Получи документы

Рабочая программа по «Охране окружающего мира». на 2016–2020 г.

Гузалия Аминова
Рабочая программа по «Охране окружающего мира». на 2016–2020 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г.)

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

Публикация «Рабочая программа по „Охране окружающего мира“, на 2016–2020 г,» размещена в разделах

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, в том числе дошкольного возраста, повышения их экологического образования.

Под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Содержание и структура программы

Предлагаемая программа позволит комплексно решить образовательные задачи в области экологии:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка - дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно - правильного отношения к природе) ;

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально - положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства семпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных отношений (восприятия себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие знаний природы, ценность общения с природой) ;

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранить природу и при необходимости оказать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Содержание психолого - педагогической работы

Образовательная область «Физическое развитие»

С ранних лет необходимо формировать потребность в здоровом образе жизни, физической культуре, физическом самосовершенствовании, движении. У детей развиваются представления, позволяющие сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности. Экологическое образование предполагает активной общение ребенка с природой, а значит, тесно связано с его физической активностью и здоровьем. Проблема же безопасности ребенка включает и его экологическую безопасность.

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

В этом разделе акцентируется внимание на вопросах социальной компетентности ребенка «в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов». Такой подход крайне важен с точки зрения преобразования экологических знаний ребенка в поведенческие, мотивационные установки, реализуемые им на практике. Формирование отношений природы и ребенка идет на фоне его постоянного общения со взрослыми, другими детьми, в процессе которого ребенок усваивает, как подчеркивается в программе, нравственные общечеловеческие ценности, национальные традиции, проявляет любовь к своей семье и Родине, формируется его гражданственность. Вполне естественно, что нравственные общечеловеческие ценности должны включать и представления ребенка о самоценности, красоте, уникальности природы, ее эстетическом значении в жизни человека. У каждого народа в разные периоды развития складывались свои отношения с природой, окружающей средой, что отражено в национальных праздниках, играх, других формах фольклора. Современная гражданская позиция не может быть сформирована без соответствующих представлений ребенка о его личных отношениях с окружающей средой, зависимости ее состояния от действий каждого человека.

Становление такой позиции начинается с действий ребенка в его ближайшем окружении. Гражданскую позицию ребенка формируют даже самые, казалось бы, незначительные по масштабу действия: посадка деревьев, выращивание цветов, уборка мусора, исследование окружающей детский сад территории, парка. А любовь к Родине, как утверждал М. Пришвин, неразрывно связана с любовью к природе.

Образовательная область «Речевое развитие»

Экологическое образование должно способствовать развитию речи ребенка. Для этой цели могут использоваться личностно - значимые для детей объекты природы: обитатели живого уголка, экологические тропинки, домашние животные, комнатные растения. На основе своих наблюдений дети составляют рассказы, сказки, загадки. Наблюдения, экспериментирование и другие виды детской деятельности обязательно сопровождаются обсуждением с активным участием детей.

Познание окружающего мира в целом невозможно без познания природы. Ребенок знакомится с природой в процессе непосредственного общения с ней, экспериментирования, наблюдения, коллекционирования. С другой стороны, изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей представлений о причинно - следственных связях, обобщенных представлений об объектах (животные, растения, грибы).

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Это область рассматривается в программе «в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка, которое невозможно без эстетического восприятия природы. Именно через эстетическое восприятие дети постигают красоту, неповторимость природы, учатся видеть необычное в обычных явлениях окружающего мира. Формированию положительного отношения к природе способствуют ее художественные, музыкальные образы.

К этому же разделу необходимо отнести и формирование у ребенка положительного отношения к естественным (лес, луг, река) и искусственным (парки, скверы, природно - архитектурные ансамбли) ландшафтам.

В это направление работы можно включить моделирование различных природных процессов. К этому же разделу относится и работа с природным материалом, которая помогает ребенку знакомиться с различными свойствами природных объектов, способствует образному восприятию природы. В то же время, собирая природный материал для конструирования, дети начинают бережно относиться к природе: нельзя ломать ветки, срезать кору деревьев.

Для различных занятий по экологии подбираются соответствующие тематике художественные (стихи, сказки, рассказы, научно - популярные произведения, которые педагог обсуждает с детьми. Ребенок учится выражать свое эмоциональное отношение к природе при помощи различных литературных образов. На основе собственных наблюдений, опыта дети сочиняют рассказы, сказки, стихи, иллюстрируют их, подбирают иллюстрации и фрагменты музыкальных произведений к различным литературным произведениям.

