Бойкова Татьяна Александровна
Творческо-игровой проект «Наши добрые сказки» (по сказке «Колобок») для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Творческо-игровой проект «Наши добрые сказки»
(по сказке «Колобок») для 1 младшей группы
Выполнила воспитатель: Бойкова Т. А
г. Санкт-Петербург 2021 год.
Введение.
Воспитание сказкой- один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки, наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы, традиции и обычаи, свой жизненный опыт и отношение к миру. Герои сказок были примером для ребенка: на их опыте он учился тому, как нужно или нельзя поступать. Такой пример более понятен для ребенка; чем категоричное родительское «Нельзя!»
Публикация «Творческо-игровой проект „Наши добрые сказки“ (по сказке „Колобок“) для младшей группы» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Но для того, чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку : Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Скажем, до двух лет воспитание сказкой не имеет смысла- в таком нежном возрасте ребенка вряд ли заинтересует сказка. К восприятию сказки ребенка нужно подводить постепенно, с младенчества, начиная с колыбельных и ритмичных стишков-прибауток.
Актуальность проекта.
Сказка- благодатный и ничем незаменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая
которые, ребенок познает сердцем родной народ. Ранний возраст- возраст сказки.
Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Проблема.
- Снижение уровня речевого развития дошкольников;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- большое количество времени пассивного провождения детей у экранов телевизора, компьютера.
Цель проекта.
Воспитывать у детей любовь к книге, к чтению посредством сказок, вовлечение детей в активную речевую работу, приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи проекта :
- Мотивировать у детей интерес к книгам, произведениям устного народного творчества- сказкам.
- Заинтересовать и научить малышей отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности.
- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, поддерживать доброжелательные отношения между детьми путем приобщения их к сказке, сказочной морали.
Развивать традиции семейного чтения, совместного творчества детей и родителей.
Ожидаемые результаты.
- У детей повысится речевая активность.
- Ребята познакомятся с сказкой «Колобок», перевоплощаясь в героев, получат знания о диких животных.
- Педагоги усовершенствуют технику проектной деятельности.
- У малышей и взрослых (родителей, педагогов) появятся общие интересы, темы для общения, близкие отношения не только дома, но и в детском саду.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
- выбор темы;
- планирование реализации проекта;
- подготовительные работы педагогов.
Основной этап:
- взаимодействие педагогов, детей и родителей.
Итоговый этап:
- итоговое мероприятие-постановка инсценировки сказки «Колобок» с участием детей.
Участники проекта :
- дети- (воспитанники группы раннего развития ДОУ);
- воспитатели;
-родители.
Тип проекта :
творческий, познавательно-речевой, игровой.
Продолжительность проекта :
- краткосрочный (одна неделя).
Предметно-развивающая среда.
-Книга- сказка «Про Колобка».
- Картинки с героями сказки.
- Дидактическая игра «Назови семью» ( Тема: «Дикие животные»).
- Лого-ритмическая игра «На водопой».
- Настольный театр.
- НОД по лепке «Колобок».
- Картинки с изображением предметов круглой формы.
- Маски героев к сказке «Колобок».
- Подбор атрибутов и фонограммы для инсценировки по сказке «Колобок».
Этапы осуществления проекта.
Подготовительный этап.
- Подбор и изучение литературы по выбранной теме.
-Распределение занятий, игр по дням недели.
- Отбор наглядно- дидактических пособий.
- Пополнение книжного уголка.
Основной этап.
Работа с родителями: консультация-информация через папки-передвижки («Неформальное общение с детьми», «Значение сказок в жизни ребенка»).
Изготовление масок для сказки.
Чтение сказки «Колобок». Цель: развитие связной речи у детей, умение слушать.
Рассматривание картинок-иллюстраций к сказке.
Физкультминутка. Цель: предупреждение утомления на занятии, связанного с сидением в однообразной позе. Внесение эмоциональной разгрузки.
Ход занятия:
Скок, да скок,
Скок, да скок,
Покатился Колобок,
Круглый, румяный,
Прямо на поляну,
Раз-поднялся, потянулся,
Два-согнулся, разогнулся,
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре-руки шире,
Пять-руками помахать,
Шесть-на место тихо сесть.
Подведение итога о прочитанной сказке :
- Вам понравилась сказка? (Да.)
- Как оно называется? («Колобок».)
