Наталья Теницкая
Учет индивидуально-психических свойств личности в построении воспитательно-образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Учет индивидуально-психических свойств личности в построении воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования.
Ребенок приходит в мир с индивидуальным внешним видом и особенностью работы нервной системы и протекания психических процессов. На протяжении всей жизни эти особенности видоизменяются под воздействием различных факторов.
Публикация «Учет индивидуально-психических свойств личности в построении воспитательно-образовательного процесса» размещена в разделах
Наукой выделено четыре нервной деятельности человека, четыре темперамента, которые отчетливо проявляются в проявлении ребенка дошкольника. В работе педагога их необходимо учитывать.
Особого внимания и заботы представляют два типа детей: малоподвижные и сверхподвижные.
Малоподвижные дети (меланхолики) безынициативны, медлительны, очень трудно включаются во все происходящие события. Они не любят подвижные игры, соревнования, постоянно находятся «в своем собственном мире», не реагируя на окружающих, очень рассеяны.
В работе с ними необходимы определенные правила (по теории М. М. Кольцова) :
• избегать спешки, т. к. это тормозит инертного ребенка;
• использовать только спокойный тон, т. к. ребенок не виноват в том, что он медлителен;
• учебную и игровую деятельность осуществлять на положительном эмоциональном фоне с элементами игры.
Эти дети нуждаются в постоянной тренировке, без которой подвижность нервных процессов может быть снижена.
Сверхподвижные дети требуют к себе особого внимания и терпимости.
Общение с ними предполагает спокойный и ровный тон, без лишних запретов и замечаний, но в то же самое время выполнения тех требований, которые должны выполняться. В жизни этих детей должны присутствовать такие виды деятельности, которые организуют их, но в то же самое время применяют его активность и подвижность. Это соревнования, подвижные игры, трудовые поручения. Нагрузка на этих детей должна быть дозирована, во избежание переутомления.
Особенность темперамента необходимо учитывать в учебном процессе. Наиболее заметно это протекает в поисково-исследовательской деятельности.
Меланхолик медленно включается в процесс познания и экспериментирования. Иногда кажется, что он недопонимает поставленную задачу, но проходит время и он экспериментирует, делает заключения, тем самым активизирует умственные процессы. Полученный результат необходимо закреплять, т. к. он может исчезнуть, забыться.
Созданная в групповом помещении предметно-развивающая среда должна создавать возможность осуществлять право ребенка на выбор игрового и учебного материала в соответствии с возрастными особенностями и интересами каждого ребенка. Так же в группе должны быть организованы и оборудованы уголки эмоциональной разгрузки, а также спортивные уголки, позволяющие осуществлять потребность ребенка в движении.
Главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к тактике саморегуляции поведения и деятельности.
Список использованной литературы:
Бодалев А. Н. Психология о личности. - М. : Изд-во МГГ, 1988, с. 187.
Бондаревская С. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная теория. - 1999. - №5. – с. 41-52.
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. : Творческий центр «Сфера», 2004.
Венгер А. Л., Слободчиков В. И., Эльконин Д. Б. Проблемы детской психологии и детское творчество Л. С. Выгодского//Вопросы психологии. - 1988. -№3, - с. 10.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. 1999.
Способности и склонности: комплексные исследования / Э. А. Голубева- М. : Педагогика. 1989. – с. 197.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Мет. пос. – СПб. ; Детство – Пресс, 2008. – 128с.