Образовательная область «Познавательное развитие»

На первый взгляд, это направление не имеет ничего общего с экологическим образованием. Однако и здесь можно найти взаимосвязи. Например, ориентировке ребенка в пространстве, знакомству с цифрами будут способствовать различные картосхемы (экологической тропинки, помещения, ближайшего парка, территории сада, на которых цифрами обозначены определенные объекты и даны задания. С ориентировкой во времени связано формирование у ребенка представлений о смене дня и ночи, времен года. На основе наблюдений за объектами природы дети под руководством педагога могут составлять собственные математические задачи.

Ставится задача научить ребенка существовать в мире природы и вещей, не нарушая естественного равновесия. «Заботливая связь с тем местом на земле, живет сам человек», в современных условиях просто невозможна без бережного отношения к объектам окружающей природы, оказания (при необходимости) им помощи, исследования своего микрорайона (в том числе и детского сада). К этому же разделу может быть отнесено и изучение экологии своего дома, жилища, знакомство ребенка с использованием природных ресурсов, формирование навыков бережного отношения к ним (экономия воды, света, бумаги, вторичное использование различных отходов, например, упаковок, знакомство с проблемой загрязнения среды мусором, опасными бытовыми химическими веществами. Большое значение имеет формирование у ребенка непотребительского отношения к природе, что является одной из важнейших задач экологического воспитания.

Таким образом, экологическое образование должно быть неотъемлемой состовной частью педагогической работы и рассматриваться, прежде всего, в рамках системы непрерывного экологического образования. Следовательно, принципы отбора содержания, разработанные для других уровней, должны быть адаптированы, конкретизированы и дополнены новыми, специфическими для дошкольного звена.

Принципы работы :

- научность;

- доступность;

- гуманистичность;

- прогностичность;

- деятельность;

- интеграция;

- целостность;

- конструктивизм;

- регионализм;

- системность;

- преемственность.

Программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-5 лет) и старшего дошкольного возраста (5-7 лет, и соответственно рассчитана на пять лет обучения.

Поскольку экология - это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) первоначально объекты рассматриваются в отдельности, без акцентирования внимания детей на связях между ними. В последующем, в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) акцент делается на развитие у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях.

Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Ведущие цели Программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. А, Васильеваэ В. В. Гербова, Т. С. Комарова. М. : Мозаика - Синтез, 2005. - 208 с.

2. Воспитание и обучение в детском саду /Национально - региональный компонент Программы/ К. В. Закирова, Р. А. Бурганова, Г. Щ. Галиева и др. - Казан: Мгариф, 2009. - 167 с.

3. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Лыкова И. А. - М. : «Карапуз - Дидактика», 2007.

4. Программа экологического образования дошкльников «Природа и ребенок» /Истоки/ Т. М. Енакай, Г. Ш. Мазитова, В. З. Шигапова и др. - Казань: РИЦ «Школа», ,2002.

5. Региональная программа дошкольного образования. Р. К. Шаехова. – РИЦ, 2012.

6. Программа “Математические ступеньки”, Е. В. Колесникова. - Москва, 2005.

7. Физкультурные занятия в детском саду. Пензулаева Л. И. - М. : Мозаика - Синтез, 2011.- 112 с.

8. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. H.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозайка - Синтез, 2010. - 304 с.

9. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образрвания / Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.

Публикации по теме:

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 4) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Игра на детских музыкальных инструментах - совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, - становление.

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 5) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Транспорт. Зима в лесу. - Расширять представления о видах транспорта; - Закреплять названия водных видов.

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 7) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Апрель 1 «Виват, царь Петр!» Цель: - Развивать у детей интерес к истории образования города. - Вызвать.

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 8) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Январь 1. Неделя «Святки». Новый год. 2. Викторина «Что, где, когда: «Необычные насекомые» с приглашением.

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 2) Часть 1 Часть 3 [url=http://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-2016-chast-5.html]Часть 5[/url] Часть 4Игровая деятельность В.

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 1) Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 75 Калининского района.

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 6) Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 3 «Визитная карточка города» Цель: - Продолжать знакомить детей с тем, что у каждого города есть своя.

Рабочая программа воспитателя подготовительной группы на 2016 год (часть 3) Часть 1 Часть 2 Часть 4 Формирование элементарных математических представлений. Интегрированные занятия Проблемно-поисковые ситуации.

Рабочая программа на смешанную группу (ОНР) (5–7 лет) на 2015–2016 учебный год I. Целевой раздел1. Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей в смешанной группе ОНР разработана с учётом в соответствии.

Рабочая программа педагога на 2015–2016 год в средней группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по «Охране окружающего мира». на 2016–2020 г.
Опубликовано: 10 января 2017 в 17:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД