Приложение МААМ

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Надежда Кокина
Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Правильное развитие речи является важным фактором подготовки детей к школе. Поэтому многие родители, начиная с рождения малыша, задают себе вопросы: «Как развить речь ребёнка? Как минимизировать речевые ошибки? Что нужно сделать для того, чтобы речь ребёнка была грамотной?» И задача учителей-логопедов, работающих с детьми дошкольного возраста, вести профилактическую работу среди родителей, чтобы снизить процент речевых нарушений у детей. И в нашем детском саду такая работа ведётся постоянно. Поддерживается связь с родителями не только садовых, но и ранних групп через индивидуальные и групповые консультации, «Круглый стол», газету «Домашний логопед», родительские собрания, семинары-практикумы для родителей, выставки литературы по развитию речи детей, «Почтовый ящик», анкетирование, открытые занятия и совместные мероприятия, беседы и «деловые игры» для родителей, где даются рекомендации по развитию речи детей разных возрастов.

Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Как известно, речь взрослого является примером для ребёнка. И чтобы научить его правильно разговаривать, нужно соблюдать следующие основные моменты:

• Общаясь с ребёнком, следить, чтобы ваша речь была выразительной, чёткой и спокойной.

• Показывая ребёнку картинки, разговаривать с ним, постепенно усложняя задания.

• Чтение книги и рассматривание картинок должно происходить на эмоциональном подъёме.

• Обязательно давать ребёнку полезные поручения передать что-нибудь или позвать кого-нибудь из членов семьи.

• Помогать ребёнку в составлении рассказа, но сначала позволить ему попробовать рассказать самостоятельно, без вашей подсказки.

• Задавать малышу вопросу по содержанию прочитанного и стимулировать речевое развитие ребёнка.

• Разучивать с детьми считалки, пословицы, поговорки.

• Проводить обучение через игровую деятельность, сопровождаемую стихами.

• Играть с ребёнком, ибо через игровую деятельность ребёнок познаёт окружающую реальность.

• Поощрять стремление ребёнка к рисованию и умению рассказывать по нарисованному.

• Не забывать продолжать развивать у ребёнка двигательную активность, как общую, так и движение рук и пальцев.

• Не скупиться на похвалу речевых высказываний ребёнка. Выражать поощрение ребёнка улыбкой и словами «хорошо», «молодец».

• Чётко формулировать свои замечания ребёнку.

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимо побуждать ребёнка к слову, т. е. вести совместную деятельность с взрослым, а позднее и со сверстниками, организовывать совместную трудовую деятельность по интересам, игры, театрализованные представления, непосредственную образовательную деятельность. Большую роль при этом играют действия педагогов, а дома - взрослых, которым ребёнок пытается подражать. Общение с взрослыми становится основой и предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает позднее. Поэтому родители должны помнить : при дефиците общения, его ограниченности, бедности, ребёнку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, и он может вырасти необщительным, замкнутым, не достаточно в речевом плане грамотным. И так как известно, что речь обладает многими функциями, развитие речи следует выстраивать в соответствии с её направленностью.

Познавательная функция речи формируется в процессе развития деятельности, восприятия и мышления. Сначала слово соединяется с конкретным предметом, действием ребёнка, качеством, свойством или отношением к этому предмету, действию или поступку, с которым знакомится ребёнок. Затем вводится в речь детей обобщённые значения слов (обобщённые образы предметов, действий, свойств и отношений, что является новым шагом в подготовке его к школьному обучению. Выполняя поделки, постройки, рисунки ребёнок подражает действию взрослого (показ, по образцу, по собственному замыслу, по представлению, давая словесное описание.

Рисуя по представлению, ребёнок соотносит изображение с описанием-инструкцией. Например: «Нарисуй круглый аквариум».

Выполняя задания из строительного материала, ребё нок соотносит услышанное высказывание с постройкой: «Построй улицу. На улице два дома. Слева одноэтажный дом с четырьмя окнами и плоской крышей, справа – двухэтажный. Между домами – забор…»

Ребёнок строит улицу и по образцу, заранее заготовленному взрослым, а топом старается рассказать о том, что он построил, сопоставляя результат с рисунком.

Такие задания воспитывают у дошкольника внимание к слову, умение получать и использовать выраженную в речи информацию. Вместе с тем они дают родителям возможность увидеть, что же стоит за словом ребёнка, насколько оно является точным и обобщённым.

Умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в старшем дошкольном возрасте формируется, работая над моделями и схемами. Это важно при подготовке к школе, т. к. дети начинают пользоваться письменной речью. Обсуждая с ребёнком предстоящую деятельность, а затем и все её этапы, объясняя смысл каждого действия, мы не только развиваем активную речь дошкольника, но и учим его работать по плану. Например, построить комнату для куклы. Вы чертите прямоугольник – это комната, указываете окна и двери, «расставляете» мебель. Если ребёнок умеет читать, начерченные на плане предметы можно надписать, если нет – назвать их и попросить повторить. После того, как он построит комнату, пусть соотнесёт расстановку мебели с указанной на плане. Потом расскажет, какие предметы он выбрал, как их разместил, т. е. оценил правильность выполненного задания. При недостатках в воспроизведении пространственных отношений, форм, цвета предметов нужно вернуться от рассказывания, описания к действию по образцу, постараться показать, как изображаются эти свойства и отношения в рисунке, а затем и на плане и как переносятся в объёмную постройку, а затем закрепить результат в слове.

В развитии речи важную роль играет развитие мелкой моторики, на что влияет рисование по представлению, которое проводится в виде различных игр:

«Что в мешочке?». Взрослый говорит: «Сейчас я расскажу, что у меня спрятано в мешочке, а ты нарисуешь». Если предмет сложный – описание расчленяют.

«Заселим аквариум». На столе лист с изображением аквариума, заполненного водой. Взрослый описывает рыбы (гуппи, меченосца, вуалехвоста, а ребёнок их рисует, соотнося форму, цвет, величину.

«Поселим птиц в вольер». Проводится аналогично, как предыдущая игра.

«Страна фантазии». Взрослый сообщает: «Мы оказались в удивительном городе. Дома в нём самой разной формы. Один дом, как гриб на ножке, другой, как ёлка – треугольник на треугольнике. А окна все круглые». Ребёнок рисует по описанию взрослого.

Развитие познавательной функции речи отмечается в следующих играх:

«Угадай, что спрятано»

«Угадай, где спрятано»

«Найди половинку»

«Бывает – не бывает».

Развитие смысловой стороны речи прослеживается в театральной деятельности детей :

• в кукольном театре и играх-драматизациях.

В театральной постановке спектакля «Три медведя» ребёнок учиться различать большую чашку и ложку, чашку и ложку поменьше, самую маленькую чашку и ложку.

В играх-драматизациях развивается и другая функция речи – регулирующая в виде кукольного театра на столе, игры-импровизации. Взрослый говорит: «Мама ушла в магазин и оставила дочь с котёнком. Что может случиться?» Ребёнок сочиняет и домысливает. Словесный анализ нравственных ситуаций в рассказе, рисунках по сюжетным картинкам, серии сюжетных картинок начинается с вопросов.

Следующая функция речи – регуляция деятельности и поведения. Предлагаемые задания – выполнение инструкций ребёнком. Отмечается проявление ребёнком творчества, инициативности. Со временем, слово становится способом саморегуляции и самооценки.

В дальнейшем речь выполняет функцию планируемых действий. Словесное планирование выполняемых действий должно затрагивать разные виды образовательной деятельности детей : конструктивные, изобразительные, трудовые. Правильная речь связана с грамматическим строем речи, словарём, правильным произношением, овладением фразовой речью. Особое внимание в речевом развитии ребёнка занимает книга. Совместное чтение составляет удовольствие не только ребёнку, но и взрослому. Расспросите ребёнка о прочитанном произведении. Развить речь помогут конкурсы: «На лучшего рассказчика», «На лучшего сочинителя», «На лучшего фантазёра».

Помните: ваша собственная речь – образец для малыша. Не жалейте времени на общение с ребёнком. Рассказывайте ему интересные истории, придумывайте загадки, чаще беседуйте с ним, учите его наблюдать, думать, рассуждать, поддерживайте его интерес к людям и жизни.

Литература.

1. Хрипкова А. Г. Мир детства. Дошкольник. Москва. Издательство «Педагогика», 1979 г.

2. Ладыженская Т. А. Речь. О руководстве развития речи ребёнка. Москва, 1983г.

3. Ляксо Е. Е. Развитие речи малыша. Москва. Издательство «Айрис-пресс», 2004 г.

4. Дыбина О. В., Сидякина Е. А. Познавательно-речевое развитие дошкольников. ТГУ. Издательство «Педагогический поиск», 2012 г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей. Безлюдная Лариса Сергеевна. Тема: Развитие речи у детей младшего возраста. Самым важным в развитие ребенка.

Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок- художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо Природа – источник радостных.

Консультация для родителей «Развитие разговорной речи детей ясельного возраста» Для воспитателя ясельной группы основными задачами являются общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной.

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой» Над данной темой я работаю не первый год. И пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу –.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста» Слайд 2. В работе с детьми дошкольного возраста главное место отводится формированию связной речи и речевого общения. «Связная речь,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» (Никитина. Б. Н.). Ранни возраст-это возраст интеллектуального развития ребенка,так как в старшем дошкольном возрасте значительно сложнее.

Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» Консультация для родителей «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» Выполнила: Кузнецова.

Консультация для родителей «Влияние СМИ на физическое развитие детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Влияние СМИ на физическое развитие детей дошкольного возраста» У детей, которые много времени проводят у экрана.

Консультация для родителей «Влияние сказки на развитие и воспитание детей дошкольного возраста» Сказка – произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле. Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: В связной речи отражается логика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 7 июня 2017 в 22:25
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кокина (УИ 192382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД