Юлия Баландина
Занятие по речевому развитию и углублению представлений о родном городе Дзержинске
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – образовательные задачи. Углубление представлений о Дзержинске. Расширение и уточнение словаря по теме:
Предметы : город, Дзержинск, адрес, улица, переулок, проспект, набережная, бульвар, площадь, мост, река, парк, театр, балкон, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, двор, дом, подъезд, вокзал, новостройка, фонтан, сад, сквер, стадион, шоссе, тротуар, арка, район, церковь, музей, школа, детский сад, почта, завод, магазин;
Действия: жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Публикация «Занятие по речевому развитию и углублению представлений о родном городе Дзержинске» размещена в разделах
- Дзержинск. Все о городе для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Признаки: городской, сельский, широкий, просторный, прямой, узкий, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, длинная, светлая, высокий, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, кирпичный, панельный, жилой, парковый.
Наречия: тепло, удобно, чисто, широко, холодно, тонко, осторожно, низко, высоко, грязно, медленно.
Предлоги : на, в, у, под, около, между, из, над, с (со, из-за, из-под.
Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования). Совершенствование навыков пересказа. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения; косвенная речь). Автоматизация правильного произношения свистящих звуков и их дифференциация при рассказе. Закрепление терминов «звонкий-глухой согласный звук, твердый-мягкий согласный звук». Дифференциация звуков на слух. Последовательное выделение звуков из слов, состоящих из трех звуков, замена в проанализированных словах фишек, обозначающих звуки «с-с’», «з-з’» буквами. Буквы Сс, Зз. Синтез и чтение прямых и обратных слогов.
Коррекционно – развивающие задачи. Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, ответственности, активности.
Оборудование: Открытки с видами Дзержинска, фишки, звоночки, демонстрационные таблицы для чтения, мяч.
Предварительная работа : Экскурсия по городу с воспитателями и логопедом. Рассматривание открыток с видами Дзержинска.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия. Создание положительного эмоционального фона.
Автоматизация правильного произношения свистящих звуков и их дифференциация. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Развитие речевого слуха, памяти. Совершенствование умения пользоваться косвенной речью.
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними, предлагает занять места возле стульчиков. На доске прикреплены открытки с видами Дзержинска.
Логопед: Сегодня мы будем говорить о нашем родном городе – Дзержинске. Вы видите открытки с видами нашего прекрасного города. Скажите, какие достопримечательности вы здесь видите. Для создания настроения я предлагаю вам послушать стихотворение Ларисы Васильевой «Мой городок Дзержинск». Лариса Васильева увлеклась написанием стихов после выхода на пенсию и, как это нередко бывает,сразу нашла своего читателя. Родилась, и почти сорок лет жила в городе Сарове. Автор сборника стихов для детей. Последние двадцать лет живёт в Дзержинске.
Немало в России таких городов,
Известных немногим, но путь их таков.
Дзержинск мой, ты город – любимый навек.
Здесь должен быть счастлив любой человек!
Ты молод! Ты Нижнему - спутник и сын.
Такой, как Дзержинск, у него ты один.
Мой город, оплот ты для нашей страны –
В спец химии люди Дзержинска сильны!
Стоишь ты на левом Оки берегу.
Весной в цвете яблонь, как в белом снегу,
Природа в краю нашем так хороша:
Дубравы, боры – отдыхает душа!
Есть старше, богаче, крупней города,
Но город Дзержинск мне родной навсегда.
Мой город! Я здесь и родился, и рос,
Учился, работал…, и здесь мой погост.
Так будь же мой город красив на века!
Пусть вольно несёт свои воды Ока,
Свободно, чтоб люди стремились здесь жить
И верой и правдой Отчизне служить!
Давайте поговорим, что интересного вы узнали из этого стихотворения.
2. Упражнение «Семейка слов». (Совершенствование навыков словообразования).
Логопед берет в руки небольшой мяч.
Логопед: Давайте образуем слова из одной семейки со словом Дзержинск.
Как называют жителей Дзержинска? - Дзержинцы
Какие улица в Дзержинске? - Дзержинские
Как называют жителя Дзержинска. – Дзержинец
3. Чтение логопедического рассказа «Дзержинск - столица российской химии» (развитие речевого слуха). Г. Дзержинск. Комплект из 20 открыток. Допечатная подготовка – МАУ «РИД» «Дзержинские ведомости».
Логопед: Дзержинск можно назвать столицей российской химии, так как в городе много заводов и производств, которые успешно работают и приносят пользу стране уже много лет.
4. Пальчиковая гимнастика
Мы по городу шагаем, «Шагают» указательным и средним пальцем.
Много видим, называем: Пальцы обеих рук соединяют в «бинокль».
Светофоры и машины, Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца левой руки и заканчивая указательным
Ярмарки и магазины, пальцем на правой руке.
Скверы, улицы, мосты,
И деревья, и кусты!
5. Закрепление терминов «звонкий-глухой согласный звук, твердый-мягкий согласный звук».
Логопед: Давайте вспомним, как мы с вами определяем, звук глухой или звонкий. Правильно, держим руку на горлышке, если горлышко дрожит, значит звук – звонкий, если горлышко спокойное, значит звук – глухой.
Логопед раскладывает на столе звуковые схемы и звоночки для определения звонких и глухих звуков и называет слова: зебра, роза, самокат, кукуруза, насос.
Если дети слышать звонкие звук – з, то кладут звонок на место определения звука, если не слышат, то звонок лежит на столе.
Логопед раскладывает на столе звуковые схемы и фишки для определения гласных, твердых и мягких согласных звуков и называет слова: зуб, сом, слон, сыр, оса, лес,рысь.
Логопед, использую демонстрационные таблицы предлагает детям чтение прямых и обратных слогов.
6. Окончание занятия.
Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались и о том, что им понравилось больше всего.