Оксана Гуськова
Укрепление партнёрства ДОУ и семьи через социоигровые технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад и семья – это два социальных института, от согласования действий, которых зависит эффективность процесса в воспитании ребёнка.
Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их тесное взаимодействие. Без родителей процесс воспитания невозможен. Поэтому необходимы нововведения в сотрудничество с родителями, разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Публикация «Укрепление партнёрства ДОУ и семьи через социоигровые технологии» размещена в разделах
Взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи и строится на определё нных принципах:
- доверительность отношений — этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя;
личная заинтересованность родителей — родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;
подход к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия: — определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо, исходить из того факта, что именно последние для нас являются социальными заказчиками;
мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей и то, что мы им предлагаем должно быть интересно и полезно; утверждение их самоценности предполагает: проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения;
отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки.
На сегодняшний день можно сказать, что в ДОУ сложилась определенная система в работе с родителями. Как правило, педагог является инициатором взаимодействия с родителями. Он открыт к контактам, приветлив, старается найти подход к каждой семье и использует разнообразные формы взаимодействия:
коллективные,
досуговые,
индивидуальные,
наглядно-информационные: посещение семей, групповые родительские собрания, консультации и памятки для родителей, занятия с участием родителей, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, совместные экскурсии, Дни общения, Дни открытых дверей, участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов, оформление фотомонтажей, совместное создание предметно развивающей среды, утренние приветствия, работа с родительским комитетом группы, беседы с детьми и родителями, тренинги, семинар–практикум, родительские гостиные, выпуск газеты для родителей, клубы для родителей.
Главная цель нашего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социоигровую технологию – побуждение их к социальной активности и саморазвивитию, сплочение детско-родительского коллектива.
Сегодня хочу познакомить вас с некоторыми приёмами социоигровых технологий, применяемыми в работе с родителями:
1. Прием «Волшебная палочка»
Аудитория делится на подгруппы. Каждая подгруппа встает в круг. Палочка (либо какой—нибудь предмет) передается от человека к человеку и каждому, по очереди, дается задание. Задание берут на первый взгляд самые простые, но с глубинным смыслом, например:
1 шаг: Нужно назвать свою любимую игру либо игрушку из детства, затем задание усложняется: назвать игру/игрушку и рассказать, почему она нравилась.
2 шаг: Нужно назвать самые популярные игры/игрушки детей на данное время, затем задание усложняется: дать оценку играм/игрушкам, с точки зрения воздействия на детей (положительного и негативного).
По окончании побудить аудиторию сделать коллективный вывод о целесообразности тех или иных игр/игрушек, которые родители покупают детям, поддавшись на влияние «моды на игрушки», их возможного воздействия на психику и поведение ребенка, и последствия такого воздействия (положительные и негативные).
2. Прием «Видимо - не видимо».
Мне нужна группа, из шести человек, желающие выходите. Вам необходимо разделиться на две микрогруппы.
1 шаг: Я даю первой микрогруппе карточки, на которых разбросаны буквы.
Вам нужно найти название сказки (с родителями дошкольников этот прием работает хорошо). Когда найдете, название вслух его не произносите, вместо этого применим следующий прием –
3. Прием «Оживление».
Вам надо показать название сказки, а другой микрогруппе – угадать его.
2 шаг — применим прием «Видимо - не видимо» с точки зрения педагогики:
Теперь даё карточки второй микрогруппе, на карточках написаны слова.
Вам нужно составить их них предложения – обозначающие виды семейного досуга, например:
— «Мама, папа, я – спортивная семья!» — увлечение в семье спортом;
— «Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям!» — праздники, организованные для детей в домашних условиях;
— «Подарки своими руками» — совместные поделки с детьми в кругу семьи.
Когда составите предложение, вслух его не произносите, вместо этого снова применим прием «Оживление». Второй микрогруппе надо показать название семейного досуга, а первой микрогруппе – угадать его.
Далее родители обсуждают, как лучше провести эти досуги, предлагают свои варианты проведения досуга, делятся опытом.
4. Прием «Разведчики».
Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой, с которой вы беретесь за руки и встаете рядом.
Его применяют для подготовки работы в парах, например: для проведения тренинга; для практической отработки какой-либо педагогической ситуации.
5. Прием «Работа в группах».
Распределение на группы может происходить так: педагог раздаёт родителям части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Родители собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, они сообщают об этом одновременным хлопком.
Так же они будут показывать и момент завершения работы над каким–либо заданием.
6. Прием «Говорим хором».
Среди родителей могут быть люди, которые затрудняются, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. Работая в микрогруппах, им помогает хоровая работа. Педагог говорит микрогруппам: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если какая-то из микрогрупп ошибается, то ошибка не будет выглядеть слишком вызывающе (можно будет к ней отнестись с некоторым юмором, не оставит у участников неприятного осадка, а значит, ее легче исправить.
7. Прием «Шапка «Вопросов и ответов».
Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать. Вопросы могут быть самые разнообразные, в том числе по возникающим в группе проблемам и педагогическим ситуациям.
Таким образом, опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась система в работе с родителями, которая дала определё нные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. А значит, использование социоигровых форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских взаимоотношений между ними.
Информационные источники:
https://doshkolnik.ru/
https://kladraz.ru/
https://moluch.ru/
https://urokinachalki.ru/