Александра Цепок
Консультация «Учим детей наблюдать и рассказывать»
▼ Скачать + Заказать документы
Учим детей наблюдать и рассказывать.
[/b]
Цель:
- Дать детям представления о природе и сформировать умение рассказывать;
-формировать умение внимательно слушать, правильно понимать сказанное,
делать логические выводы, выделяя причинно - следственные связи;
- формировать у детей умение сопоставлять наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов;
ВЕСЕННИЕ РАДОСТИ
[/b]
Публикация «Консультация „Учим детей наблюдать и рассказывать“» размещена в разделах
Первые сосульки! Первые лужи! А первый дождик! А первая радуга! Весенние первоцветы: желтые мать-и-мачехи, розовое волчье лыко, голубые перелески. А вестники весны птицы! Грачи прилетели, запели первые жаворонки, скворцы чистят скворечни.
И конечно же, веселые весенние ручейки! Хочешь смотри, как вода играет, хочешь слушай, как вода журчит, а хочешь брось в ручей щепку, и она сразу превратится в корабль. И начнется увлекательное путешествие по неизведанной реке.
Н. Сладков
РУЧЕЙ
[/b]
Всю зиму спал ручей под двумя одеялами снеговым и ледяным. А пришла весна - одеяла
долой, и бегом лесную речку будить. Лечь бы сейчас на воду, опустить лицо с маской вниз и вдогон за ним. Понесет тебя ручей прямо в речку. И по пути всю его водяную дорожку увидишь.
Сперва покажется, что не вода тебя несет, а дно под тобой, словно пестрая лента, назад несется! То оно опускается в глубину, в темноту, то стремительно всплывает и приближается, и вот уже разноцветные камешки у самого носа блестят и мельтешат. За камешками светлый песок, темный и пухлый ил, набухшие лохмотья утонувшей коры,
коряги, сучья, листья. Пятнистые толстые корни кувшинок, похожие на удавов. Камень из воды высунулся, как лысина водяного, вокруг шеи кружевной воротник из пены.
А ручей уже не журчит, а вовсю шумит, булькает, гремит и плещет. Сонную речку будит. Брызжет, щекочет теплыми струями. Просыпайся речка; весна пришла! Сбрасывай зимние одеяла - снеговое и ледяное. И дальше беги - буди озеро!
Н. Сладков
ПТИЦЫ
Птицы - это песнь и полет!
Это голоса наших лесов, степей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. Полные уши птичьих песен и голосов!
Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
Птицы - дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.
Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
Птицы - это тайна и красота. Птицы нашего детства.
О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки, без птиц нам не обойтись.
Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
Вот что такое птицы!
Н. Сладков
Вопросы к текстам.
О каких признаках весны идет речь в рассказах?
Под какими одеялами спал ручей?
Что с ними случилось, как вы думаете?
Расскажите про водяную дорожку ручья.
Что вы узнали о птицах?
Придумайте рассказ на тему «Весна пришла».
МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ
.[/b]
Встретились однажды Март и Апрель.
- Как поживаешь, Апрель? - спросил Март. - Почему не заходишь в гости?
- Да не знаю, как к тебе добраться, - отвечал Апрель. - Пора бы ручьям звенеть, а у тебя еще сугробы в лесу и дороги замело снегом.
- Приезжай ко мне, - сказал Март, - я тебе помогу добраться.
Поехал Апрель на санях в гости к Марту.
Увидел Март, что Апрель едет на санях, теплым ветром подул на дорогу, растопил сугробы в лесу. Ни проехать, ни пройти! Вернулся Апрель назад.
Повстречались Март и Апрель на другой день.
- Почему не заходишь в гости? - спрашивает Март. Приезжай, я тебя не обижу.
Снова собрался Апрель в гости к Марту. Поехал к нему на телеге.
Увидел Март, что Апрель едет на телеге, подул холодным ветром - нанес сугробы в лесу. Замело дороги. Ни проехать, ни пройти!
Вернулся Апрель огорченный.
Встретил он другого своего соседа - Мая.
- Что ты такой печальный? - спрашивает Май.
Рассказал ему Апрель, как Март его обманывал: позвал в гости, а проехать к себе не дал. То подул холодным ветром и занес снегом дороги, то подул теплым ветром и растопил сугробы.
- Так я к нему и не доехал ни на санях, ни на телеге, - сказал Апрель.
- Эх ты, кому поверил! - говорит Май.
Марту! Он всегда такой обманщик. В следующий раз, как пригласит он тебя в гости, возьми и телегу, и сани, и лодку прихвати!
На другой год опять встретились Март и Апрель. Позвал Март Апреля в гости.
Поехал Апрель к нему на телеге. А на телегу поставил сани. А в сани положил лодку.
Увидел Март, что Апрель едет на телеге, и подул холодным ветром. Все дороги замело снегом. Сел Апрель в сани. И поехал дальше. Увидел Март, что Апрель едет в санях, подул теплым ветром, взломал лед на реках. Пересел Апрель в лодку и дальше поплыл.
Приплыл Апрель к Марту.
- Как же ты до меня добрался? удивился Март.
- Да по-всякому, - отвечает Апрель, и на телеге, и на санях, и в лодке.
- Кто же тебя научил взять и лодку, и сани, и телегу? - спросил Март.
- Неужто ты сам догадался?
- Нет, говорит Апрель, - это мне Май подсказал. Я же не знал, что ты такой обманщик.
С той поры Март невозлюбил Мая, злится на него: то листочки ночью на деревьях поморозит, то градом цветы, в садах побьет. Да все напрасно! Маю Март не страшен.
Вопросы к тексту:
Что спросил Март у Апреля в первую встречу?
Как ответил Апрель? Выполнил ли свое обещание Март?
Как встретил Март Апреля во второй раз? Кто и как помог Апрелю? Удалось марту обмануть Апреля на другой год?
Нарисуйте первую, вторую, третью встречу Марта с Апрелем и встречу Апреля с Маем. Предложите детям рассказать сказку по частям, затем полностью, используя иллюстрации, вопросы.
(Вопросы могут быть планом пересказа.)
НА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКЕ
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. А прошел еще день, другой - и его уж вовсе не осталось. С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек,
наполнил до краев большую, глубокую лужу, перелился через край и дальше в лес побежал. Опустели зимние квартиры в старом пне. Выбрались из-под коры жучки и букашки, расправили крылышки и полетели кто куда. Выполз из трухи длиннохвостый тритон. Проснулась ящерица, выбралась из норки на самый пенек, уселась на солнышко погреться. И лягушки тоже от зимнего сна очнулись, запрыгали к луже и бултых прямо вводу. Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало, завозилось, и вылез оттуда ежик. Вылез сонный, взъерошенный. На иголках - сухая трава, листья. Выбрался ежик на пригорочек, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Трудно ему это сделать: лапки у него коротенькие, до спинки никак не достанет. Обчистился немножко, потом уселся поудобнее и принялся языком брюшко вылизывать. Помылся, почистился ежик, да и побежал по полянке искать себе eду. Теперь ему, жуки, червяки и лягушки, лучше не попадайтесь: теперь ежик голодный, сразу поймает и съест.
Ожил под теплым весенним солнцем и огромный лесной дом - муравейник. С рассвета и дотемна хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголочку.
Вместо зимних квартир теперь на полянке появились новые - весенние. Прилетели к старому пню две маленькие серые птички. Стали все кругом оглядывать. Потом одна из них слетела вниз на землю. Схватила в клюв сухую травинку и положила в ямочку возле пня. И другая птичка тоже к ней подлетела, и стали они вместе строить гнездо.
Г. Скребицкий
Вопросы к тексту:
Расскажите об обитателях старого пня. Кто зимовал под кучей хвороста?
Каким был ежик?
Что он делал? Какой еще дом «ожил» В лесу?
Какая новая квартирка появилась на полянке?
Расскажите о приходе весны на лесную полянку.