-Каким был Колобок? (Круглый, румяный.)
- Кто съел Колобка? (Лиса.)
Тема: «Дикие животные». Игра «Назови семью». Цель: познакомить детей с названиями диких животных и их семьями; развивать речь детей.
Наглядный материал: картинки или игрушки животных.
Ход занятия:
Папа- медведь, мама-… (медведица, детеныш-(медвежонок).
Папа-волк, мама. (волчица, детеныш-(волчонок).
Папа-еж, мама-… (ежиха, детеныш-(ежонок).
Папа-заяц, мама-… (зайчиха, детеныш-(зайчонок).
Папа-лис, мама-… (лисица, детеныш-… (лисенок).
Лого-ритмическая игра «На водопой».
Цель: развитие координации речи с движением; развитие подражательности и творческого воображения.
Ход занятия:
Жарким днем, лесной тропой
Звери шли на водопой.
(Дети спокойно идут друг за другом).
За мамой –лосихой топал лосенок,
(Идут, громко топая).
За мамой- лисицей крался лисенок,
(Крадутся на носочках).
За мамой- ежихой катился ежонок,
(Приседают, медленно передвигаются вперед).
За мамой- медведицей шел медвежонок,
(Идут вперевалку).
За мамою- белкой скакал бельчонок,
(Скачут вприсядку).
За мамой-зайчихой- косые зайчата,
(Скачут на прямых ногах).
Волчица вела за собою волчат.
(Идут на четвереньках).
Все мамы и дети напиться хотят.
(Повернувшись лицом в круг, выполняют движение языком-
«лакают».)
Показ настольного театра по сказке «Колобок».
Цель: поскольку воспитатель ранее уже читал детям сказку, то целью будет- воспоминание и закрепление содержания произведения. Посредством демонстрации настольного театра. А также- развитие речевого общения; побуждение высказать свое мнение о героях сказки.
Наглядный материал: игрушки для настольного театра.
(Ход занятия смотреть в приложении).
По окончании показа сказки, дети могут подойти и рассмотреть игрушки самостоятельно. По желанию, могут сами разыграть сюжет. Закончить занятие- небольшой беседой:
- Как зовут героев сказки?
- Кто больше всего понравился? Почему?
НОД по лепке «Колобок».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук у детей, память, мышление; способствовать развитию речи ребенка; воспитывать внимание, стимулировать воображение и фантазию.
Материал: пластилин, дощечки, салфетки.
Развивающая среда: фонограмма песни «Про Колобка», игрушка- Колобок, картинки с изображением предметов круглой формы.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости прикатился герой из сказки. Помогите мне отгадать, как его зовут, из какой он сказки? (Педагог держит в руке Колобка- игрушку).
Дети: Колобок!
Педагог включает фонограмму фрагмента песни «Про Колобка» и вертит игрушку в руке, будто тот танцует.
Педагог: Скажите, ребята, какой формы Колобок?
Дети: Круглой.
Педагог: правильно! (Рассмотреть с детьми картинки с изображением предметов круглой формы).
Что это такое?
Дети: Круг!
Педагог: Верно, ребята! Давайте посмотрим, какие еще предметы похожи на круг?
Дети: Мяч! Часы! Солнышко!
Педагог: Какие вы молодцы, ребята! А сейчас, мы с вами будем лепить Колобка. Я раздам вам пластилин, он мягкий. Потрогайте, возьмите в ручки и погрейте его.
(Показ приема лепки- ладошками, круговыми движениями в ладошках и по столу на дощечках).
Колобок делали мы сами
Вот так, вот так.
Колобок катали сами
Вот так, вот так.
Крутим, крутим кругляшек!
Крути, крутим кругляшек!
Получился… кто, ребятки?
Ко-ло-бок! (Хором вместе с детьми).
Педагог: Ребята, посмотрите, какие красивые у нас получились колобки! Какие мы с вами молодцы!
Инсценировка сказки «Колобок».
Цель:
1. Вспомнить и закрепить содержание сказки «Колобок».
2. Стимулировать речевую активность.
3. Тренировать в произношении звукоподражаний, полных слов.
4. Прививать интерес к театрально- игровой деятельности.
5. Способствовать развитию положительных эмоций.
Материалы: маски (сказочных героев, атрибуты, фонограмма.
Действующие лица:
1. Ведущий (воспитатель).
2. Колобок (ребенок).
3. Дед (ребенок).
4. Баба (ребенок).
5. Заяц (ребенок).
6. Волк (ребенок).
7. Медведь (ребенок).
8. Лиса (ребенок).
Ход занятия:
Звучит фонограмма (мелодия с звучанием гуслей). Дед и Баба сидят за столом.
Ведущий: жили-были дед и баба. Дед просит бабку…
Дед: Испеки, бабуля, колобка. Румяного, вкусного!
Баба: А из чего испечь? Муки-то нет.
Дед: а ты по амбару поскреби, по сусекам помети, может и наберешь муки на колобок.
Ведущий: пошла бабка в амбар, по коробу поскребла, по сусекам помела- набрала муки и замесила тесто.
(Бабка изображает действия, которые озвучивает Ведущий).
Ведущий: испекла баба Колобка. Получился Колобок на славу - круглый, румяный! Положила она его на окошко, чтобы он остыл. Но Колобку стало скучно на окошке, спрыгнул он и покатился по тропинке. Катится и песенку поет:
Колобок : Я Колобок, колобок!
По амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл.
(Появляется Заяц).
Заяц: Колобок, Колобок! Я тебя съем.
Колобок : не ешь меня, Зайка, я тебе песенку спою!
Заяц: ну, спой!
Колобок : Я Колобок, Колобок!
По амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешён.
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
И от тебя, Заяц, уйду!
Ведущий: И покатился Колобок по тропинке, только Заяц его и видел. Катится, катится, а на встречу ему Волк.
(Выходит Волк).
Волк: Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Колобок : не ешь меня, Волк, я тебе песенку спою!
Волк: ну давай, пой! А потом, я тебя съем.
Колобок : Я Колобок, Колобок!
По амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Зайца ушёл.
И от тебя, Волк, уйду!
Ведущий: и покатился Колобок дальше по тропинке, только Волк его и видел. Катится, катится, а на встречу ему- медведь.
(Выходит Медведь).
Медведь: Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Колобок : Не ешь меня, Косолапый, я тебе песенку спою!
Медведь: Ну хорошо, спой! Я люблю слушать песни. А потом все равно съем!
Колобок : Я Колобок, Колобок!
По амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от Зайца ушёл,
Я от Волка ушёл.
И от тебя, Медведь, уйду!
Ведущий: И покатился Колобок по тропинке, только Медведь его и видел. Катится Колобок, а на встречу ему-Лиса.
(Выходит Лиса).
Лиса: Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Колобок : Не ешь меня, Лиса, я тебе песенку спою!
Лиса: Ну хорошо, спой.
Колобок : Я Колобок, Колобок!
По амбару скребён,
По сусекам метён,
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Я от Зайца ушёл,
Я от Волка ушёл,
От Медведя ушёл.
И от тебя, Лиса, уйду!
Лиса: Хорошо ты поёшь, Колобок, только слышу я плохо. Сядь мне на мордочку и спой свою песенку еще раз.
Ведущий: Колобок сел Лисе на мордочку, а она его «Ам, и съела».
(Лиса обхватывает руками Колобка и показывает, что съела его).
Ведущий: Чтобы лисам хитрым, злым
Не попасться в сети,
В лес ходить нельзя одним,
Дорогие дети!
(Дети выходят под музы
ку и кланяются).
Список литературы:
- Сорокина Н. Ф. «Кукольный театр для самых маленьких: (театральные занятия с детьми от 1 года до 3 лет)»- М. : Линка-Пресс, 2009г.
- Губанова Н. Ф. театрализованная деятельность дошкольников: 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей.»- М. : ВАКО, 2011г.
- Артемьева Л. В. «Театрализованные игры дошкольников», М. : Просвещение, 1991г.
- Шорохова О. А. «Играем в сказку». Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера,2006г.
- Карпов А. «Мудрые зайцы, или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки». - Санкт-Петербург, «Речь»,2008г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка «Колобок»
Жили-были старик со старухой.
Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
— Да из чего испечь-то? Муки нет.
— Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.
Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а колобок запел :
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
— Колобок, колобок! Я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел :
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
От тебя, волка,
Не хитро уйти.
И покатился колобок дальше — только его волк и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай, лучше мою песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.
И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.
Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:
— Я колобок, колобок,
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
От медведя ушёл,
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:
— Я колобок, колобок.
А лиса его — гам! — и съела.