Получи документы

Учебно-методическая разработка «Миттельшпиль в шахматах»

елена левашова
Учебно-методическая разработка «Миттельшпиль в шахматах»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества «Росинка»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МИТТЕЛЬШПИЛЬ В ШАХМАТАХ»

Руководитель разработки

Левашова Е. В.

педагог дополнительного образования

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением

Публикация «Учебно-методическая разработка „Миттельшпиль в шахматах“» размещена в разделах

Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др.

Шахматная партия делится на три стадии : дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Миттельшпиль – это слово заморское и в дословном переводе с оригинала mittelspiel означает середина игры. Эта стадия наиважнейшая, определяющая. Именно в миттельшпиле можно и нужно пожинать плоды добытого преимущества в дебюте. Или исправить собственные дебютные огрехи.

Актуальность методической разработки : заключается в формировании у детей контроля основных столкновений, комбинации, атак, маневр. Именно в миттельшпиле происходят все ключевые события, которые определяют результат.

Новизна разработки заключается в соединение исследовательской деятельности с практической в игровой форме.

Цель достичь результата путем размышления и продумывания всех комбинаций.

Задачи :

Обучающие:

умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;

Развивающие:

развитие у учащихся конкретного системного мышления, долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;

развитие творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

Воспитательные:

воспитание отношения к интеллектуальным играм как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

Методы исследования:

• изучение теории миттельшпиля в шахматах

• изучение архивных материалов

• метод сравнения

План методической разработки :

1. выбор темы методической разработки

2. определение цели и задач методической разработки

3. обоснование и актуальность разработки

4. исследовательская работа, изучение теории по теме разработки

5. обобщение материала

6. практическая работа, игра шахматной партии.

МИТТЕЛЬШПИЛЬ

Принципы игры

За многовековую историю шахмат коллективная мысль шахматистов выработала бесчисленное множество правили принципов игры. Написаны десятки и сотни книг и монографий.

Несколько принципиальных моментов, напрямую касающихся середины игры.

1. В шахматах побеждает тот, кто нападает. Даже тогда, когда торжествует защита, она на каком-то этапе трансформируется в нападение. В конце концов мат можно поставить, только нападая на короля.

2. Право нападения имеет тот, у кого лучшая позиция, кто имеет преимущество. В худшем положении лучше играть «вторым номером», — защищаться и искать возможности для контратаки.

3. Обороняющийся должен понимать, что защита – временное подчинение обстоятельствам. Умение терпеливо отражать угрозы противника – не меньшее искусство, чем умение атаковать. При этом важно не упускать возможность нанести встречный удар

4. Владеющий преимуществом обязан атаковать, давить. Непрерывно увеличивать активность своих фигур. В противном случае он растеряет свое преимущество

5. Где тонко, там и рвется. Сила обороны определяется прочностью самого слабого зерна. Вывод очевиден: Атаковать следует слабости в позиции противника. При разрыве слабого звена рушится вся конструкция

Анализ и оценка позиции

Элементов шахматной позиции, которые в той или иной степени подлежать оценке, довольно много.

Загвоздка в том, что мозг человека может держать во внимании ограниченное число факторов. Не более 5. Поэтому при анализе лучше сгруппировать элементы. Тем более, что в практической игре время ограниченно и волей-неволей важно на чем-то фокусироваться.

Пример такой группировки, проверенный практикой:

• Слабые пункты и пешки

• Открытые линии и вертикали

• Центр и пространство

Расположение фигур: позиция короля, развитие фигур, их взаимодействие. Неудачная позиция одной из фигур

В практической игре этих четырех элементов для оценки позиции вполне достаточно.

Как тренироваться?

Как научиться правильно анализировать и оценивать позиции в миттельшпиле?

• Необходимо четко уяснить для себя значение каждого из элементов выше. Разбор собственных партий и партий ведущих шахматистов – старый, добрый и проверенный метод.

• Постепенно вы научитесь выделять главное, — какие элементы в данном положении играют важную, а какие второстепенную роль.

УПРАЖНЕНИЕ

Рассмотрим пример:

Партия Ларсен –Найдорф (1968г.)

Вопрос: В чем уязвимость позиции белых?

Подумайте немного, и дайте ответ, прежде чем смотреть пример дальше.

Ответили? Смотрим:

Черные имеют важнейший позиционный козырь: они могут вторгнуться на 2 горизонталь. В этом возможность черных и уязвимость белых.

Прорыв второй ладьи несет в себе как угрозы королю, так и на ферзевом фланге.

30…Лbb2 31. К:с4 Лс2 32. Фе3 К:е4

33.d5! ed 34 Kb 6 Л:с3 35. Фd4

Белые пытаются создать встречные угрозы, но черные их опережают

35…Фh5! 36. Ф:d5+Крh7 37. Ф: а2 Л:h3+! 38.gh Ф:h3+ 39. Фh2 Кf2X

Игра заканчивается на мате Конем!

Заключение

Результаты методической разработки позволяют учащимся развивать свое мышление, память и усидчивость.

Используемая литература

Злотник Б. А. Типовые позиции миттельшпиля. М. Физкультура и спорт. 1996 Стр. 12-34

Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М. : Просвещение. 1999.

https://xchess.ru/7-prostykh-no-moshchnykh-idej-dlya-mittelshpilya

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по воспитанию любви к малой Родине Дошкольное воспитание Знать и любить свое село Первое чувство патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении,.

Методическая разработка «Спортивные сказки»Методическая разработка «Спортивные сказки» "Спортивные сказки" Методическая разработка учителя физической культуры МБОУ СОШ№2 п. Краснооктябрьского Майкопского района О. А. Ярковой.

Картотека «Хороводные игры» Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси, без них не обходился не один праздник Хороводные игры - это целый.

Методическая разработка «Я расту здоровым» КТП Тема: «Я расту здоровым» Цель: Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Развивать умение заботиться о своем здоровье.

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка занятия «Гуси-лебеди» Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»Цель: Использование малых форм фольклора (сказка, пословицы, поговорки, загадки) для речевого развития.

Методическая разработка «Красавица Гжель» Цель: Ознакомление детей с русским народным промыслом «Гжель». Задачи: - Познакомить детей с народной росписью Гжель (с историей возникновения,.

Методическая разработка «Уголок единения» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад «Улыбка» г. Долинск Сахалинской области. ВЫПОЛНИЛ:.

Методическая разработка «Живём в сказке»Методическая разработка «Живём в сказке» Одна из наиболее сложных задач - отбор сценариев будущей постановки, т. к. грамотно выбранный репертуар - залог успеха будущей драматизации.

Методическая разработка «Проектная технология» "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь". Китайская пословица Изменения, которые происходят в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-методическая разработка «Миттельшпиль в шахматах»
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 15:30
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД