Елена Карцева
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2. В работе с детьми дошкольного возраста главное место отводится формированию связной речи и речевого общения.
«Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф. А. (российский психолог и лингвист, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Слайд 3. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Слайд 4. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается медленно или не развивается совсем. Чтобы облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение.
Слайд 5. ИГРАЯ, ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЕМ! В играх «Опиши, не называя»,
«Цвет и оттенки», «Кто больше расскажет о предмете?», «Что из чего сделано?», «Части предметов», «Сравни предметы», «Что бывает красным (пушистым, сладким, и т. д. ?» и другие (их можно придумать вместе с ребёнком) требуется не только назвать предмет, вещь, игрушку, явление, но как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали. Родители вместе с ребёнком по очереди описывают находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры подобного типа.
Слайд 6. «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ» или ГУЛЯЕМ С ПОЛЬЗОЙ. Используйте подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с ребё нком: Во время прогулки можно познакомить ребёнка с названиями деревьев (берёза, дуб, клён, сосна, ель, липа). Предложите назвать их одним словом (деревья). Предложите ребёнку спрятаться за липу, за сосну, а затем спросите, куда он прятался, откуда выглядывал. Обращайте внимание ребёнка на сезонные изменения и погодные явления. Так ребёнок будет накапливать опыт наблюдения, анализа, и в тоже время будут расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.
Слайд 7. Разучивайте с детьми потешки, поговорки, пословицы, скороговорки, загадки и при случае используйте их в разговоре с ребёнком. По дороге в детский сад, во время прогулки предложите ребёнку несколько загадок. Обратите внимание на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления, о котором в ней говорится.
Слайд 8. УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Художественная литература воспитывает в ребёнке такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание. Иллюстрации к книгам помогают ребёнку лучше понять содержание произведения. Отложите все дела и почитайте ребёнку. Читать надо неторопливо, чётко, выразительно. После чтения не спешите закрыть книгу. Спросите ребёнка, о чём читали, что понравилось, что запомнилось, что удивило, как он относится к героям сказки, рассказа. Дополните разговор рассматриванием иллюстраций. Обучение рассказыванию лучше всего начинать с пересказа по вопросам: «Как ты считаешь, правильно ли поступила Лиса? Как ты думаешь, почему она так сделала?» и т. д
Слайд 9. «ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ». Развитию речи детей способствуют рассказы по картинкам. Постарайтесь подобрать серию сюжетных картинок. Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку самостоятельно определить последовательность картинок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнок затрудняется, помогите ему с помощью наводящих вопросов, но сами старайтесь не произносить предложения.
Слайд 10. Просмотр мультфильмов – мощное средство воспитания ребёнка, и отличный способ развития связной речи. Договоритесь с ребёнком о таком «правиле» : мультфильмы, которые вы смотрите вместе с ребёнком, малыш обязательно вам пересказывает. Ведь вам так интересно послушать, о чём был мультфильм, но вы вдруг «забыли» содержание мультфильма. Конечно, прослушав историю, похвалите вашего маленького сказочника! Но не забывайте о продолжительности времени, проведённом перед экраном телевизора или компьютера. Для дошкольников : не более 30 минут в день!
Слайд 11. «МАЛЕНЬКИЙ ЖУРНАЛИСТ» или «ИНТЕРЕСНЫЙ РЕПОРТАЖ» Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии в лес, праздники, интересные случаи, события. Например, как ходили в цирк, в зоопарк, что видели в лесу, как ездили отдыхать на море, как праздновали день рождения и т. д. Вы с ребёнком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребёнку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо оттого, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся. Описывая свои впечатления, ребёнок убеждается в том, что обо всем можно рассказывать живо и интересно. Будьте заинтересованными и внимательными слушателями, помогите ребёнку, если он затрудняется в выражении мысли.
Слайд 12. Для полноценного формирования у ребенка устной речи необходимо развитие мелкой моторики рук. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь - подготовка руки ребёнка к письму.
Виды работ по развитию мелкой моторики :
• штриховка, дорисовка картинки, соединение по точкам;
• игры с пластилином, песком, водой, рисование мелками, карандашами;
• мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
• пальчиковая гимнастика.
Слайд 13. Если обобщить всё сказанное выше, родителям нужно знать «маленькие хитрости», а именно:
• Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – 15 – 20 минут в день.
• Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, при чтении не забывайте о выразительности. Объясняйте ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.
• Поощряйте малыша, чаще хвалите, радуйтесь его успехам, подбадривайте его, если что-то не получается.
• Обращайте внимание и устраняйте недостатки речи ребёнка. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
Особое ваше внимание хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.
Поэтому Вам совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!