Шкотова Вера
Удивительный мир аквариумных рыб в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Удивительный мир аквариума» в средней группе»
Актуальность проекта
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Но сформировать экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром.
Публикация «Удивительный мир аквариумных рыб в средней группе» размещена в разделах
Писатель натуралист Николай Сладков писал о рыбах: «На земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше чем лягушек, тритонов, жаб, саламандр, змей, ящериц, всех птиц и всех зверей, вместе взятых! Рыбы — дети воды: где вода, там и рыбы. Каких только рыб нет!».
Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Поэтому я решила разработать проект для детей средней группы «Удивительный мир аквариума», чтобы помочь детям узнать, «увидеть» «царство» рыб.
Тип проекта: информационно-творческий.
По составу участников: групповой.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели).
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта:
Сформировать у детей представления о разных видах аквариумных рыб и других обитателей, а так же способы ухода за ними
Задачи проекта:
Образовательные:
- научить детей находить отличительные признаки разных видов аквариумных рыб;
- познакомить с правилами ухода за аквариумом и его обитателями.
Развивающие:
- развивать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать познавательные процессы (память, воображение, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, творческие способности);
- развивать речь, активизируя и обогащая словарный запас детей.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней;
- прививать чувство прекрасного при рассматривании красивых аквариумных пейзажей.
Ожидаемые результаты проекта:
- у воспитанников сформированы представления о разнообразии аквариумных рыб и их обитателях, о характерных особенностях их строения: форма тела, плавники, жабры и т. д., о питании и уходе.
- в экологическом уголке группы пополнена развивающая среда;
- результаты художественного творчества оформлены в выставке работ;
- родители вовлечены к участию в проектной деятельности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный – определение темы проекта; мониторинг знаний детей об аквариумных рыбах; постановка проблемы; сбор и накопление материала по проекту, изготовление альбомов про аквариумных обитателей и дидактических игр; разработка плана проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Практический - дать первичную информацию об аквариумных обитателях, познакомить детей с характерными особенностями строения, питания и ухода за аквариумными рыбами; знакомство с литературными произведениями; рассмотрение картин и беседы по их содержанию, разучивание пальчиковой гимнастики, загадывание загадок; прослушивание детских песен на морскую тематику, звуков моря, рек и др. водоёмов; просмотр познавательных мультфильмов и презентаций о рыбах; изготовление поделок, рисунков, придумывание рассказов о рыбках, просмотр мультфильмов совместно с родителями; привлечение детей к реализации намеченного перспективного плана.
3. Заключительный – мониторинг знаний на конец работы над проектом, обобщение материала, организация выставки, изготовление макета аквариума, стенгазеты.
Сотрудничество с семьё й: Выставка поделок «Удивительный мир аквариума», изготовление стенгазеты.
Ресурсное обеспечение: Иллюстрации, картинки, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные произведения и материалы.
Содержание работы.
На подготовительном этапе был проведен первичный мониторинг знаний детей об обитателях аквариума.
Для выявления уровня знаний детей о жителях аквариума применяли беседу в форме вопросов. (Приложение 1)
Мониторинг проводился индивидуально с каждым ребёнком. Примерная продолжительность беседы с ребёнком 5 минут.
В ходе бесед с детьми результаты заносились в протокол регистрации педагогического мониторинга в таблицу 1 (Приложение 2).
Критерии оценки:
«+» - ответил правильно на вопрос.
«+ -» - ответил не полностью.
«-» - не ответил на вопрос.
В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний об аквариумных жителях детей средней группы, представленные в таблице 2 (Приложение 3).
Наглядно эта информация представлена на рисунке 1 (Приложении 4).
На данном этапе осуществлялся сбор и накопление материала по проекту; создание условий для реализации проекта; информирование и ознакомление родителей с темой проекта; разработан план проекта по ознакомлению детей с разнообразием аквариумных рыб.
Определив основное направление в работе, приступили к созданию предметной среды (дидактические игры, альбомы, картотеки игр, загадок, стихов, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную деятельность и способствовала ознакомлению детей с разнообразием аквариумных обитателей.
На практическом этапе разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по ознакомлению детей с аквариумом и его обитателями, способствуют развитию интереса к познанию окружающего мира, формированию у детей представлений о рыбах, их уходу.
В работе использовали:
• Рассматривание иллюстраций в книгах, журналах.
• Наблюдения за аквариумными рыбками.
• Чтение стихотворений, рассказов, загадок, считалок.
• ОД.
• Беседы.
• Упражнения на дыхание, чувства ритма.
• Дидактические игры.
• Словесные игры.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Подвижные игры, физминутки.
• Пальчиковые игры.
• Продуктивные виды деятельности.
• Конструирование из бумаги, мозайки.
• Слушание песен о рыбках, звуков воды.
• Просмотр мультфильмов и презентации о рыбах.
• Изготовление аквариума, стенгазеты.
• Консультации, беседы с родителями.
На заключительном этапе был осуществлён повторный мониторинг знаний детей о рыбах, проведён анализ полученных результатов.
Для выявления уровня знаний детей о рыбах применяли те же самые вопросы педагогического мониторинга. (Приложение 1)
В ходе бесед с детьми результаты заносились в протокол регистрации результатов педагогического мониторинга в таблицу 3 (Приложение 6).
В ходе обработки, полученных данных каждого ребёнка, была составлена сводная таблица знаний об аквариумных обитателях детей средней группы, где видно, что показатели уровня знаний детей о рыбах существенно изменились. Результаты представлены в таблице 4 (Приложение 7).
Наглядно эти данные представлены на рисунке 2 (Приложении 8).
Для оценки результативности данной работы над проектом было проведено сравнение уровня знаний детей о рыбах на подготовительном и заключительных этапах.
Результаты сопоставительной характеристики представлены в таблице 5 (Приложение 8).
Наглядно эти параметры отражены на рисунке 3 (Приложение 9).
Таким образом, содержание таблицы и рисунка, говорят о значительном повышении уровня знаний детей об аквариумных рыбах и других обитателях, значит цель и задачи нашего проекта достигнуты.
Итоги проекта
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии аквариумных рыб и других его обитателей, о характерных особенностях строения, внешнем виде, о питании и уходе; у детей активизировался и обогатился словарный запас по теме; вырос интерес к познанию окружающего мира, воспитанию любви к природе, желание беречь и охранять её; пополнилась развивающая среда группы; родители воспитанников были вовлечены к участию в проектной деятельности.
Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагога и детей.
Список литературы:
1. Интернет ресурсы
2. Е. Ю. Валк «Дошколятам – о животных», Волгоград, 2013
3. Н. А. Кнушевицкая «Стихи. Загадки, игры по лексическим темам», Издательство «Детство – Пресс», 2014
4. Л. М. Калмыкова «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Картотека тематических пальчиковых игр», Волгоград, 2014