Приложение МААМ

Учебно-исследовательский проект «Колобок» (6 фото)

Александра Ивойлова
Учебно-исследовательский проект «Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

Публикация «Учебно-исследовательский проект „Колобок“» размещена в разделах

Например, как понимать сегодня смысл слов «короб», «сусек», «стужон» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Какую миссию «выполняют» колобки на нашей планете, трансформируясь в разные образы. И в чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей?

В своей работе я решила провести своё исследование сказки «Колобок».

Учебно-исследовательский проект «Колобок»

Цель исследования: «трансформировать» знакомый с детства образ Колобка и провести пробу создания мультфильма, создав свою сказку «Новые приключения Колобка».

Задачи:

Изучить происхождение сказки «Колобок»?

Узнать значение устаревших слов, имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня читателю.

Расследовать, сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение предков или сказка о хлебобулочном изделии.

Изучить процесс приготовления «Колобка».

Методы:

- изучение и анализ научной литературы, художественной литературы, литературных источников и интернет – ресурсов;

- беседы;

- наблюдение.

Фото «Колобок»

Изучив научную литературу, ознакомившись с материалами интернет-ресурсов, мы выяснили, что одно из самых ранних упоминаний о «Колобке» было в «Житии протопопа Аввакума» : «. Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, – иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца». Сама же сказка впервые была опубликована в 1844 г. в книге Екатерины Алексеевны Авдеевой: «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой». Но самым любимым и известным является вариант сказки «Колобок» в записи известного историка и фольклориста А. Н. Афанасьева.

Проблема: все дети хорошо знают и любят сказку «Колобок», но никто не смог объяснить, почему колобка называется и из чего он сделан.

Гипотеза: наше изучение малопонятных слов поможет правильному пониманию прочитанного текста, а значит, лучшему пониманию сказки, кроме этого, только хорошо зная значение того или иного слова, мы сможем правильно употреблять его в разговорной речи.

Учебно-исследовательский проект - фото

Предмет исследования: сказка «Колобок»

Этапы реализации проекта

Название этапов Пути реализации проекта

Первый этап подготовительный 1. Сбор информации.

2. Работа с научной литературой, художественной литературой, интернет-ресурсами.

Второй этап

реализации проекта 1. Просмотр мультфильма по русской народной сказке «Колобок».

2. Чтение литературных произведений.

3. Проведение викторины «Лучший знаток сказки «Колобок».

4. Беседа на тему: «Колобок –это пища крестьян».

Третий этап

заключительный

1. Оформление площадки для съёмок.

2. Создание мультфильма.

Фото №1 Сказка один из самых ярких фольклорных жанров

В чём суть «Колобка»

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Оказывается, «Колобок» у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за «Колобка». Сказка о Колобкеэто астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса, до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т. е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации «Колобка» мы находим в русских народных загадках (из собрания В. Даля) : «Голубой платок, красный колобок : по платку катается, людям усмехается». Это про Небеса и Ярило-Солнце.

Основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда – тебя съедят» и т. д. Сверху – простая и круглая, как главный герой, мысль. А в глубине?.

Слово «Колобок» возникло от слова «колоб» - круглый хлебец - это чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии обычных припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки — все, что было в доме, и все поскребки квашни, которые обычно не изымались, а оставлялись на закваску.

Фото №2 Даль называет ее волшебным рассказом небывалой и даже несбыточной повестью сказаньем

Толкование мало употребляемых слов из сказки «Колобок»

Обратившись к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля и «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы растолковали значения и других слов, многие из которых сегодня мало употребляются в повседневной речи:

Амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов…

Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-нибудь…

Поскрести – поскоблить остатки …

Сусек – закром.

Авось – (частица) – может быть, вдруг, случайно …

Пригоршня – ладони (ладонь, сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.

Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах.

Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.

Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.

Подавно – тем более, разумеется.

Оформление площадки для съёмок.

Создание мультфильма.

Вывод.

На все поставленные вопросы перед исследовательской работой мы смогли найти ответ:

- Смысл сказки «Колобок»;

- С помощью словаря узнали точное значение малопонятных нам до этого слов;

Список использованной литературы

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М., 1978-1980.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1973 г. – 939 с.

3. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И. Н. Арзамасцева, Э. И. Иванова, С. А. Николаева. -2-е изд., стереотип. М., 2000.

4. Даль В. И. Русские сказки. Спб, 1832.

Фото №3 Сказка затейлива причудлива необычна
Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Исследовательский проект «История музея»Исследовательский проект «История музея» О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Предмет: окружающий мир Длительность.

Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.

Исследовательский проект «Молоко полезно детям» Проект исследовательско-творческий, рассчитан сроком на 1 месяц. Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, родители,.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Творческо-исследовательский проект «Чудо-календарь!» Введение. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Наступил.

Творческо-исследовательский проект «Мой любимый Зайка» Творческо-исследовательский проект «Мой любимый Зайка» Автор: Слободенюк Елизавета воспитанница «МБДОУ «ДСОВ» Аленький цветочек» группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-исследовательский проект «Колобок»
Опубликовано: 3 июня 2020 в 10:54
+233Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Учебно-исследовательский проект «Колобок»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Ивойлова (УИ 1683954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД