Юлия Лебига
Рабочая программа педагога на 2015–2016 год в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 78
Принято: Утверждено: На заседании пед. совета Заведующий МДОУ № 78
МДОУ № 78 ___ О. А. Баршаева
Протокол № 2 от «25» августа 2015 г. Приказ № 2-од от «31» августа 2015 г.
Рабочая программа
средней группы (от 4х до 5ти лет)
на 2015-2016 учебный год
Публикация «Рабочая программа педагога на 2015–2016 год в средней группе» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
(составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др., 2011).
Разработчики :
Воспитатели:
Таскина Ю. Н.
Таскина И. Н.
г. Комсомольск-на-Амуре
2015 г.
Содержание:
1. Целевой раздел …
Пояснительная записка….
Планируемые результаты освоения Программы …
2. Содержательный раздел…
Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям…
Перечень основных форм образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития (образовательными областями) с учетом видов деятельности в дошкольном возрасте, указанных в ФГОС (п. 2.7) и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания…
3. Организационный раздел….
4. Список литературы…
5. Приложения…
1. Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по развитию детей средней группы разработана в соответствии с основной образовательной программой ДОУ № 78, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа по развитию детей средней группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 4х до 5ти лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Содержание образовательного процесса выстроено на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др., 2014 год.
Используются парциальные программы :
О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», АСТ-ЛТД,1998.
С. А. Козлова. «Я – человек», Школьная пресса, 2012.
С. Н. Николаева. «Юный эколог», Мозаика-Синтез, 2006.
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи», М., 1993.
И. А. Лыкова «Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет». М., 2006.
Л. В. Куцакова. «Конструирование и ручной труд: Программа и методические рекомендации», М. ,1990.
Л. И. Пензулаева. «Физкультурные занятия с детьми», М., Просвещение», 1988.
Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Типовое положение о ДОУ.
СанПиН 2.4.1.3049-13.
Устав ДОУ.
ФГОС ДО.
Цели программы : создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей, реализуемой в МДОУ детский сад № 78, примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» являются:
укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
целостное развитие ребёнка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
обогащённое развитие ребёнка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учётом детских потребностей, возможностей и способностей;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребёнка.
Принципы и подходы организации образовательного процесса.
Ведущий принцип – принцип интеграции разных образовательных областей на основе комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.
- отвечает принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых основных теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применяемости;
- обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).
- обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих 1) совместную деятельность взрослого и детей; 2) самостоятельную деятельность детей
- предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 4-5 лет в качестве средства подготовки воспитанников к обучению в начальной школе;
- учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста;
- обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования, исключающую дублирование программных областей знаний и реализующую единую линию общего развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства;
- направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка;
- строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
Образовательный процесс ведется на русском языке. Группу посещают дети, говорящие на русском языке. Детей – инвалидов, детей, практически не говорящих на русском языке – нет.
Возрастные и индивидуальные особенности детей средней группы.
Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому, в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. (См. Программу «Детство»)
В группе 2 ребёнка с повышенной возбудимостью, проявляющие агрессию, обидчивость и отсутствия внимания на занятиях; 3 мальчика замкнутых в себе, не взаимодействующие с коллективом, играющие сами с собой в игры. Работа педагогов заключается в индивидуальном подходе к таким детям, т. е. вовлечения в индивидуальные задания, к трудовым поручениям, доброжелательном отношении к таким детям, вовлечению к совместным играм, задействующих весь контингент группы как в совместной деятельности в группе и на прогулке.
Планируемые промежуточные результаты освоения Образовательной программы ДОУ для детей от 4 до 5 лет
К пятилетнему возрасту при успешном освоении Образовательной программы ДОУ может быть достигнут следующий уровень детского развития.
• Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым. Доброжелателен в общении со сверстниками в совместных делах; проявляет интерес к разным видам деятельности, активно участвует в них. Овладевает умениями экспериментирования и при содействии взрослого активно использует их для решения интеллектуальных и бытовых задач. (См. Программу «Детство»)
2. Содержательный раздел.
Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (см. Программу «Детство»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего города, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. (См. Программу «Детство»)
Образовательная область «Речевое развитие».
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (См. Программу «Детство»)
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие».
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). (См. Программу «Детство»)
Художественная литература. (См. Программу «Детство»)
Образовательная область «Физическое развитие».
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становлений ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). (См. Программу «Детство»)
Перечень основных форм образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития (образовательными областями) с учетом видов деятельности, указанных в ФГОС (п. 2.7) и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
Образовательная область
Виды деятельности Методические пособия
Физическое развитие
Утренняя гимнастика
П/и, спортивные, физический упражнения и другие виды двигательной активности в помещении и на улице
Индивидуальная работа по закреплению ОД
Профилактическая работа (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, психогимнастика)
Физкультурные занятия
Полоскание горла после еды
Прогулка (с учетом погодных условий)
Дневной сон
Закаливание после дневного сна
Физкультурные развлечения, досуги
Беседа
Рассказ
Чтение
Игровая беседа
Рассматривание
Игра (сюжетно – ролевая, театрализованная) Проблемная ситуация Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1986.
Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М. : Владос, 2001.
Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. – М. : Линка – Пресс, 1993
Познавательное развитие
Речевое развитие Чтение
Обсуждение
Рассказы воспитателя
Беседа
Ситуативный разговор с детьми
Продуктивная деятельность
Рассматривание
Беседы после чтения
Игровые ситуации
Д/и
Речевые игры
Игры и упражнения со звуками
П/и с текстом
Хороводные игры с пением
Игры – драматизации
Чтение и отгадывание загадок
Показ театра
Разучивание стихотворений
Словесные игры
Наблюдения
Проблемные ситуации
Комментирование и разбор путаниц
Ролевые диалоги
Разрешение рисованных проблемных ситуаций
Игра-экспериментирование
Исследовательская деятельность
Конструирование Развивающие игры
Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
Дыбина О. В. «Что было до…» Игры-путешествия в прошлое предметов. – М. : ТЦ «Сфера», 2001 г.
Дыбина О. В. «Рукотворный мир» : сценарии игр – занятий для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера», 2000 г.
Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика – синтез,2005
«Развитие речи детей дошкольного возраста» под ред. Ушаковой О. Н. – М. : Просвещение, 1993 г.
Социально-коммуникативное развитие
Игровые упражнения
Индивидуальные игры
Совместные с воспитателем игры
Совместные со сверстниками игры
Чтение
Беседы
Наблюдения
Педагогические ситуации
Рассказ
Праздники
Развлечения
Беседы после чтения
Беседы социально – нравственного содержания
Игры
Разбор путаниц
Поручения
Совместные действия
Создание соответствующей предметно – развивающей среды
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп детского сада. – М. : Просвещение,2000
Михайленко А. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетной игры в детском саду». М. : Просвещение, 2000 г.
Бондаренко А. К. «Воспитание детей в игре». М. : Просвещение, 1983 г.
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Средняя группа. – М. : ЦГЛ, 2005 г.
Теплюк С. Н. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста» : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Владос, 2001 г.
Художественно-эстетическое
Слушание народной, классической, детской музыки
Экспериментирование со звуками
Импровизация
Музыкальные упражнения Музыкально – дидактические игры
Этюды (двигательные, пластические, танцевальные)
Попевки, распевки
Беседы
Творческие задания
Организация выставок
Концерты
Аппликация
Лепка
Художественное конструирование
Создание соответствующей предметно – развивающей среды
Изготовления украшений к празднику
Рассматривание эстетически привлекательных предметов Лиштван З. В. «Конструирование» - М. : Просвещение, 1981 г.
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» : методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2010 г.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Дополнительные услуги.
Исходя из того, что количественный состав мальчиков превышает количество девочек, интерес девочек и мальчиков к бумажному творчеству велик, мы выбрали свое направление работы с детьми - развитие творческих способностей средствами бумагопластики. Задачи: активизировать интерес к ручной умелости; формировать умения и навыки конструктивной деятельности – развитие изобразительно-выразительных и технических умений; поддерживать творческое начало в процессе восприятия прекрасного и собственных творческих способностей; развивать сенсорные, змоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.
Задачи в работе с одарёнными детьми : Привлекать детей к исполнению стихов перед детьми другой группы, пересказыванию знакомых сказок с изменением концовки. Способствовать расширению социального представления о родном городе, краю.
Задачи в работе с детьми, имеющие индивидуальные особенности в развитии и поведении: Развивать стремление совместным играм, взаимодействию в парах; развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности; воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстникам. Развивать умения вести себя за столом во время еды, самостоятельно одеваться и раздеваться.
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.
Для организации традиционных событий эффективно используется сюжетно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы определяются исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, в наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Тема «Времена года» находит отражение как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной, игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Новый год, проводы Зимушки-зимы и т. п., общественные праздники (День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы и др.).
Во второй половине дня планируются тематические вечера досуга, занятия в кружках, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по желанию детей, чтение художественной литературы.
Ежемесячно в нашей группе проходят встречи с интересным человеком, это может быть как бабушка, прошедшая войну, так и врач-педиатр местной поликлиники. Встречи планируются совместно с родителями группы и по вопросам детей. Дети узнают новое, интересное из уст героев «нашего времени». Также в нашей группе празднуются день рождения девочек и мальчиков: выставляются фотографии на почётном месте в группе, дети водят хоровод и пьют чай.
Дети и родители совместно участвуют в организации детско-родительских проектов «Наши путешествия»- где прослеживается поддержание интереса к совместной деятельности, развитию инициативности, творчества родителей и детей.
3. Организационный раздел.
Оформление предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная среда группы организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3 – 5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками.
В нашей группе создана благоприятная развивающая предметно-игровая среда, об этом свидетельствует:
Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум, при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.
Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
Режим дня в холодный период года
Режимные моменты время
Прием детей, утренний фильтр, самостоятельная деятельность,
утренняя гимнастика 07.00–08.20
Подготовка к завтраку, завтрак 08.20–08.50
Самостоятельная деятельность 08.50–09.00
Непосредственно образовательная деятельность 09.00–10.00
Подготовка к прогулке, прогулка 10.00–12.00
Самостоятельная деятельность, подготовка к обеду 12.00–12.10
Обед 12.10–12.40
Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном 12.40–13.00
Подготовка ко сну, сон 13.00 – 15.00
Постепенный подъем, закаливающие процедуры,
самостоятельная деятельность 15.00–15.30
Полдник 15.30–15.40
Самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке 15.40–16.00
Прогулка 16.00 – 17.20
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к ужину 17.20–17.40
Ужин 17.40–18.00
Самостоятельная деятельность, уход домой 18.00–19.00
Режим дня в теплый период года
Режимные моменты время
Прием, осмотр, утренний фильтр, утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность 7.00 – 8.20
Завтрак 8.20 – 8.50
Самостоятельные игры 8.50 – 9.15
Подготовка к прогулке, прогулка, образовательная деятельность на прогулке 9.15 – 12.00
Подготовка к обеду, обед 12.00 – 12.40
Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном 12.40–13.00
Подготовка ко сну, сон 13.00 – 15.30
Подъем, закаливающие процедуры, самостоятельная деятельность 15.30 – 15.40
Подготовка к полднику, полдник 15.40 – 15.50
Самостоятельная деятельность, подготовка к прогулке 15.50–16.00
Прогулка 16.00 – 17.20
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, подготовка к ужину 17.20–17.40
Ужин 17.40 – 18.00
Самостоятельная деятельность, уход домой 18.00 – 19.00
Модель непрерывно образовательной деятельности
ПОНЕДЕЛЬНИК Познавательное развитие
(ознакомление с окружающим)
9.00 – 9.20
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное) 9.25 – 9.45
Художественно-эстетическое развитие
(аппликация / лепка) 9.50 – 10.10
ВТОРНИК Речевое развитие
(развитие речи) 9.00 – 9.20
Физическое развитие
(физическая культура) 9.25 – 9.45
СРЕДА Познавательное развитие
(формирование элементарных математических представлений) 9.00 – 9.20
Физическое развитие
(физическая культура) 9.40 – 10.10
Речевое развитие
(обучение грамоте)
(март – май) 10.20 – 10.45
ЧЕТВЕРГ Познавательное развитие
(конструирование/исследовательская деятельность) 9.00 – 9.20
Физическое развитие
(физическая культура) 9.30 – 9.50
Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы) 16.00 – 16.20
ПЯТНИЦА Художественно-эстетическое развитие (музыкальное) 9.00 – 9.20
Художественно-эстетическое развитие (рисование) 9.25 – 9.45
Сетка двигательной активности детей
Дни недели
Виды занятий
ПН
ВТ
СР
ЧТ
ПТ
Утренняя гимнастика Ежедневно 8-10 мин.
Двигательная деятельность между занятиями Ежедневно 7-10 мин.
Физкульминутка Ежедневно 3-5 мин.
Физкультурные занятия 20 мин. 20 мин. 20мин.
Оздоровительный бег Ежедневно 1-2 мин.
Двигательная активность на прогулке № 1 Ежедневно 10-20 мин.
Разминка после сна Ежедневно 10 мин.
Двигательная активность на прогулке № 2 Ежедневно 10 мин.
Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно 15 мин.
ИТОГО: 79-102 мин. 64-82 мин. 79-102 мин. 79-102 мин. 64-82 мин.
В неделю 7 – 8 часов