Получи документы

Упражнения и игры по устранению графических ошибок на письме у обучающихся с ОВЗ

Герасимова Ольга
Упражнения и игры по устранению графических ошибок на письме у обучающихся с ОВЗ

Герасимова Ольга Александровна

Учитель-логопед ГБОУ школа-интернат им. И. Е. Егорова

Упражнения и игры по устранению графических ошибок на письме

у обучающихся с ОВЗ.

Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.

Публикация «Упражнения и игры по устранению графических ошибок на письме у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах

Дети, у которых в той или иной степени нарушены функции зрительного анализатора, имеют предрасположенность к нарушению письменной речи, а именно к дисграфии оптического характера.

Замены графически сходных букв довольно распространены у слабовидящих детей, но не явля-ются характерными для данного дефекта.

Чтобы помочь детям получить положительный результат в коррекционном процессе, активно используются игры. Дети есть дети, игровая деятельность для них — необходимая стихия. Ребенок, играя, не только повышает уровень умственного развития, но и подсознательно участвует в коррекционном процессе.

Рассмотрим примеры таких игр и упражнений.

Игра «Филворд»

Цели:

• закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письменные буквы;

• развивать навыки языкового анализа и синтеза; слуховое и зрительное восприятие;

• обогащать словарь.

Использование: детям предлагается рассмотреть таблицы, прочитать слова, данные в списке. Все слова из списка находятся внутри полей.

В начале работы лучше искать слова с помощью врослого: он объясняет местонахождение слова с ориентировкой: слева — справа, снизу — сверху. Найдя слово, дети зачеркивают его, объясняют значение слова и его написание (с учетом орфограмм).

Игра «Волшебное чтение»

Цели:

• развивать навыки зрительного восприятия и оптико-пространственные представления;

• совершенствовать навык чтения;

• формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

• обогащать активный и пассивный словарь, формировать умение объяснять значения слов.

Использование: дети рассматривают карточку, уточняют, какие именно картинки на ней нарисованы. Ориентируясь на буквы, написанные внутри матрешек, составляют и записывают слово. Затем объясняют его значение, звукобуквенный, морфемный состав. С данным словом можно составить предложение, записать его, уточнив состав (количество слов, наличие в предложении предлогов или союзов).

Например: на карточке есть изображения матрешки, неваляшки, круга, солнца. Логопед предлагает детям прочитать слово, спрятанное, например, в матрешках.

Игра «Улитка»

Цели:

• развивать умение анализировать предложения на слова (определять количество слов в предложении, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);

• закреплять знания о написании предложений (первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка).

Использование:детям раздаются игровые карточки с изображением «улитки», в раковине которой спрятаны предложения. Детям нужно с помощью маркера (или простого карандаша) отделить слова друг от друга, обозначить предложения (расставить заглавные буквы и точки в конце). Далее следует записать предложения (либо составить схему).

Игра «Змейка»

Игра «Змейка» — усложненный вариант игры «Улитка», количество предложений в «Змейке» увеличено, в ней в большей степени уделяется внимание правописанию предлогов, союзов, а также однородным членам предложения, написанию имен собственных. Материал в «Змейке» подобран с учетом дифференциации сходных по написанию букв.

Цели:

• совершенствовать оптико-пространственные представления детей, навык чтения;

• развивать умение анализировать предложения на слова (отделять слова друг от друга, определять количество слов и их последовательность, писать отдельно предлоги и союзы);

• совершенствовать умение записывать предложения (первое слово записывать с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку).

Использование:логопед предлагает детям поиграть и отгадать загадки «змейки». Внутри туловища «змейки», объясняет он, спрятаны предложения, слова в которых соединены между собой. С помощью маркера дети отделяют слова друг от друга, определяют границы предложений (выделяют заглавные буквы в начале предложений, ставят точки в конце предложений, после этого записывают предложения (либо оформляют запись графически — в виде схем).

Игра «Путешествие по предложениям»

Цели:

• развивать оптико-пространственные представления;

• совершенствовать навык чтения;

• формировать навыки языкового анализа и синтеза;

• активизировать слуховую память.

Использование:логопед раздает детям игровые таблицы, обращает их внимание на координаты вверху и слева в таблице. Логопед называет детям разные координаты, найдя их пересечения, дети кладут цветные кружки, читают слова, затем из слов составляют предложения. Слова предлагаются в той последовательности, в которой они находятся в предложении. Далее следует запись предложений в тетрадь (или их схематическое отображение). Ключ на с. 119.

В качестве усложнения можно называть слова в предложении, нарушив последовательность слов.

С составленными предложениями можно выполнять разные виды слогового и звукобуквенного анализа, делать запись предложений по памяти.

Игра «Паутинка»

Цели:

• развивать навыки слогового анализа и синтеза;

• формировать умение анализировать предложение по словам;

• совершенствовать оптико-пространственные представления детей;

• закреплять навык чтения слогов и слов.

Использование: данная игра имеет два варианта: в первом варианте зашифрованы слова, во втором варианте — текст загадки.

Вариант 1. На стенд выставляется карточка, на которой слоги соединены между собой линиями. Ориентируясь на эти линии, дети выписывают в тетрадь или на доску слоги. Из этих слогов образуют слова, отделяя их друг от друга (с помощью вертикальных линий).

Вариант 2. Аналогичная работа, но из составленных слов дети получают предложение (текст загадки, записывают текст загадки и ответ на нее.

Игра «Сложные слова»

Цели:

• закреплять знания о сложных словах;

• формировать навык чтения и оптико-пространственные представления;

• обогащать словарь.

Использование:каждому ученику раздается материал игры и предлагается прочитать записанные внутри таблицы-лабиринта сложные слова. Ключ на с. 124.

Дети вспоминают (с помощью логопеда, что они знают о правописании сложных слов (в этих словах более одного корня, между корнями имеется соединительная гласная о или е). Поиск сложных слов осуществляется без показа списка этих слов, а когда все слова найдены, дети читают слова в списке, сверяя их с тем, что они нашли в таблице-лабиринте.

Читая слова, дети определяют их лексическое значение, пытаясь осознать его с помощью корней слова.

Записав слово в тетрадь, дети выделяют корни, соединительные гласные, называют все гласные в слове, уточняют слоговой состав слова.

Допиши буквы и прочитай текст

Текст без низа

Текст без верха

Корректурные пробы

Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти.

Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т. д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Игра «МОРСКОЙ БОЙ»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать умение воспроизводить слог как целостную единицу чтения, развивать слоговой анализ и синтез слов, формировать активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на которых изображены корабли с написанными на них слогами: учитель называет место на поле, дети отыскивают его и называют написанный на нем слог, при необходимости анализируют его.

Если корабли называть в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а затем синтезируют. Чтобы слова получались легко, необходимо называть сначала слоги одного слова, затем другого.

Речевой материал к игре «МОРСКОЙ БОЙ»

Учитель Учащиеся

Е-1, Д-7,А-9 ТАН, КА, ПИ- КАПИТАН

Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР- МОРСКОЙ

В-8 ПОРТ

Б-4, К-7 РЕГ, БЕ- БЕРЕГ

К-5, А-7 ЯК, МА- МАЯК

З-5, А-1 ПРО, ЛИВ- ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Рисуем двумя руками.

Нейропсихологии утверждают, что упражнения, задания на рисование двумя руками координируют работу обоих полушарий головного мозга, успокаивают; помогают сосредоточиться, позволяют развивать основы творческого мышления, воображения; развивают пространственные представления, мелкую моторику; повышают способность к произвольному самоконтролю; повышают работоспособность; активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.

Таким образом, дефекты зрения у детей влияют на их письмо : появляются специфические замены букв, недописки элементов букв или приписки лишних элементов. Ошибки на письме мо-гут быть у них и несформированностью фонематических представлений. Большинство описанных выше ошибок у детей с нарушениями зрения связаны как с нарушениями зрения, так и с несфор-мированностью графической структуры буквы и являются нарушениями образных представлений о графеме.

Все эти игры и задания чрезвычайно важны для предупреждения оптической диcграфии.

Успехов Вам и Вашему ребенку!

Список литературы

1. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М., 2008. – 234 с.

2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : Учебно-методическое пособие. – СПб. : МиМ, 2010. – 286 с.

3. Коробко С. Л. Графические нарушения в письме слабовидящих школьников // Дефектология. – М., 2008. – 305 с.

4. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М. : Аркти, 2010. – 367 с.

5. Занятия по коррекции дисграфии младших школьников /Н. Романова — «Издательские решения»,2019.

6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. : ВЛАДОС, 2007.

7. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (2-3 классы). – СПб. : КАРО, 2014.

8. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы). – СПб. : КАРО, 2014.

9. Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками 7-11 лет. – СПб. : КАРО, 2014.

10. Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи младших школьников. – СПб. : КАРО, 2019.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры и упражнения по математике для подготовительной группыИгры и упражнения по математике для подготовительной группы Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Для закрепления пройденного.

Игры-упражнения с голосом Чем лучше работает наш речевой аппарат, тем лучше главные качества голоса. Качество голоса: - сила голоса - громкость: зависит от активности.

Картотека «Речевые игры и упражнения для детей 5–6 лет» 1. «Сумеешь назвать?» Цель: подбирать слова на заданный гласный звук, который находится в начале слова. Ход игры. Педагог задает любой гласный.

Сценарий квест-игры «Остров ошибок» ВидеоСценарий квест-игры «Остров ошибок» Видео НОД «Остров ошибок» (квест-игра) (итоговое комплексное интегрированное открытое занятие в средней группе для родителей)Подготовила: Моисеева.

Консультация «Предупреждение ошибок в написании близких по форме букв у левшей» Наблюдение за письмом у леворуких детей, а также анализ рабочих тетрадей показывает, что самыми распространенными являются ошибки, где дети.

Фотоотчет о встрече друзей и долгожданном письме «Пермь. Пушкин. Подольск»Фотоотчет о встрече друзей и долгожданном письме «Пермь. Пушкин. Подольск» Сосем недавно Светлана Александровна Большакова писала о том, как состоялась встреча друзей по переписке, о пермских гостях. С каким нетерпением.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Упражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольниковУпражнения и игры для профилактики плоскостопия у дошкольников Цель: укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стоп, развитие мелкой моторики пальцев ног, упражнение в равновесии, координации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения и игры по устранению графических ошибок на письме у обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 24 марта 2022 в 10:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД