Наталья Журина
Умные пальчики
▼ Скачать + Заказать документы
Умные пальчики»
Важным условием развития личности ребенка является своевременное и полноценное овладение речью. Достаточно часто у детей раннего возраста наблюдается отставание в развитии речи. Родители рассуждают так: «Пойдет в садик – заговорит…» Конечно, можно придерживаться такого мнения и просто ждать, когда малыш самостоятельно начнет осваивать первые речевые навыки. Но ведь очень многое зависит от вас, дорогие, родители!
Публикация «Умные пальчики» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Сейчас много говорят о том, что речь ребенка напрямую связана с развитием мелкой моторики. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы мозга, мы активизируем и зоны, отвечающие за речь. Во многом от того, как развиты пальчики малыша, будет зависеть не только развитие его речи, но и дальнейшее обучение в школе.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Можно массировать пальчики уже грудному младенцу. Чуть позже к массажу пальчиков и кистей рук малыша добавьте перебирание крупных, а затем более мелких предметов – пуговиц, бусин и т. д.
Хорошим подспорьем в развитии мелкой моторики могут стать развивающие игрушки, которых в магазинах сейчас достаточное количество: это и мозаики; и логические игрушки, развивающие не только моторику, но и логику, память ребенка; пирамидки и др. Но многие игрушки мы можем сделать своими руками. Что же можно сделать в домашних условиях? Оказывается, не так уж мало. Предоставьте малышу возможность поиграть с различными предметами, которые у вас под рукой. Это могут быть банки, коробки, бутылки, камушки, пуговки, кусочки тканей, различные по цвету и по форме. Пусть он переливает воду из одной емкости в другую. Кроме того, сыпучие материалы не оставят равнодушным ни одного малыша. Можно использовать любую крупу. Ее можно пересыпать, перекладывать ручками или ложкой, просыпать через сито. Дайте малышу возможность поиграть также макаронами, фасолинами, пуговицами и т. д. Самое главное следите, чтоб это не попало в рот. Обязательно используйте «пальчиковые игры» - несложные стишки, сопровождаемые пальцами рук и ладошек.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики:
1. "Веселое солнышко"- вырезать круг желтого цвета (или другого) и по всей окружности «украсить» его разноцветными скрепками. Это занятие доставит вашему малышу огромное удовольствие. Он не просто увидит и потрогает результат своего труда, но и сможет с ним поиграть.
2. Игры с рисованием, лепка. Рисовать можно не только карандашами и красками, но и пальчиками. Возьмите поднос. Насыпьте на него любую мелкую крупу (например, манную). Пусть малыш выводит линии, кружочки. Сначала с вашей помощью, а затем и самостоятельно
3. «Раз фасоль, два фасоль». Вам потребуется фасоль (горох) и пластиковая посуда (бутылка, банка, коробочка). Покажите малышу, как надо брать по одной фасолинке и перекладывать ее, опуская в бутылочку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины и т. д.». Чтобы малышу не было скучно, можно напевать песенку:
Мы фасолинки берем.
Их в бутылочку кладем.
Будет Ванечке игрушка –
Из фасоли погремушка.
4. «Месим тесто». Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и имитирует, как месят тесто. Это занятие можно сопровождать стихами:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут – будут в печи
Булочки и калачи.
5. «Что внутри?». Вам понадобятся мелкие игрушки и фольга. Заверните игрушку в фольгу. Для начала можно использовать мяч. Покажите завернутую игрушку малышу и спросите: Что там внутри?». Пусть ребенок снимет фольгу руками. Это занятие малышу очень понравится, причем шорох бумаги ему гораздо интереснее, чем сама игрушка.
Это малая часть того, чем можно занять малыша дома и с пользой провести время. Нужны только ваши фантазия и желание.
Помните: развитие моторики и речи тесно взаимосвязаны. Одно без другого существовать не может.