заслуга обучения: свободно использовать различные положения тела во время выполнения элементарных танцевальных движений. В рамках этого метода предлагаю детям двигаться с определенным настроением, так чтобы не касаться друг друга, двигаться спиной, боком и тому подобное. Не менее интересным является метод контактной хореографии, который ставит целью овладения ребенком контакта с партнером, формирование доверия и понятия взаимозависимости. При реализации этого метода, предлагаю детям двигаться по залу в свободном направлении, при этом крепко держаться за руки (плечом к плечу, пятка к пятке и т. п.) или стать спиной друг к другу и двигаться так, чтобы между спинами не было промежутка, или один ребенок идет вперед лицом, другой в это время массирует ей плечи; или один делает воротца, а другой пролезает, потом меняются местами и тому подобное. С удовольствием дети выполняют задания коллективной импровизации, в состав которой входят такие игры как «Зеркало», «Диджей», «Дирижер», «Волшебная страна», «Королевство настроения»

На каждом занятии провожу работу по обучению и закрепления технических навыков выполнения определенных танцевальных движений. Это деятельность не всегда интересна детям, так как основана на многократном повторении, подражании, прямом показе. В то же время она необходима для накопления ребенком определенных технических навыков, которые в будущем лягут в основу ее импровизации. Во время репетиционной работы я не ставлю самоцель овладения навыками и умениями, так предоставила традиционным приемам характера проблемности.

Например, каждый ребенок имеет возможность испытать себя в качестве «солиста», предлагая всей группе повторить под музыку его движения. Дети по очереди показывают изобретенные ими движения, соответствующие характеру музыки, а все остальные усваивают их, повторяют. Каждый ребенок в такой ситуации становится более уверенным, активным, пытается предложить товарищам интересные движения, найденные им, выполнить их красиво. Накапливая подобным образом движения, дети имеют возможность их творчески применять, коллективно составлять танцы, импровизировать под музыку. Для того, чтобы дети лучше понимали эстетические критерии движений, в содержание задач включаю игровые элементы («Покажите уши в большого слона, а теперь хобот»,«Ползем как уж» и т. п.). Для закрепления двигательных умений использую карточки с изображением сказочных героев (Незнайка, Буратино, Золушки и др.) Предлагаю детям придумать движения, которые мог бы выполнить указанный персонаж.

Итак, для того чтобы обучение носило развивающий, творческий характер, я совмещаю практические приемы, основанные на подражании, с проблемными задачами.

При подготовке и проведении занятий, широко использую средства ИКТ

осуществляю просмотр в записи выполненных упражнений и анализ ошибок;

просмотр новых упражнений и техники их выполнения; совместно с воспитателями провожу анализ сайтов по хореографии для детей дошкольного возраста и адаптирую полученную информацию для занятий.

Диагностика музыкально-ритмической деятельности по методике

Е. П. Костиной

Обследование детей прослеживается на занятиях по музыкально-ритмической деятельности. Во время занятий наблюдается выполнение танцевальных элементов, музыкально - ритмических упражнений, манера и характер выполнения движений, эмоциональное восприятие музыкального сопровождения и определяется уровень способности каждого ребенка.

Структура построения занятия

Структура занятий включает в себя три основные части:

подготовительную, основную, заключительную.

Творческие способности

Американский психолог Фромм предложил такое определение этого понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях; это направленность на открытие нового и способность глубокого осознания своего опыта».

Эти показатели являются врожденными, зависят от влияния среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей Торренс отмечал по этому поводу, что унаследованный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка приобретут характерную творчества зависимость от влияния взрослых. Окружающие и семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Методика развития творчества в процессе овладения танцевальными элементами

Формы:

• Индивидуальные;

• фронтальные;

• групповые.

Методы:

• занятия (типичные, игровые);

• репетиционная деятельность;

• индивидуальная работа;

• работа с родителями;

• конкурсы;

• презентации достижений;

• работа в округе;

Принципы, которые помогают в решении поставленных задач

• Комплексное решение задач музыкального воспитания;

• систематичность;

• постепенность;

последовательность:

• повторность.

Опорная схема содержания обучения

музыкально-ритмическим движениям на занятиях

I этап:

Название (игра, пляска, упражнение)

Знакомство с музыкой, кратким содержанием,

показ в целом (пляска, упражнение)

Разучивание игрового задания (игра)

Разучивание тяжелого движения (упражнение, пляска) 1-2 занятия

Опознание по сопровождением.

Уточнение содержания (игры).

Разучивание по частям (игра).

Разучивание И фигуры (пляска, упражнение).

II этап:

Узнавание, Разучивание по частям (игра)

Закрепление И фигуры (пляска, упражнение)

Разучивание ИИ фигуры (пляска, упражнение)

Повторение изученного материала (игра, пляска, упражнение)

Работа над видами движений. Верной передачей образа (игра) 3-6 занятия

Разучивание ИИИ фигуры (пляска, упражнение)

Работа над точностью и выразительностью движений.

Работа с малоактивны детьми.

III этап:

Использование на праздниках

Использование в развлечениях 7-8 занятия

Самостоятельная художественная деятельность

Оборудование, используемое при проведении занятий по музыкально-ритмической деятельности.

• Зал

• музыкальное оснащение

• ковровое покрытие

• гимнастические палки

• скакалки

• мяча

• ленты

• обручи

• элементы костюмов

• костюмы

• реквизиты к танцам

Использование ИКТ

Актуальность использования ИКТ на занятиях продиктована самим временем. Современный мир сегодня выдвигает новые требования к восприятию и использованию информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, предоставляя как положительный, так и негативное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. При подготовке и проведении занятий, широко использую ИКТ в соответствии с государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования :

Использую в работе с детьми на занятия, в повседневной жизни;

Осуществляю просмотр в записи выполненных упражнений и анализ ошибок;

Просмотр новых упражнений и техники их выполнения;

Совместно с воспитателями провожу анализ сайтов по хореографии для детей дошкольного возраста и адаптирую полученную информацию для занятий.

Содержание реализации этапов проекта.

Этапы Мероприятия Сроки Привлеченные

Подготовительный 1. 1. Анализ методической литературы и интернет ресурсов по теме проекта.

2. 2. Подбор музыкально-ритмических игр для старших дошкольников.

3. 3. Составление МР3 фонотеки.

4. 4. Подбор материалов для календарно-тематического планирования.

5. 5. Подбор диагностического материала.

6. 6. Подбор методического материала для занятий: комплексы движений для танцев - минуток, хореографических постановок, различных игр.

7. 7. Составление группы детей для за-нятий по хореографии.

8. 8. Разработка календарных планов по теме проекта.

9. 9. Проведение диагностики Август

Сентябрь

Муз рук, воспита-тели

Продуктивный Проведение системных занятий октябрь-апрель Муз рук, восп-ли, родители, адм-ция

Заключительный Проведение диагностики.

1. Систематизация портфолио.

2. Творческий отчет по проекту.

3. Выступление детей на городском фестивале «Солнечный круг». Май

Муз рук, восп-ли, родители, адм-ция

.

Публикации по теме:

Дополнительное образование Логико-математический кружок «Школа 2000…» Курс «ИГРАЛОЧКА» Второй год обучения (4-5 лет) Тема: «Повторение чисел и цифр 1-3» № занятия ЦЕЛЬ: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ: 1. Актуализировать.

Дополнительное образование по ритмике для детей 6 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность введения занятий ритмикой - систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке ритмики очень.

Дополнительное образование в ДОУ Организации дополнительных платных услуг в дошкольном образовательном учреждении. Для меня первым путеводителем по этой теме - стало пособие.

Дополнительное образование «Веселые пальчики» Кружок «Веселые пальчики» Пояснительная записка Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. В. А. Сухомлинский. Каждый.

Опыт работы по теме «Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование в соответствии с ФГОС ДО» Опыт работы по теме «Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование в соответствии с ФГОС ДО» в кружке.

Опыт работы «Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование» Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учеными доказано,.

Опыт «Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование в соответствии с требованиями ФГОС до» .

Творческий детско-родительский проект «Веселые ладошки»Творческий детско-родительский проект «Веселые ладошки» Цель: Помочь родителям в организации совместной творческой деятельности в семье. Создать положительный эмоциональный настрой, снизить состояние.

Творческий проект «Веселые часики» В настоящее время стало очень популярным стремление украшать свои дома, квартиры, места работы и учёбы различными элементами декоративно.

Выступление на педсовете Дополнительное образование как одна из форм работы по воспитанию навыков собственной безопасности д В связи с принятием закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012г. и введением Федеральных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Веселые капельки» (дополнительное образование)
Опубликовано: 8 октября 2017 в 18:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД