Получи документы

Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза

Наталья Лыжина
Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы

2. Игры на развитие умения делить слова на слоги

В соответствии с принципом постепенного формирования умственного действия (по П. Я. Гальперину, в начале работы по развитию звукослогового анализа и синтеза рекомендуется использовать материальные опоры и вспомогательные приемы: отхлопывание или отстукивание слова по слогам, звуковые и слоговые схемы слов, палочки, кружки, слоговые линейки. Затем работа проводится с применением громкой речи и; наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.

Публикация «Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза» размещена в разделах

“Что такое звук, слово, предложение?”

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Ход игры:

Взрослый спрашивает: “Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово. стол? (Предмет мебели.)”.

Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: “Что значит (или обозначает) слово?” Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных. (клички).

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

— Подумай, почему так называют: “пылесос”, “скакалка”, “самолет”, “самокат”, “мясорубка”? Из этих слов понятно, для чего они нужны.

— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

— Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук “а” (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя, на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

— Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

Поезд

Цель: развитие навыков деления слова на слоги

Оборудование: макет поезда с вагонами

Ход игры:

Детям предлагается макет поезда: паровоза ипяти вагонов с цифрами 1,2,3,4,5. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором- из двух слогов и т. д.

Соедини картинки с домиками

Цель: развитие навыков деления слов на слоги

Оборудование: картинки «домов» с 1,2,3 окошками, предметные картинки.

Ход игры:

Детям предлагается разместить картинки по домикам, в соответствии с количеством слогов.

“Найди звук”

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове “цыпленок”? (Слово “жук” состоит из одного слога, “шуба”, “шапка”, “жаба”, “забор”, “цапля” — из двух, “цыпленок” — из трех.)

Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

(Слова “шапка” и “шуба” начинаются со звука “Ш”, слова “жук” и “жаба” — со звука “Ж”, слова “забор”, “замок” — со звука “З”, слова “цыпленок”, “цапля” — со звука “Ц”.)

Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками “Р” (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина, “РЬ” (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос, “Л” (баклажан, яблоко, кизил, “ЛЬ” (малина, лимон, апельсин, слива).

“Картина — корзина”

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

— Сколько слогов в словах “картина”, “лягушка”, “ракета”? (Три.)

— — Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: “картина” (корзина, машина, “лягушка” (подушка, кадушка, “ракета” (конфета, котлета, “вертолет” (самолет, “береза” (мимоза).

— — Что делает лягушка (прыгает, плавает, ракета (летит, мчится, картина (висит?

— Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

Магазин

Цель: развитие навыков деления слов на слоги

Оборудование: «деньги» -карточки «1 рубль», «2 рубля», «3 рубля», «4 рубля», предметные картинки с изображением продуктов, фруктов, овощей.

Ход игры:

Логопед предлагает ребенку купить в магазине продукты. Они стоят столько рублей, сколько слогов в слове-названии продукта. Например: хлеб, лук,сыр стоят 1 рубль, потому что в словах 1 слог.

Не разорви бусы

Цель: развитие навыков деления слов на слоги

Оборудование: разноцветные бусины из картона (круги) с предметными картинками.

Ход игры:

Ребенок нанизывает на нитку слова-бусинки. Последний слог предыдущего слова совпадает с первым слогом последующего. Например: аст-ра – ра-ке-та. Каждое слово –это бусина. Ребенок говорит слово и укрепляет кружок на леске. Если он не смог подобрать слово-значит, бусы разорвал.

Найди одинаковый слог

Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех словах:

самолет,

молоко,

прямо,

мороженое.

Публикации по теме:

Логопедическая игра «Слоговые шашлычки»Логопедическая игра «Слоговые шашлычки» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру по логопедии на тему " Слоговые шашлычки". Дидактические.

Дидактические игры как метод преодоления акустической дисграфии у дошкольников Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Дидактические игры способствовали развитию фонематического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза
Опубликовано: 9 декабря 2014 в 12:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лыжина (УИ 126764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД