Елена Вадимовна Мельникова
Уголок природы и детского экспериментирования в старшей разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Уголка природы и детского экспериментирования
Старшей разновозрастной группе «Смешарики»
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы реб нку захотелось ещ и ещ раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.
Публикация «Уголок природы и детского экспериментирования в старшей разновозрастной группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2024
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания уголков природы в групповых помещениях.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Значение уголка природы в ДОО Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе). Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и формирование таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом.
В уголке природы есть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь.
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей ребёнка.
Задачи, решаемые в уголке экспериментирования : -формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления;
- развитие поисково – познавательной, интеллектуальной активности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
-развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Главные герои уголка природы -это сказочные герои Эколята – юные защитники природы : Умница, Елочка,Тихоня и Шалун. Они помогают ребятам глубже погружаться в мир природы, полюбить ее.
В уголке природы есть :
1. - «Цветы» Это - уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
- На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы.
- В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования
2 - «Познавательный мир» .
В него входят: - книги, энциклопедии "Животные", «Пчелы, бабочки, стрекозы», «Пернатые друзья», «Сказки о животных»
-альбомы - картинки:
-времена года,
-деревья,
-растительный мир, грибы,
-природные явления,
-насекомые,
-птицы,
-животные жарких стран,
-домашние животные и птицы,
-дикие животные,
-животные Севера.
- Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, а, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
- литература по окружающему миру; - серия картинок с изображением природных явлений; - * коллекции:
-Коллекции семян.
-Гербарий листьев.
-Коллекция тканей.
-Коллекция ракушек.
-Коллекция камней.
3- «Секреты природного материала» Коллекции: камни, ракушки, опилки, глина, сыпучие продукты, шишки, и т д.
4 - «Погода каждый день» - календарь природы; - символы природных явлений.
5 - «Моделируем в зарисовках» - календарь наблюдений в природе; - журнал опытов в зарисовках детей; - личные блокноты для фиксации результатов проведения экспериментов; - экологические цепочки, модули; - условные символы.
6 - «Природа в картинках» - наборы и серии картинок животных, растений;
7 - «Экология в играх» - обучающие игры по экологии ;
8 - «Занимательные опыты» - запрещающие знаки «Что можно и что нельзя»
- модели с алгоритмами; - карты, схемы, таблицы.
9 – мини - лаборатория для экспериментов
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
-Приборы – помощники (лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).
В нашей лаборатории есть материалы:
-«Волшебница-вода» (воронки, контейнеры для воды, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);
-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
Уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что- нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.