Решитько Юлия Владимировна
Формирование культуры безопасности у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС через разные виды деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего пути развития человечества по вопросам безопасности личности уделялось большое внимание в связи с тем, что человека всегда окружали и окружают различные опасности, которые со временем не
только не уменьшались, но их становилось еще больше.
Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка мы понимаем совокупность компонентов: осознанного отношения к жизни и здоровью человека, знаний о безопасности жизнедеятельности человека и умений оберегать, поддерживать свою жизнь и здоровье. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста осуществляется в разных направлениях. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Публикация «Формирование культуры безопасности у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС через разные виды деятельности» размещена в разделах
Осознанное отношение предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети начинают регулировать свое поведение. В период от 5 до 7 лет ребенок открыт по отношению с существующим в обществе нормативным социо-культурным представлениям. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности. Таким образом, проблема создания условий для усвоения знаний безопасности жизнедеятельности детьми дошкольного возраста является одной из первостепенных в педагогической деятельности воспитателей ДОУ. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или село, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.
Таким образом, в ДОУ необходимо создание благоприятной среды для безопасности детей. Но абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует остаточный риск. Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей. Особую тревогу мы родители, педагоги испытываем за самых маленьких, беззащитных – наших детей. И подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна начинаться с дошкольного возраста. Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование безопасной, здоровой образовательной среды, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Из опыта работы с детьми дошколятами можно назвать детей, которые обладают опытом безопасного поведения :
1. Это ребенок, знающий свои возможности и верящий в собственные силы, выполняющий правила безопасного поведения в быту.
2. Это ребенок, который знает: свое имя, фамилию, домашний адрес.
3. Предметы бытовой техники, инструменты, используемые дома и в ДОУ: утюг, чайник, лампа, пылесос, иголки, молоток, нож и другие; их назначение и правила обращения; что порядок в доме и ДОУ не только для красоты, но и для безопасности, поэтому все предметы должны лежать на своих местах;
4. Приемы оказания первой помощи при порезах, ссадинах и ушибах; нельзя играть и пользоваться электроприборами без разрешения, в доме и ДОУ можно упасть на ровном месте, из окна, с балкона, поэтому следует соблюдать осторожность и безопасность.
5. Умеет пользоваться с осторожностью: самостоятельно – столовыми приборами; с разрешения взрослых- иглой, молотком, гвоздями; совместно со взрослыми – утюгом и другими инструментами и эл. Приборами; в случае любой беды рассказать и показать рану взрослому4 пользоваться телефоном, если родителей нет дома, для вызова пожарных, скорой помощи.
6. Ребенок умеет различать съедобные и несъедобные грибы, ягоды; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения; держаться на воде, плавать; правильно вести себя на солнце; обезопасить себя от контактов с незнакомыми людьми на улице.
7. Оказать простую помощь себе и другому (промыть глаза, ранку и т. д)
8. Соблюдать правила поведения на улице, в магазине, поликлинике и других местах.
9. Ребенок знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями, животными, бережного отношения к природе).
10. Имеет навыки организационного поведения в семье, ДОУ, на улице.
Дошкольник может всему этому научиться, если рядом с ним будут помощники- родители, воспитатели. И каждый из них должен обладать этими качествами, чтобы научить детей.
ДОУ должно создать благоприятную среду, обеспечивающую безопасную жизнедеятельность участников образовательного процесса. Образовательная среда в ДОУ должна способствовать формированию представлению детей о безопасной жизнедеятельности (уголок безопасности в группах, наглядный материал, дидактические игры). Педагога должны быть компетентны во всех вопросах. Также без сотрудничества с родителями не будет положительного результата. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью должны служить образцом для подражания, подавать личный пример безопасного поведения в различных ситуациях, бережного отношения к своему здоровью.
Формируя готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить, главное в формировании навыков безопасного поведения детей – личный пример воспитателей и родителей!