Получи документы

Дидактическая игра как средство познания окружающего мира

Нина Брыкалова
Дидактическая игра как средство познания окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическая игра, как средство познания окружающего мира

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственной активности, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Публикация «Дидактическая игра как средство познания окружающего мира» размещена в разделах

Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, которая начинает формироваться уже в раннем возрасте на основе предметной деятельности. А вместе с ней формируется общение, появляются зачатки труда.

Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми, это деятельность, которая служит усвоению социального опыта.

В. А. Сухомлинский говорил, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В огромном количестве игр с правилами запечатлены разнообразные знания, умственные операции, действия, которые дети должны освоить. Освоение это идет по мере общего умственного развития, вместе с тем в игре это развитие и осуществляется.

Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них мы имеем возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер занятий, выделение для них особого времени в режиме дня, дают возможность заранее продумать содержание, подбор детских игр, воздействовать на всех детей. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.

В игре происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.

Дидактические игры, несмотря на огромное разнообразие, так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности.

Основные виды дидактических игр

1. Настольно-печатные игры

Они используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

2. Игры с предметами или игрушками

Направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения.

3. Словесные игры

Способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: это игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-поручения, игры – предположения.

Любая дидактическая игра состоит из нескольких элементов: в первую очередь, это дидактическая задача (они отличаются по своей сложности, в зависимости от возрастной группы детей, правила и непосредственно игровые действия, направленные на выполнение конечной цели, то есть той самой задачи.

Организация учебного процесса в детском саду подразумевает правильный подбор дидактических игр, чтобы поставленные перед воспитанниками задачи были выполнимыми, но при этом требовали напряжения умственных сил, способствовали развитию и самоорганизации.

Огромную роль в обучающем процессе представляют дидактических игры для младшей группы, потому как в 2-3 года детки более активно знакомятся с окружающим миром и самыми простыми понятиями. Стоит отметить, что игровые действия в этом возрасте очень просты. К примеру, можно привлечь ребят к «сбору урожая» и разложить по разным корзинкам овощи и фрукты разной величины. Или собрать разноцветные мячики в коробку такого же цвета.

Кроме того, ранее знакомство с дидактическими играми способствует приобретению навыков игры в коллективе и соблюдения определенных правил.

Примерами игр в младшей группе могут послужить такие игры, которые нравятся детям как: «Строим башню (конструктор Лего)», «Собери картинку – работа с мягкими и крупным пазлами на различные темы, например «Ягоды, «Овощи и фрукты», «Сказки», "Кто как кричит?", "Дикие и домашние животные", " различные лото", "Угадай игрушку", «Найди пару», мозаики разных видов и т. д.

Дидактические игры в детском саду для ребятишек в 3-4 года ориентированы на формирование способностей устанавливать простые связи между окружающими предметами, а также расширение словарного запаса. Картотека дидактических игр в средней группе должна включать в себя занятия, которые знакомят дошкольников с элементарными понятиями, такими как форма, цвет, вес, материал из которого изготовлен предмет, размер. В процессе игры детки закрепляют приобретенные знания, учатся классифицировать предметы.

С детьми средней группы можно играть в такие игры, как: «Мир вокруг нас», "Найди отличия", "Что в коробке?", "Съедобное-несъедобное", "Кто, где живет?", «Кто что ест», «Кто что даёт» Ребятам очень нравиться играть с божьей коровкой. Это электронная игра, которая называется «Уроки божьей коровки». В данной книги игры на разную тематику «Что из чего», «Животные», «О природе», «Машины», «Вокруг света», «Давным-давно» Причём, играют и малыши и детки старшей и подготовительной групп в зависимости от заданий.

Дидактические игры для старшего возраста ставят перед воспитанниками более сложные задачи и подразумевают более сложные взаимоотношения между участниками игровых действий. Многие игры для мальчиков и девочек-дошкольников представлены в виде соревнований, которые имеют огромное значение в становлении дружеских взаимоотношений, учат справедливости, взаимопомощи. Много информации деткам преподносят посредством обычных занятий, в то время как с помощью игр усвоенный материал лишь закрепляют.

Здесь игры уже более сложные и серьезные: «Составь узор из палочек», "Зимующие и перелетные птицы", "Летает, прыгает, плавает", «Береги живое», «Я хороший», различные шнуровки», "Повторяй за мной", «Так бывает или нет», «Доскажи словечко», «Срисовывание по клеточкам», «Расскажи сказку по картинкам». Кроме того, детям очень нравятся самодельные книги «Герои сказок», «Животные в лесу»

Тем не менее, каким бы увлекательным и познавательным не оказался игровой процесс, нужно помнить, что по своей продолжительности игра не должна превышать 15-20 минут. При этом, мы должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подбирая задания, таким образом, чтоб каждый малыш смог получить умственное и моральное удовлетворение.

Таким образом, игра, являясь одной из форм деятельности ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Однако это познание предваряется более непосредственными его формами (восприятие, наблюдение, обобщение).

Дидактическая игра способствует также развитию произвольной памяти. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели.

В ходе игр формируется очень важная для развития ребенка планирующая функция мышления.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к игре, ее содержанию переносится на сами явления и события, побуждая детей наблюдать, вслушиваться, задавать вопросы окружающим.

Публикации по теме:

Исследователи окружающего мираИсследователи окружающего мира На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные.

Метод час: «Игра — путь познания предметного мира» Представление о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе и в дидактических играх. Традиционным началом дидактических.

Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира Моделирование и знаковая система как средство познания окружающего мира. Согласно концепции культурно – исторического развития, предложенной.

Предметы окружающего мира. Восприятие свойств предметов Предметы окружающего мира Тема: «Восприятие свойств предметов» Цель: развитие восприятия свойств предметов, мышления, внимания и логического.

Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира Мастер-класс с педагогами Тема: «Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников посредством познания окружающего мира».

Творческий проект «Узнаем — познаем — развиваемся». «Эксперимент — как возможность познания окружающего мира».Творческий проект «Узнаем — познаем — развиваемся». «Эксперимент — как возможность познания окружающего мира». как возможность познания окружающего мира». Тип проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность проекта: кратко-срочный Предмет.

Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира Детское экспериментирование как средство познания старшими дошкольниками окружающего мира Аннотация. В статье автор акцентирует внимание.

Урок окружающего мира в 1 классе «Человек и птицы» Цель: продолжить знакомить учащихся с многообразием птиц. Задачи: • Рассказать значение птиц в жизни человека. • Побудить у учащихся желание.

Экспериментальная деятельность детей раннего возраста как средство познания окружающего мира Демина Ю. В., Глущенко Е. Н., Федулова С. В. воспитатели МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка» г. Губкин В течение всего.

Экспериментальная деятельность как средство познания окружающего мира Творческая группа «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира» Руководитель: Лободанова Надежда.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство познания окружающего мира
Опубликовано: 7 марта 2017 в 21:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство познания окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Нина Брыкалова (УИ 1092761) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД