Лучший педагог года

Управление профессиональным развитием педагогов дошкольного учреждения

Ирина Аркадьева
Управление профессиональным развитием педагогов дошкольного учреждения

Принятие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования и Профессионального стандарта педагога предъявляют новые требования к организации и содержанию дошкольного образования, к профессиональной квалификации педагогических работников, ставит перед ними новые, более сложные задачи. Увеличение и усложнение функций педагогических кадров в условиях перехода на стандарт дошкольного образования требуют постоянного профессионального развития педагогов.

Публикация «Управление профессиональным развитием педагогов дошкольного учреждения» размещена в разделах

Актуальность данной проблемы обусловлена еще и тем, что происходит усложнение его профессиональной деятельности, появление новых функций в должностных обязанностях, отсутствуют условия для дальнейшего профессионального развития сотрудника детского сада.

Целью исследования является разработка, апробация и внедрение программы профессионального развития педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения № 52 «Белочка» города Якутска.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. Обобщить теоретические подходы к понятию «профессиональное развитие».

2. Охарактеризовать особенности управления профессиональным развитием педагогов дошкольного образовательного учреждения.

3. Разработать программу развития профессионального роста педагогов дошкольного общеобразовательного учреждения.

4. Сделать анализ и разработать рекомендации по итогам экспериментальной работы.

Профессиональное развитие любого специалиста основывается на диалектическом принципе «от простого к более сложному». Управление профессиональным развитием педагогов представляет собой систему, основными подсистемами которой являются: деловая карьера; обучение персонала; мотивация и стимулирование; работа с резервом; мониторинг развития и аттестация; ресурсное обеспечение профессионального развития; управление саморазвитием работника.

Современный педагог должен быть готов к профессиональному развитию и росту, к поиску оптимальных способов качественной и творческой деятельности. Пройти путь от новичка до мастера непросто. Как происходит профессиональное развитие? Через какие этапы необходимо пройти воспитателю от вступления в профессию до создания им авторской методической системы? Ответом на этот вопрос стала программа профессионального развития педагога МБДОУ Детского сада № 52 «Белочка».

В основе программы лежит идея повышения статуса педагога ДОУ в современной ситуации, усиление мотивации и креативности профессиональной деятельности.

Мы предположили, что данная программа предусматривает необходимое активное включение педагогов ДОУ во все направления учебно – методической работы основываясь на принципах непрерывности профессионального развития, партнерства и саморазвития. Думается, при сегодняшнем потоке информации, требуемой интеллектуальной переработки, программа профессионального развития педагогов ДОУ должна быть мобильной: выделяя ключевые проблемы педагогического развития на год, следует быть готовым к изучению поступающей свежей информации. Включенность педагогов в процесс изучения новых идей, педагогического опыта, внедрение инновационных проектов возможны в условиях применения новых форм взаимодействия: мобильных проблемных групп, тренингов, научно-исследовательских проектов, круглых столов.

Рассматривая данное предположение как цель, эта программа должна решать следующие задачи:

1. Разработать систему мониторинга педагогической компетентности, подобрать диагностические методики, опросники, тесты. ;

2. Продолжить освоение новой формы аттестации педагогических и руководящих работников – аттестовать 100% педагогов, подлежащих аттестации;

3. Определить и внедрить в работу систему действий по профилактике профессиональной стагнации педагогов в учебном году;

4. Создать благоприятную мотивационную среду и эффективную систему оценки деятельности педагогов, тем самым повысить инновационный потенциал педагогического коллектива.

В МБДОУ Д/с № 52 «Белочка» создан работоспособный педагогический коллектив, состоящий из 14 воспитателей и 8 специалистов. Специалисты службы сопровождения: старший воспитатель - 1, педагог – психолог – 1, учитель- логопед – 1, педагоги дополнительного образования – 3, музыкальный руководитель – 1, инструктор ф/к – 1.

Уровень образования педагогов : высшее профессиональное - 16 педагогов (73%, средне – специальное – 6 (27%). Продолжают обучение в высших учебных заведениях по профилю – 3 педагога (14%).

В детском саду создана база данных о педагогах ДОУ; так же система отслеживания профессиональных и информационных потребностей педагогов на основе разработанного банка диагностических методик.

Система методической работы в МБДОУ выстраивается в трех направлениях:

• По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. В этой связи разработаны индивидуальные планы-графики повышения квалификации педагогов МБДОУ.

• По отношению к педагогическому коллективу МБДОУ. В этом направлении методическая работа направлена на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта. С целью выявления возможных затруднений в кадровом обеспечении составлен прогноз возможных кадровых рисков и определены пути выхода из кризисных ситуаций.

• По отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики.

В ходе аналитической деятельности были сделаны следующие выводы: коллектив педагогов достаточно стабилен. Отсутствуют вакансии воспитателей. За последние 3 года сохранялась тенденция «омоложения» педагогического состава : 10 воспитателей имеют педагогический стаж менее 10 лет, 6 из них – менее 5 лет.

В ходе анализа были выявлены проблемы: несовершенство имеющейся системы мониторинга профессионального роста педагогов; низкий уровень компетентности молодых педагогов в вопросах нормативно – правового обеспечения ФГОС дошкольного образования; снижение активности части педагогов – стажистов при достаточно высоком уровне компетентности - проявление профессиональной стогнации, застоя.

Для решения данных проблем спланировали систему определенных действий и мероприятий, которые направлены на профессиональное развитие педагогов ДОУ. Наметили направления деятельности программы профессионального развития педагога :

• Анализ профессионализма педагогов на основе изучения их способностей к развитию, выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов, профессиональной успешности.

Развитие целевых и проектировочных умений педагогов.

• Организация деятельности по повышению профессиональных знаний, умений педагогов, создания условий для самосовершенствования.

• Индивидуальное проектирование профессионального роста педагога.

• Поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

Далее разработали план мероприятий, направленных на совершенствование системы мониторинга педагогической деятельности; обновление форм и методов методической работы с педагогами, форм повышения квалификации; освоение новой формы аттестации педагогических и руководящих работников; планирование профессионального развития педагогов; повышение инновационного потенциала педагогических кадров.

В планировании отразили мероприятия, способствующие профессиональному развитию педагогов : стимулирование, самообразование, наставничество, аттестация педагогов, участие в мероприятиях различного уровня.

В результате работы по программе профессионального развития педагогов МБДОУ Д/с № 52 «Белочка» были получены следующие результаты:

• Сформировалось работоспособное ядро коллектива, состоящее из опытных и только начинающих свою педагогическую карьеру педагогов : 73% педагогов имеют высшее образование, 95 % членов педагогического коллектива аттестованы, из них 41 % имеют высшую и 36% первую квалификационные категории.

• Совместно с творческой группой ДОУ подготовлены и проведены мероприятия по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности, созданию условий, необходимых для теоретического и практического осмысления опыта других ДОУ города Якутска и других городов России, представленных в новинках методической литературы, об основных направлениях развития сферы образования, о парциальных программах и педагогических технологиях.

• Привлечение педа гогов к пополнению пакета аналитического материала, а также к разработке положений о различных смотрах и конкурсах.

• Наблюдается устойчивый рост числа участников и победителей конкурсов профессионального мастерства педагогов («Педагогический дебют», «Воспитатель года», «Старший воспитатель как профессионал своего дела» и др.).

• На каждого педагога в методическом кабинете имеются индивидуальные карты развития и папка достижений, которые позволяют отследить показатели профессионального развития и творческой активности педагогов в течение длительного срока его профессиональной деятельности.

• Организация индивидуальной и коллективной рефлексии, позволяющей осмысливать как свою собственную деятельность, так и работу всего ДОУ.

Положительными последствиями апробирование программы следует считать изменение микроклимата в коллективе, социально-педагогических ориентиров педагогов, актуализацию ими задачи управления развитием собственной профессиональной деятельности, развитие интегративных качеств у воспитанников.

Существующие сегодняшние тенденции в развитии образования во многом связываются с готовностью педагогов к разработке и внедрению педагогических новшеств в образовательный процесс, его стремлением к профессиональному развитию, реализации новых программ и проектов. Профессиональное развитие на этапе модернизации образования это процесс позитивных изменений в личностных и профессиональных качествах педагога, нацеленных на результат профессиональной деятельности.

Современные теоретические и практические подходы к управлению профессиональным развитием педагогов ориентирует образовательные учреждения на деятельность в едином, постоянно изменяющемся научно-методическом пространстве системы образования, на необходимость строить персонифицированные программы, отражающие индивидуальную траекторию профессионального развития педагога.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что процесс управления профессиональным развитием педагогов ДОУ направлен на стабильное функционирование и оптимизацию обновления деятельности дошкольной организации на основе принципов непрерывности профессионального развития педагогических работников, партнёрства и саморазвития.

И в заключении хочется сказать, именно профессиональное развитие педагогов позволит поднять образование на новый уровень.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учрежденияФотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

Оформление территории дошкольного учреждения к летнему сезонуОформление территории дошкольного учреждения к летнему сезону Уважаемые коллеги,предлагаю Вашему вниманию оформление территории нашего Центра развития ребенка "Крепыш" к этому летнему оздоровительному.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.

ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет)ОД педагогов-специалистов дошкольного учреждения с разновозрастной группой воспитанников семейных детских садов (фотоотчет) В нашем образовательном учреждении 10 семейных детских садов. В семейных группах воспитываются более 30 детишек в возрасте от 2 месяцев.

Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт)Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.

Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг»Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный друг» Последний день Недели психологии все уже ждали с большим интересом. Психологическая игра для сотрудников дошкольного учреждения «Тайный.

Трансляция передового опыта педагогов и Устав учреждения Уважаемые МААМовцы, сегодня Вашему вниманию представляю материал по трансляции передового опыта педагогов и изучение Устава учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управление профессиональным развитием педагогов дошкольного учреждения
Опубликовано: 1 мая 2020 в 08:35
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД