Любовь Толстолуцкая
Творческо-исследовательский проект «Греет ли человека одежда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Греет ли человека одежда?»
Проблема: разногласия, возникнувшие между детьми при обсуждении русской народной сказки: «Два мороза»
ЦЕЛЬ: Выяснить некоторые особенности одежды (защита от холода и удержание тепла).
Вид проекта :
- по количеству участников - групповой;
- по приоритету метода - исследовательский;
- по контингенту участников - одновозрастной;
- по продолжительности – краткосрочный.
Задачи:
Публикация «Творческо-исследовательский проект „Греет ли человека одежда?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Обучающая - обучать проведению опытов, совершенствовать навыки экспериментирования в ходе специально организованной деятельности.
Воспитывающая - воспитывать интерес к опытам и желание добывать обоснованные знания самостоятельно.
Развивающая - развивать природную потребность ребенка в познании и доказательстве своей правоты. Воспитывать уверенность в себе.
- Совершенствовать навыки публичного изложения своих мыслей.
Интеграция образовательных областей:
«Чтение художественной литературы»
-русская народная сказка «Два мороза»
«Познание»
- формировать познавательно-исследовательский интерес оп теме: «Греет ли человека одежда?»;
- развивать познавательно-исследоватьльскую деятельность и расширять кругозор детей;
- обогащать знания дошкольников об одежде, обуви и её свойствах;
«Коммуникация»
-побуждать детей к активному участию в речевом общении;
- учить усваивать сложную терминологию;
- подвести к осмыслению происходящего;
- использовать словарь с учетом определения реальности и умственного развития детей: не греет, а поддерживает тепло, плотно укутали, накрыли, проанализировали;
«Социализация»
- приобщать дошкольников к общему взаимодействию при проведении опытов и экспериментов;
- добиваться, чтобы дети были в позиции не зрителя, а исследователя;
- личностное развитие ребенка;
«Здоровье»
-формировать начальные представления о здоровом образе жизни;
«Физическая культура»
- принимать активное участие в двигательной деятельности с целью проведения эксперимента;
«Безопасность»
- соблюдать технику безопасности в работе с горячей водой, проводить эксперимент строго под контролем педагога;
«Художественное творчество»
- развивать продуктивную деятельность посредством зарисовок результата опыта.
Развивающая работа педагога:
- вернуть ребенку обратную связь: показать ему, приводит ли к разрешению проблемы проведенный опыт (в данный момент с чайниками, или надо еще подумать (в данном случае эксперимент с пассивной и активной деятельностью на прогулке).
- рекомендовать дошкольникам повторить эксперимент с чайниками дома под руководством родителей и лично исследовать конечный результат.
Работа с семьей:
- предложить родителям дома повторить с ребятами эксперименты и сделать фотоматериал.
Оборудование: русская народная сказка «Два мороза» (книга, чайник, 3 заварочных чайничка, чашка, полотенце, подушка, карандаши, бумага.
Реализация проекта по двум направлениям:
1. Совместная деятельность педагога и детей в детском саду.
2. Совместная деятельность детей дома с семьей.
Участники проекта : дети 6 – 7 лет, педагог, родители.
Руководитель проекта : Толстолуцкая Любовь Викторовна.
Представитель проекта : воспитанник группы: Новгородский Владислав.
План проекта :
I этап – подготовительный: постановка проблемы и цели. Разрешить разногласия детей, возникнувшие при обсуждении русской народной сказки : Два мороза» опытным путем.
II этап – эксперименты с чайниками и горячей водой.
III этап – анализ результатов, полученных в ходе экспериментирования.
IV – работа с семьей.
V – представление проекта детям и педагогам ДОУ.
Что меня заинтересовало?
Как- то в группе нам прочитали русскую народную сказку «Два мороза». Отвечая на вопрос воспитателя: «Кого мороз быстрее заморозит, купца в тулупе, или мужика в тоненькой одежонке?», между ребятами возникли разногласия.
Гипотеза проекта :
- Мужика, который ехал рубить дрова, потому, что на нем тоненькая одежонка.
- Купца в тулупе, потому, что его морозил старый, значит сильный мороз.
- Мужика, который ехал рубить дрова, потому, что его морозил Молодой, значит не очень сильный мороз.
Экспериментирование
Любовь Викторовна предложила провести опыт. Мы сходили на кухню, нам повар налила в чайник из котла горячей воды. В группе мы взяли три чайника и налили в них одинаковое количество одинаково горячей воды, накрыли их крышкам.
Затем мы один чайник оставили просто так. Второй укутали полотенцем. А третий накрыли подушкой.
Гипотеза опыта
- В первом чайнике вода остынет сильнее.
- Во втором меньше, потому, что укутали его полотенцем.
- В третьем вода остынет меньше всего, потому, что чайник накрыли подушкой, она очень толстая, а значит теплая.
Результат эксперимента
Через два часа мы вернулись к нашему опыту. Сняли с чайников
полотенце, подушку, крышки и попробовали воду в каждом чайнике.
Мои предположения не подтвердились В первом чайнике вода остыла сильнее, чем в остальных. Во втором, была самая горячая, а в третьем, чуть теплее, чем в первом.
Вывод
- В первом чайнике вода остыла сильнее, чем в остальных, потому, что чайник был ничем не накрыт.
- Второй чайник был плотно укутан теплым махровым полотенцем, которое защищало воду в чайнике от быстрого охлаждения, то есть, помогало сохранять тепло.
- Третий чайник хоть и был накрыт толстой подушкой, она неплотно укутывала чайник. Между чайником и подушкой проникал воздух, который и помог воде остывать быстрее, чем во втором чайнике.
Я понял, что - теплые вещи, в данном случае: подушка и полотенце, защищают от быстрого охлаждения и помогают удерживать тепло.
Экспериментирование
На прогулке Любовь Викторовна предложила нам рассказать о том,
какие игры и зимние забавы мы любим? Пока мы стояли и
рассказывали, я почувствовал, что стал замерзать, хотя куртка на мне
была очень теплая.
Любовь Викторовна заметила, что дети замерзли, и предложила
поиграть в подвижные игры. Во время игры мы бегали, прыгали,
приседали, размахивали руками, и очень быстро согрелись. Мне стало даже жарко.
Любовь Викторовна объяснила нам, что хотя дети одеты в теплые куртки и шубы, они замерзли потому, что стояли без движений и холод начал проникать под одежду. А когда мы стали активно двигаться, тело наше начало согреваться от трения об одежду. Мы согрелись от собственных движений.
Вывод
- Получается, что человек сам теплый, в виде грелки. Тепло идет от него самого, а одежда только сохраняет тепло и не выпускает его наружу.
- Чем толще одежда, тем больше тепла она сохраняет. Одежда защищает человека от быстрого охлаждения в холодную погоду, а в жару от перегревания. От жары можно спрятаться в тени, а от холода в теплом доме.
- Если человек замерз в морозную погоду, он может согреться при помощи активных движений. Именно трение об одежду при движении и сохраняет температуру тела человека.
Я спросил у других людей
После сна я рассказал Гульнаре Серверовне о том, что мы днем проводили интересные опыты и узнали много нового об одежде и её свойствах. Она подтвердила правильность выводов и привела пример:
- Многие дети в нашей группе очень часто возвращаются с прогулки вспотевшими, даже одежда на них влажная и её приходится просушивать. От чего это происходит?
-Если ребенок одет слишком тепло, не по погоде;
- Если много двигался;
- Если трудился.
Поэтому нужно правильно одеваться в разное время года.
Гульнара Серверовна сказала, что о качестве одежды и правильном её подборе можно узнать из интернета, из энциклопедий и разных познавательных передач, например «Галилео», «Хочу всё знать».
Узнал из интернета
- Вечером дома с родителями я узнал из интернета, что одежда ребенка должна быть легкой и удобной, соответствовать размеру и росту.
- При выборе одежды нужно обращать внимание на то, из какой ткани она сшита. Берегут тепло, не пропускают воздух, то есть холод не нитки ткани и не волокна, из которых нитки скручены, а воздух, который прячется между ними. Чем пушистее и ворсистее
ткань, тем больше в ворсинках воздуха, а чем там больше воздуха, тем там теплее. В шерстяной ткани ворсинок много, они пушистые – шерсть теплая. Поэтому теплее будет в одном шерстяном свитере, чем в двух синтетических.
- А зимняя обувь не должна быть тесной. В просторной обуви ногам теплее, чем в тесной, потому, что в просторной между телом и обувью слой воздуха толще. В просторной обув воздух, сохраняет тепло. А в тесной обуви воздуха мало, поэтому и мерзнут ноги.
Результат
За один день я узнал очень много новой и интересной информации о том, для чего человеку нужна одежда и готов поделиться своими открытиями:
- Человек сам теплый, в виде грелки. Тепло идет от него самого, а одежда только сохраняет тепло и не выпускает его наружу.
- Одежда защищает человека от быстрого охлаждения в холодную погоду, а в жару от перегревания.
- Чтобы не замерзнуть в холодную погоду нужно правильно подбирать одежду и обувь.
- Если человек замерз в морозную погоду, он может согреться при помощи активных движений. Именно трение об одежду при движении и сохраняет температуру тела человека.