Люба Бажкова
Опыт «Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование в соответствии с требованиями ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы : «Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование в соответствии с требованиями ФГОС ДО» в подготовительной логопедической группе «Радуга» (кружок «В горнице»)
Воспитатель : Бажкова Л. А.
Публикация «Опыт „Развитие творческого потенциала воспитанников через дополнительное образование в соответствии с требованиями ФГОС до“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя. Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Взрослые обращают внимание детей к народными истокам, корням наши, обрядам, традициям, обычаям, которые долгое время были в забвении.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Окружение ребёнка предметами национального характера помогут детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.
Для того чтобы вызвать интерес к истории русского народа, получить эмоциональный отклик, я организовала в группе кружок по дополнительному образованию «В горнице». Мною была написана рабочая программа, которая соответствует требованиям ФГОС ДО. Были поставлены задачи, которые способствуют нравственному, патриотическому и эстетическому воспитанию.
Целью Программы является приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание любви к народному фольклору, традициям и истории Родины; знакомство с разными видами народного искусства.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребёнка.
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
*Формировать интерес к народному искусству.
*Развивать эстетические чувства, эмоции.
*Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
*Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, художественных промыслах, народных игрушках.
* Развивать индивидуальность ребёнка, творческие способности через приобщение к духовным ценностям, умение импровизировать.
* Развивать самостоятельность, желание проявлять инициативу.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
*Приобщать к сокровищам народной мудрости, к правовым и моральным нормам народной жизни
* Способствовать образному мышлению, развивая сообразительность, смекалку с помощью загадок, считалок, скороговорок и другой народной логопедии.
* Обогащать познания окружающего мира способом художественной дидактики в сочетании с трудовыми навыками.
*Способствовать всестороннему развитию личности.
* Воспитывать у детей любовь к природе, своему краю, своим обрядам и обычаям. Уважение к традициям своего народа.
Задачи образовательной области «Речевое развитие» :
Помочь детям в постижении языковых богатств живой народной речи, пополняя и обогащая словарный запас, используя потешки, пословицы, поговорки.
3. Развивать правильный выговор в трудно произносимых словах и словосочетаниях, развивать речь, мышление, память, устранять недостатки речи (народная логопедия)
4. Развивать чувство слова и словотворчества, сообразительность, смекалку, способность образно мыслить.
Для реализации поставленных задач, мною использовались разнообразные формы работы, методы и приемы.
В группе была создана развивающая среда : мини-музей «Народное творчество», куклы в русских костюмах, папки «Жизнь людей в старину», «Народное творчество», «Где русские люди узор выбирали» и др., альбомы в электронном виде «Русская изба», «Горница», «Русские народные костюмы», «Посуда», «Домашняя утварь», предметы быта. Приобщение детей к русской культуре проводилось и на площадке. Дети знакомились с резьбой по дереву (мини-лаборатория, с принципом изготовления предметов из дерева (кормушка, скворечник, изба, а также предметов быта старины (стилизированный колодец).
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому использовалась не только художественная литература, энциклопедии, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы. Для этого посетили музей. Для детей открылась возможность первого проникновения в историю быта русского народа. Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им интересно было увидеть настоящие старинные вещи, полюбоваться их красотой, потрогать их своими руками.
Было замечено, что дети интересуются образом жизни, традициями русского народа, разнообразными старинными предметами домашнего быта. Крестьянский дом – особое явление народной культуры, объект для изучения духовной жизни русского человека. Рассматривая иллюстрации русской избы, дошкольники обращают внимание на декоративное оформление крыши, окон, крыльца. Их радует яркая жизнерадостность, звонкая красочность, самобытность, узорность, свойственная деревенскому дому.
Во время экскурсий по близлежащим улицам рассмотрены деревянные постройки, отмечены особенности внешнего вида домов. После накопленного багажа знаний, дети проявляли свое творчество при рисовании русских изб.
С детьми были проведены занятия по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа, знакомство с народным костюмом и декоративно-прикладным искусством, русскими народными сказками, дети знакомились с потешками, пословицами, поговорками, народными приметами.
В мире вещей отразилась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира — красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи (гжель, жостовская роспись, городецкая роспись и хохлома) на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке, резьбе по дереву; причудливые деревянные и глиняные игрушки.
При выполнении изделий народного декоративно – прикладного искусства дети опытным путем приобретали навыки творческого преобразования, вкладывали свои впечатления в рисунок или слепок. Развивалось внимание, память, представления, фантазия, способность к поиску и освоению средств графического выражения. Кроме того, у детей развивался глазомер, цветоощущение, форморазличение, тактильная чувствительность, ловкость рук. Я учитывала, что чем разнообразнее предлагаемая детям техника изображения, тем активнее развивается художественное творчество детей. Но самое главное, что изучение и изготовление изделий декоративно – прикладного искусства приобщает ребенка к высшим человеческим идеалам, к наследию мировой культуры и искусству, воспитывает душу ребенка.
Так, с детьми были проведены занятия по расписыванию матрешек, украшению предметов гжельской росписью, городецкой, хохломской, лепке и расписыванию дымковских птиц, расписыванию стилизованных яиц к Пасхе (в подарок семье).
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи ребенка. Мы составляли с детьми описательные рассказы про игрушки, которые они сделали. При изготовлении игрушек, составлении плана работы дети проговаривают свои действия - развивается связная речь детей; дети учатся сравнивать, описывать, выражать свои чувства - увеличивается словарный запас детей, формируется грамматический строй речи.
Народная игра – средство обучения и воспитания, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование ребенка. Она отражает образы жизни, национальные традиции и обычаи.
Игра – часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение к культуре своего народа. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению кругозора. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.
С детьми были разучены такие игры, как «Горелки», «Золотые ворота», «Гуси-гуси», «Масленица», «Мороз Красный нос», «Краски», «Колечко», «Заря-заряница», «Бояре» и др. Дети с большим удовольствием играют в них. Через народные игры я учила детей выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения.
Считалки тесно связаны с играми. Считалки помогают вырабатывать в детях такие черты характера, как честность, благородство, чувство товарищества. Доставляют детям наслаждение, вырабатывают чувство ритма, необходимые в песне в танце.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.
Очень доступны детям хороводные игры, которые развивают напевность, речь и пластичность движений: «Ходит Ваня», «Веснянка», «Зелена», «Жучок-паучок», «Со вьюном я хожу» и др.
К. Д. Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. По утверждению Ушинского, в игре ребёнок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нём, чем следы действительной жизни…». В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания. Он указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребё нка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Ушинский придавал большое значение совместным играм, т. к. в них завязываются первые общественные отношения. Он очень ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребёнка, однако, считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.
Творческая природа фольклора велика: для каждого, даже самого маленького ребенка она дает творческий стимул к его развитию. Например, используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, при этом интонационно окрашивая свою речь. Приглашая друг друга к труду, говорили «Чем больше рук, тем легче труд». Как организующий момент на занятии использовалась пословица: «Делу – время, потехе – час», настраивающий детей на последующую работу. Я старалась использовать пословицы в разных делах, используя книгу «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей».
Отгадывание и придумывание загадок влияет на разносторонность развития речи детей. Они способствуют развитию воображения, формированию образности речи.
Неоценима роль загадок в познании окружающего мира. Ещё в древности загадки служили средством проверки мудрости. Именно с помощью загадок народные познания передавались из поколения в поколение. Педагогическая ценность загадок заключается в том, что она знакомит с радостью «мышления», направляет внимание на предметы и явления, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений и признаков.
Прежде чем отгадать загадку мы с детьми рассматривали предмет, выделяли основные признаки.
С помощью прибауток, небылиц, дразнилок дети могут развеселить, потешить, рассмешить сверстников.
С помощью потешек, пестушек возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией.
Сказка является сугубо педагогическим жанром, выполняющим для ребенка роль учителя и толкователя основных нравственных заповедей. В сказке, обращенной к детям, элементы фантастики в изображении отношений почти отсутствуют. Птицы, звери и люди представлены в ней в натуральную величину, поэтому они побеждают врагов с помощью необычных фантастических поступков.
В ходе моей работы были проведены различные развлечения : «При солнышке тепло, а при матушке – добро», «Наша хата затеями богата», «Посиделки», где дети показывали свое творчество и знания по народному искусству.
Подводя итог, хочется сказать, что русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов – авторитет, достойно завоёванный русским искусством. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературе, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души, началом рождения творческой личности.
Дети – самый доброжелательный народ: им даёшь – они берут. Только наша задача – дать именно то, что нужно.
Дети – наше будущее, будущее нашей страны. Воспитаем ли мы подрастающее поколение духовно богатыми и нравственными, научим ли любить, уважать и передавать из поколения в поколение наше прошлое – зависит только от нас.