МААМ-картинки

Учебно-исследовательский проект «Колобок» (6 фото)

Александра Ивойлова
Учебно-исследовательский проект «Колобок»

Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

Публикация «Учебно-исследовательский проект „Колобок“» размещена в разделах

Например, как понимать сегодня смысл слов «короб», «сусек», «стужон» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Какую миссию «выполняют» колобки на нашей планете, трансформируясь в разные образы. И в чём секрет популярности этой русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей?

В своей работе я решила провести своё исследование сказки «Колобок».

Учебно-исследовательский проект «Колобок»

Цель исследования: «трансформировать» знакомый с детства образ Колобка и провести пробу создания мультфильма, создав свою сказку «Новые приключения Колобка».

Задачи:

Изучить происхождение сказки «Колобок»?

Узнать значение устаревших слов, имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня читателю.

Расследовать, сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение предков или сказка о хлебобулочном изделии.

Изучить процесс приготовления «Колобка».

Методы:

- изучение и анализ научной литературы, художественной литературы, литературных источников и интернет – ресурсов;

- беседы;

- наблюдение.

Фото «Колобок»

Изучив научную литературу, ознакомившись с материалами интернет-ресурсов, мы выяснили, что одно из самых ранних упоминаний о «Колобке» было в «Житии протопопа Аввакума» : «. Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, – иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца». Сама же сказка впервые была опубликована в 1844 г. в книге Екатерины Алексеевны Авдеевой: «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевой». Но самым любимым и известным является вариант сказки «Колобок» в записи известного историка и фольклориста А. Н. Афанасьева.

Проблема: все дети хорошо знают и любят сказку «Колобок», но никто не смог объяснить, почему колобка называется и из чего он сделан.

Гипотеза: наше изучение малопонятных слов поможет правильному пониманию прочитанного текста, а значит, лучшему пониманию сказки, кроме этого, только хорошо зная значение того или иного слова, мы сможем правильно употреблять его в разговорной речи.

Учебно-исследовательский проект - фото

Предмет исследования: сказка «Колобок»

Этапы реализации проекта

Название этапов Пути реализации проекта

Первый этап подготовительный 1. Сбор информации.

2. Работа с научной литературой, художественной литературой, интернет-ресурсами.

Второй этап

реализации проекта 1. Просмотр мультфильма по русской народной сказке «Колобок».

2. Чтение литературных произведений.

3. Проведение викторины «Лучший знаток сказки «Колобок».

4. Беседа на тему: «Колобок –это пища крестьян».

Третий этап

заключительный

1. Оформление площадки для съёмок.

2. Создание мультфильма.

Фото №1 Сказка один из самых ярких фольклорных жанров

В чём суть «Колобка»

Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков. Оказывается, «Колобок» у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни “почти ватрушкой”, как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за «Колобка». Сказка о Колобкеэто астрономическое наблюдение Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса, до новолуния (Чертог Лисы). “Замес” Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т. е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — “съедают” часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля (по современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца.

Подтверждение именно такой интерпретации «Колобка» мы находим в русских народных загадках (из собрания В. Даля) : «Голубой платок, красный колобок : по платку катается, людям усмехается». Это про Небеса и Ярило-Солнце.

Основной смысл этой сказки прост, хотя и может быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда – тебя съедят» и т. д. Сверху – простая и круглая, как главный герой, мысль. А в глубине?.

Слово «Колобок» возникло от слова «колоб» - круглый хлебец - это чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии обычных припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки — все, что было в доме, и все поскребки квашни, которые обычно не изымались, а оставлялись на закваску.

Фото №2 Даль называет ее волшебным рассказом небывалой и даже несбыточной повестью сказаньем

Толкование мало употребляемых слов из сказки «Колобок»

Обратившись к «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля и «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, мы растолковали значения и других слов, многие из которых сегодня мало употребляются в повседневной речи:

Амбар-строение для хранения зерна, муки, припасов…

Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-нибудь…

Поскрести – поскоблить остатки …

Сусек – закром.

Авось – (частица) – может быть, вдруг, случайно …

Пригоршня – ладони (ладонь, сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.

Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревянных избах и старинных городских домах.

Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.

Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.

Подавно – тем более, разумеется.

Оформление площадки для съёмок.

Создание мультфильма.

Вывод.

На все поставленные вопросы перед исследовательской работой мы смогли найти ответ:

- Смысл сказки «Колобок»;

- С помощью словаря узнали точное значение малопонятных нам до этого слов;

Список использованной литературы

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4. М., 1978-1980.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1973 г. – 939 с.

3. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И. Н. Арзамасцева, Э. И. Иванова, С. А. Николаева. -2-е изд., стереотип. М., 2000.

4. Даль В. И. Русские сказки. Спб, 1832.

Фото №3 Сказка затейлива причудлива необычна
Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Исследовательский проект «История музея»Исследовательский проект «История музея» О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Предмет: окружающий мир Длительность.

Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.

Исследовательский проект «Молоко полезно детям» Проект исследовательско-творческий, рассчитан сроком на 1 месяц. Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, родители,.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект «Травянчик» Введение. У меня есть кошка и три черепахи. Когда наступил октябрь, и на улице пропала трава, мои питомцы загрустили. Так как кошка ест.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Творческо-исследовательский проект «Чудо-календарь!» Введение. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Наступил.

Творческо-исследовательский проект «Мой любимый Зайка» Творческо-исследовательский проект «Мой любимый Зайка» Автор: Слободенюк Елизавета воспитанница «МБДОУ «ДСОВ» Аленький цветочек» группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-исследовательский проект «Колобок»
Опубликовано: 3 июня 2020 в 10:54
+233Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД