Москаленко Анна
Урок окружающего мира в 1 классе «Когда жили динозавры?»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационная информация.
Тема урока. Когда жили динозавровы?
Предмет. Окружающий мир.
Класс. 1 класс
Автор урока. Москаленко Анна Сергеевна, учитель начальных классов.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5», г. Светлого
Методическая информация.
Тип урока. Урок формирования новых знаний.
Цель урока. Дать возможность детям заглянуть в интересный мир загадок планеты Земля.
Задачи урока.
Публикация «Урок окружающего мира в 1 классе „Когда жили динозавры?“» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
Образовательные:
дать первичные представления о самых древних пресмыкающихся (динозаврах) и об их образе жизни;
Развивающие:
продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес учеников класса, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности;
развивать и совершенствовать умения детей извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных перед ними задач.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, умение работать в группах, дисциплину и собранность;
формировать культуру общения на уроке.
.
Ожидаемые результаты:.
К концу работы над темой «Когда жили динозавровы?» учащиеся должны:
получить знания о прошлом нашей Земли, о жизни и образе существования динозавров, о причинах их исчезновения;
уметь различать и кратко характеризовать виды динозавров, определять по строению их образ жизни;
при работе в паре уметь выслушивать мнения других, анализировать свои ответы и ответы товарищей, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы и добывать информацию из различных источников.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентация к уроку;
карточки для парной работы на уроке :
с изображением динозавров;
с краткой характеристикой видов динозавров;
с изображением зубов динозавров;
с тестом и кроссвордом для закрепления материала;
карточки для домашнего задания для групп:
со скелетом динозавра;
со схемой для моделирования;
с отрывком из произведения В. А. Обручева «Плутония».
Подробный конспект урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация учащихся.
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
- Незнайка без спроса воспользовался машиной времени, которую придумал его друг – Знайка. Из своего путешествия он привез фотоснимки интересных ему моментов. Но фотографии не выдержали и рассыпались на кусочки. Давайте соберем фотографии и посмотрим, что же там такого интересного мог найти незнайка.
- (ответы детей) с самопроверкой
- Знакомы ли вам эти животные? Что необычного в их внешнем виде вы могли бы отметить?
Ребята, а кто – нибудь, может, видел этих животных сегодня на улице? (нет). А почему нет?
Правильно, они жили много миллионов лет назад? А как мы назовет, то время которое уже прошло? А мы сейчас с вами в каком времени живем? (прошлое и настоящее)
- Ребята, вы бы хотели очутиться в прошлом?
Мы с моим другом Незнайкой решили помочь вам прокатиться на супермашине времени и на пару минут очутиться в том времени, когда жили эти животные.
Но это будет сделать не просто, ведь машина не может работать без магического кристалла. А его мы сможем заполучить его, ответив на вопросы Знайки.
Кроссворд:
1. Назови первый зимний месяц, который заканчивается празднованием нового года?
2. Назови время года, когда на улице идет снег, а за окном трещит мороз?
3. Назови 5-й день недели.
4. Назови время года, когда на дворе стоит дождливая погода, а деревья меняют свой наряд
5. Назови первый месяц весны, когда мы празднует праздник всех женщин?
6. Назови второй день недели.
7. Назови месяц начала учебного года.
Ура, кристалл у нас!
Посмотрите внимательно на кроссворд и найдите заветное слово.
Кто догадался о ком мы сегодня будем говорить?
2) Знакомство с темой и целью урока.
- Сегодня и мы попытаемся раскрыть тайны этих загадочных животных, найти ответы на интересующие вас вопросы.
- О чём вы хотели бы узнать на уроке ( Ответы детей :Кто такие динозавры и как они выглядели? Как жили эти древние животные? Что произошло с динозаврами?
Посмотрите не экран здесь вопросы, на которые мы должны будем в течение урока ответить (читают дети).
- Кто такие динозавры?
- Когда жили динозавры?
- Как они выглядели?
- Чем питались?
- Почему исчезли?
- Как мы узнали о динозаврах?
- Почему у динозавров такие сложные названия?
Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры?.)
И мы отправляемся в путь.
Но к вам большая просьба: будьте очень внимательны и запоминайте всё увиденное. Согласны? Тогда в путь!
Просмотр фильма о динозаврах. (физ. мин. на глаза)
Работа над новым материалом.
1) - В этот раз нам машина дала возможность побывать уже в другом времени. Скажите, а какие изменения произошли на Земле?
-( ответы детей: обширные болота, озёра и реки затопили огромные территории, выросло много разнообразных диковинных растений, а повсюду ходили, прыгали, бегали страшные динозавры)
- Мы попали в эру динозавров т. к. в то время они господствовали на планете. (щелчок) Но 65 миллионов лет назад они вымерли. Это произошло задолго до появления человека, так что никто из людей не видел живого динозавра. Но откуда же, тогда мы знаем об их существовании?
-( ответы детей: учёные при раскопках находят окаменевшие останки динозавров) (переход к слайду №8 по щелчку)
- Учёные аккуратно очищают найденные окаменевшие останки динозавров, фотографируют, измеряют и записывают расположение каждой косточки. Затем кости выкапывают и перевозят в музей. Там они изучают останки динозавров и составляют из отдельных костей целые скелеты. Существует наука, которая помогает людям увидеть этот чудесный мир далёких эпох, а называется она ПАЛЕОНТОЛОГИЯ. (переход к слайду №9 по щелчку)
3) Игра «Палеонтологи». (Приложение №1) ребята откапывают динозавров.
Рассмотрите внимательно останки динозавров и подумайте, кто из них мог бы быть хищником? Почему?
К какой группе мы могли бы отнести останки второго динозавра?
- Как вы думаете, как можно определить какой динозавр травоядное животное, а какой будет отнесён к хищникам?
Почти все хищники бегали на задних лапах, чтобы иметь преимущество перед травоядными, так легче нападать. Травоядные передвигались на четырех лапах.
Физ. мин-ка
4) Знакомство с видами динозавров.
- В настоящее время существует около 800 видов динозавров. Мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
- Ни один вид динозавров не похож друг на друга, у них есть особенности, по которым их можно различать. Вам необходимо по этим особенностям определить, к какому виду относится динозавр, изображённый на карточке.
- Почему у них такие трудные названия?
Ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести. Трицератопс (слайд презентации 37,38). Какое слово вам здесь знакомо? (три). Правильно! Три – три, це – рог, то есть трехрогий. У этого динозавра было три рога, два на лбу, а третий на носу. Рога ему помогали обороняться с врагом. На затылке у него был своеобразный костный воротник, который защищал шею от острых зубов хищника.
Почему исчезли?
Нам предстоит разгадать историю исчезновения динозавров. Как вы думаете, почему исчезли динозавры?
(Ответы детей.
1группа. Произошло похолодание, и динозавры не смогли привыкнуть к низкой температуре…
2группа. Изменился климат, стало мало растительности, растительноядным животным нечего стало есть, они умирали от голода, стало мало растительноядных – исчезли хищники.
3 группа. Возможно, упало какое-нибудь космическое тело. Из него стали выделяться газы, которыми отравились динозавры.
4 группа. Динозавры стали умирать от неизвестной болезни.
5 группа. Огромный астероид упал в океан, и вода затопила всю сушу.
6 группа. Травоядные съели всю растительность…
7 группа. Может быть появились животные намного сильнее динозавров и съели их.)
Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры. Некоторые ученые считают, что с Землей столкнулся огромный метеорит, произошел взрыв, поднялось много пыли, стало холодно, солнце не пробивалось сквозь толстый слой пыли (показ слайда презентации 25, 26). На этот вопрос до сих пор нет точного ответа.
- Ребята, когда наступают холода, какие изменения в природе происходят? (становится холодно, исчезает растительность, улетают птицы)
- Сначала исчезла растительность, в то давнее время. А если нет растений, значит, нет пищи для каких видов динозавров? (травоядных). Исчезают травоядные. Нет травоядных, нет кого? (хищников). Почему? (так как им нечем было питаться.)
- В древние времена это произошло не по вине человека (показ слайда 27).
Можем ли мы исчезнуть с лица Земли, как динозавры?
- Дети, а как вы думаете, а может ли человек исчезнуть с лица Земли как динозавр много лет назад?
- При каких обстоятельства, в каких ситуациях, это может произойти. Кто в этом может быть виновен? (землетрясение, извержение вулканов)
- А человек сам может стать причиной такой ситуации? В чем его вина, что он делает? Правильно!
- А в наше время именно по вине человека Земля может превратиться в безжизненную пустыню. Именно человек виновен в том. Что засоряются реки, истребляются животные. Что может сделать каждый из вас, чтобы наша Земля не погибла. Чтобы не погибли животные, которые живут на Земле? (Не ломать деревья, не рвать цветы, не разорять гнезда птиц, не бросать мусор) (показ слайдов 41,42,43,44).
- Молодцы! Если мы будем любить и охранять, беречь нашу природу. Она будет жить! Следовательно, продлиться жизнь человека. Будет жить планета – будет жить человек! (показ слайдов 45,46,47,48)
4. Итог урока.
Что нового узнали сегодня на уроке?
-Хотите узнать больше о динозаврах? Обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила для вас. Здесь много интересных детских книг о динозаврах (читаю названия книг).
-А еще, о чем мы говорили? (мы побывали в том древнем мире, и сравнили жизнь, которая была тогда и нашу жизнь).
-Чем отличается то время, от нашего?
Можно найти тысячу отличий. Была совершенна другая природа. Представим, что мы смотрим в окно и что мы там видим? Дома – гиганты, а раньше были они в период динозавров? Нет. А что было? Гиганты деревья, животные. А вот дама идет с собачкой, дети играют. Могли мы их встретить в то время? Нет, людей не было! А когда вы выходите на улицу, какие звуки мы услышим? Звук машин, разговор детей! А раньше, что могли услышать – рев динозавра.
А теперь проверим, как вы внимательно меня сегодня слушали на уроке. Если услышите правильное утверждение, то хлопаете в ладоши.
- Динозавры жили в прошлом.
- Во времена динозавров на Земле не было людей.
- Все динозавры были огромные.
- Животные, которые питались растениями, называют хищниками.
- У травоядных динозавров были маленькие плоские зубы.
- Хищники охотились на травоядных.
- Исчезают растения – исчезают животные.
- Будет жить планета – будет жить человек!
- Будем беречь природу!
Молодцы! Темнеет. Пора домой. Закрыли глазки (включаю музыку). Вот мы и дома!
В конце урока подводится итог, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свою активность, эффективность работы класса. Можно предложить:
1 вариант. «Закончи предложение»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана. (Слайд 28)
V. Домашнее задание.
- Сегодняшний урок подходит к концу, о динозаврах можно говорить и говорить, и нам предстоит ещё много интересного узнать о жизни этих животных.
(Задание даётся по группам. Каждая группа выбирает наиболее понравившееся ей задание).