Наталья Лыжина
Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза
▼ Скачать + Заказать документы
2. Игры на развитие умения делить слова на слоги
В соответствии с принципом постепенного формирования умственного действия (по П. Я. Гальперину, в начале работы по развитию звукослогового анализа и синтеза рекомендуется использовать материальные опоры и вспомогательные приемы: отхлопывание или отстукивание слова по слогам, звуковые и слоговые схемы слов, палочки, кружки, слоговые линейки. Затем работа проводится с применением громкой речи и; наконец, на основе слухопроизносительных представлений, во внутреннем плане.
Публикация «Упражнения и дидактические игры для формирования навыков фонематического анализа и синтеза» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
“Что такое звук, слово, предложение?”
Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.
Ход игры:
Взрослый спрашивает: “Какие звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, твердые — мягкие, звонкие — глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово. стол? (Предмет мебели.)”.
Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: “Что значит (или обозначает) слово?” Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.
— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных. (клички).
У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?
— Подумай, почему так называют: “пылесос”, “скакалка”, “самолет”, “самокат”, “мясорубка”? Из этих слов понятно, для чего они нужны.
— У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.
— Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук “а” (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя, на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).
— Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.
Поезд
Цель: развитие навыков деления слова на слоги
Оборудование: макет поезда с вагонами
Ход игры:
Детям предлагается макет поезда: паровоза ипяти вагонов с цифрами 1,2,3,4,5. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором- из двух слогов и т. д.
Соедини картинки с домиками
Цель: развитие навыков деления слов на слоги
Оборудование: картинки «домов» с 1,2,3 окошками, предметные картинки.
Ход игры:
Детям предлагается разместить картинки по домикам, в соответствии с количеством слогов.
“Найди звук”
Цель: находить слова с одним и двумя слогами.
Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове “цыпленок”? (Слово “жук” состоит из одного слога, “шуба”, “шапка”, “жаба”, “забор”, “цапля” — из двух, “цыпленок” — из трех.)
Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.
(Слова “шапка” и “шуба” начинаются со звука “Ш”, слова “жук” и “жаба” — со звука “Ж”, слова “забор”, “замок” — со звука “З”, слова “цыпленок”, “цапля” — со звука “Ц”.)
Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками “Р” (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина, “РЬ” (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос, “Л” (баклажан, яблоко, кизил, “ЛЬ” (малина, лимон, апельсин, слива).
“Картина — корзина”
Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.
Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— Сколько слогов в словах “картина”, “лягушка”, “ракета”? (Три.)
— — Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: “картина” (корзина, машина, “лягушка” (подушка, кадушка, “ракета” (конфета, котлета, “вертолет” (самолет, “береза” (мимоза).
— — Что делает лягушка (прыгает, плавает, ракета (летит, мчится, картина (висит?
— Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.
Магазин
Цель: развитие навыков деления слов на слоги
Оборудование: «деньги» -карточки «1 рубль», «2 рубля», «3 рубля», «4 рубля», предметные картинки с изображением продуктов, фруктов, овощей.
Ход игры:
Логопед предлагает ребенку купить в магазине продукты. Они стоят столько рублей, сколько слогов в слове-названии продукта. Например: хлеб, лук,сыр стоят 1 рубль, потому что в словах 1 слог.
Не разорви бусы
Цель: развитие навыков деления слов на слоги
Оборудование: разноцветные бусины из картона (круги) с предметными картинками.
Ход игры:
Ребенок нанизывает на нитку слова-бусинки. Последний слог предыдущего слова совпадает с первым слогом последующего. Например: аст-ра – ра-ке-та. Каждое слово –это бусина. Ребенок говорит слово и укрепляет кружок на леске. Если он не смог подобрать слово-значит, бусы разорвал.
Найди одинаковый слог
Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех словах:
самолет,
молоко,
прямо,
мороженое.