Учет индивидуально-психических свойств личности в построении воспитательно-образовательного процесса

Наталья Теницкая
Учет индивидуально-психических свойств личности в построении воспитательно-образовательного процесса

Учет индивидуально-психических свойств личности в построении воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования.

Ребенок приходит в мир с индивидуальным внешним видом и особенностью работы нервной системы и протекания психических процессов. На протяжении всей жизни эти особенности видоизменяются под воздействием различных факторов.

Наукой выделено четыре нервной деятельности человека, четыре темперамента, которые отчетливо проявляются в проявлении ребенка дошкольника. В работе педагога их необходимо учитывать.

Особого внимания и заботы представляют два типа детей: малоподвижные и сверхподвижные.

Малоподвижные дети (меланхолики) безынициативны, медлительны, очень трудно включаются во все происходящие события. Они не любят подвижные игры, соревнования, постоянно находятся «в своем собственном мире», не реагируя на окружающих, очень рассеяны.

В работе с ними необходимы определенные правила (по теории М. М. Кольцова):

• избегать спешки, т. к. это тормозит инертного ребенка;

• использовать только спокойный тон, т. к. ребенок не виноват в том, что он медлителен;

• учебную и игровую деятельность осуществлять на положительном эмоциональном фоне с элементами игры.

Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена.

Сверхподвижные дети требуют к себе особого внимания и терпимости.

Общение с ними предполагает спокойный и ровный тон, без лишних запретов и замечаний, но в то же самое время выполнения тех требований, которые должны выполняться. В жизни этих детей должны присутствовать такие виды деятельности, которые организуют их, но в то же самое время применяют его активность и подвижность. Это соревнования, подвижные игры, трудовые поручения. Нагрузка на этих детей должна быть дозирована, во избежание переутомления.

Особенность темперамента необходимо учитывать в учебном процессе. Наиболее заметно это протекает в поисково-исследовательской деятельности.

Меланхолик медленно включается в процесс познания и экспериментирования. Иногда кажется, что он недопонимает поставленную задачу, но проходит время и он экспериментирует, делает заключения, тем самым активизирует умственные процессы. Полученный результат необходимо закреплять, т. к. он может исчезнуть, забыться.

Созданная в групповом помещении предметно-развивающая среда должна создавать возможность осуществлять право ребенка на выбор игрового и учебного материала в соответствии с возрастными особенностями и интересами каждого ребенка. Так же в группе должны быть организованы и оборудованы уголки эмоциональной разгрузки, а также спортивные уголки, позволяющие осуществлять потребность ребенка в движении.

Главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к тактике саморегуляции поведения и деятельности.

Список использованной литературы:

Бодалев А. Н. Психология о личности. - М.: Изд-во МГГ, 1988, с. 187.

Бондаревская С. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная теория. - 1999. - №5. – с. 41-52.

Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.

Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Д. Б. Проблемы детской психологии и детское творчество Л. С. Выгодского//Вопросы психологии. - 1988. -№3, - с. 10.

Селевко Г. К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. 1999.

Способности и склонности: комплексные исследования / Э. А. Голубева- М.: Педагогика. 1989. – с. 197.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Мет. пос. – СПб. ; Детство – Пресс, 2008. – 128с.

Публикации по теме:

Циклограмма воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе Утро Прогулка Вечер Вечерняя прогулка Понедельник 1. Беседа 2. Труд 3. Игры по ЗОЖ 4. Инд. раб. по ИЗО 5. С/р игры 1. Наблюдение за погодой 2. Труд.

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в первой половине дня Введение Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации.

Научно-исследовательская работа «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Тема: «Организация воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях в Китае» Содержание: Паспорт научно-исследовательской.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса полиэтнического ДОУ На протяжении многих лет наш детский сад «Ласточка» в инновационном режиме ведет работу по приобщению всех участников образовательного процесса.

Планирование воспитательно-образовательного процесса Июль 1 неделя Планирование воспитательно-образовательного процесса ИЮЛЬ 1 неделя Режим Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей.

Планирование воспитательно-образовательного процесса на Июнь месяц Планирование воспитательно-образовательного процесса ИЮНЬ 2 неделя Режим Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей.

Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Планирование – основа содержания воспитательно-образовательной работы в ДОУ. План – не просто отчетный документ, главное в нем – рабочая.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно — образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Слайд 2 В настоящее время определены Федеральные Государственные стандарты, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования.

Самоанализ деятельности педагога при построении воспитательно-образовательного процесса В ФГОС включено положение о том, что содержание образовательных областей реализуется в разных видах детской деятельности. Конкретное содержание.

Структура планирования воспитательно-образовательного процесса на день «Во саду ли в огороде» СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (НА ДЕНЬ) Подготовительная к школе группа Тема недели: «Во саду ли в огороде?.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Учет индивидуально-психических свойств личности в построении воспитательно-образовательного процесса
Опубликовано: 20 января 2018 в 22:35
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 сентября. День ступенек на МААМ

Прыгать по ступенькам и считать их — любимая детская забава, которую тоже можно использовать с пользой для подрастающего человека. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и посвятите целый день...

25 сентября. День сказки «Аленький цветочек»

В 1850-х годах отставной чиновник-пенсионер Сергей Аксаков засел за мемуары. И вспомнил чудесную сказку из своего детства, которую знают и любят уже многие поколения. Эта сказка «Аленький цветочек»,...

Мастер-класс по изготовлению поделки «Ветка рябины» с использованием бросового...
Ко Дню рябины на МААМ Вашему вниманию представляю мастер – класс по изготовлению поделки "Ветка рябины", с использованием бросового материала и...
Мастер-класс изготовления панно из ниток и картона «Деревья осенью»
Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный...
Фотоотчет о выставке «Осенний калейдоскоп» в холле МАДОУ «Волшебница»
Лето кончилось, и вот Осень золотая Нас встречает у ворот С щедрым урожаем. Все деревья и кусты Расписала кистью: В бронзу, золото и медь Превратила листья....