Папки-передвижки

«Слова с удвоенной согласной». Урок русского языка по программе «Перспективная начальная школа» (IV класс)

Лариса Тимофеева
«Слова с удвоенной согласной». Урок русского языка по программе «Перспективная начальная школа» (IV класс)

Тема: Слова с удвоенной буквой согласного пришедшие к нам из других языков.

Цели:

1. Не только научить писать слова с удвоенной буквой согласного, но и попытаться объяснить ребятам, почему в этих словах есть удвоенные согласные.

2. Воспитывать интерес к предмету.

3. Развивать речь, кругозор, орфографическую зоркость

Оборудование: проектор,словари, тетради для самостоятельных работ, учебники.

Ход урока:

1 Организация класса к уроку(1 мин)

Публикация «„Слова с удвоенной согласной“, Урок русского языка по программе „Перспективная начальная школа“ (IV класс)» размещена в разделах

Сегодня у нас урок необычный, праздничный и деловой. Я желаю вам успеха, а вы пожелайте своим взглядом мне и своему товарищу.

На столе учебник,словари,тетради,карандаши,ручки.

2. Актуализация знаний учащихся.

-Определить тему сегодняшнего урока вам помогут следующие задания.

1)Минутка чистописания(4 мин)

- Запишите, продолжив закономерность.

с п н сс пп нн

- Какое сочетание букв лишнее и почему (лл-они обозначают звонкие согласные,а остальные глухие согласные;лл-нижнее соединение)

2) Словарная работа в парах

В наш класс пришла необычная поздравительная открытка, в ней пропущены некоторые слова и вам необходимо ее отредактировать, то есть, вставить недостающие слова, вспомнив их написание.

… наши мамы. Этим… утром говорим Вам самые нежные слова любви. Сколько …. ночей Вы провели у наших кроваток!За теплоту и ласку мы… благодарны Вам.

(Драгоце (н\нн)ые, ра (н\нн)им, бе (с\сс)о (н\нн)ых, искре (н\нн)е)

-Прочитайте текст открытки вслух.

А теперь,дайте мамам обещания, дополнив предложения:

Мама,я всегда буду исполнительным, соблюдающим во всем порядок ….

За завтраком,обедом и ужином у меня будет хороший …

Когда я вырасту,то стану учёным и изобрету летающий…

А,что можете сказать о этих словах (пришли из латинскогоязыка,с приставкой –ад)

- Итак,вы поблагодарили мам,повторили слова с двойными согласными и можем сказать, что дело в шляпе.

- А что это значит? Где можно узнать толкование этого фразеологизма (фразеологический словарь,устойчивых выражений) (стр. 190)

Обращение к словарю устойчивых выражений

- Не закрывайте словари. Они нам пригодятся для работы над новой темой.

3. Определение темы, постановка целей урока

- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке

-Сформулируйте тему урока. (слова с удвоенной буквой согласного)

-Уточните,прочитав тему в содержании учебника.

А какие цели поставите к уроку (научиться правильно писать новые слова, применять в речи,выяснить их значение,писать красиво,аккуратно и грамотно)

4. Объяснение нового материала.

Итак,сегодня мы познакомимся с новыми словами,содержащими латинскую приставку ад -.

-Эти слова пришли из других языков. Образовались они при помощи латинской приставки ад-.

-Давайте вернёмся на стр. 21 учебника и вспомним, что означает эта приставкаи, что с ней происходит.

-Так как слова «прижились» в русском языке,то приставка в них не выделяется, а входит в корень.

Новые слова, правда, пока с пропусками букв, есть на экране.

На экране запись:

А…нотация

А…литерация

А…бревиатура

- Вы сможете восстановить пропущенные буквы?

Аннотация

Аллитерация

Аббревиатура

-Что произошло с приставкой ад-? (Эта приставка хамелеон, т. е. она меняет букву согласного на другую в зависимости от того, с какой буквы начинается корень слова).

а) - На уроках по развитию речи мы с вами составляем аннотации. Кто помнит, что такое «аннотация»

- Обращение к этимологическому словарю (происхождения слов).стр. 158

Запись в тетради и на доске:

Ад- + нот/о + …=аннотация

- Теперь вы понимаете, почему слово АННОТАЦИЯ пишется с удвоенной буквой Н?

б) Хочу напомнить вам строки из одного стихотворения.

Где тихий – тихий пруд,

Где тихая беседка,

Где сам с собой паук

Беседовал нередко…

Теперь там дождь косой

Беседует часами…

- Вы можете назвать автора этого стихотворения? (Эмма Мошковская)

-Найдите картину,которая подходит к этому стихотворению.

-Какую картину вы выбрали? (А. Герасимов «После дождя»).

(Показ картины на слайде)

-Видно ли на картине, что прошёл дождь?

-Почему?

-Давайте попробуем стуком пальцев изобразить шум дождя. Дождь закончился, выглянуло солнышко. Потяните руки вверх к солнцу, улыбнитесь ему. А теперь с хорошим настроением продолжим урок.

-Вернёмся ещё раз к стихам.

- Какие звуки повторяются? (согласные)

- Какое впечатление создаёт этот повтор?

- Как называется этот повтор? (Звукопись)

-Хорошо,вы узнали, что поэт использовал приём звукозаписи. Такую звукозапись называют аллитерацией.

-Прочитаем вывод на стр. 121.

Запись в тетради и на доске:

Ад- + литер/а +…= аллитерация.

в) – Есть ещё одно латинское слово, с которым я хочу вас познакомить. Это слово АББРЕВИАТУРА.

БРЕВИО – ПО – ЛАТЫНИ «СОКРАЩАТЬ»

Запись в тетради и на доске:

Ад - + брев/о + …= аббревиатура.

- Аббревиатура – это слово, образованное из первых букв или начальных частей словосочетания. Например: ЧП – чрезвычайное происшествие, Минздрав – Министерство здравоохранения

4 Закрепление пройденного.

а)

- В русском языке существует больше способов образования аббревиатур. Мы познакомимся с двумя.

Упражнение 92 стр. 122.

МГУ – Московский Государственный Университет;

ЦСКА – Центральный спортивный клуб армии;…и т.

МЧС-Министерство чрезвычайных ситуаций

ДТП- дорожно-транспортное происшествие

ЦСКА - центральный спортивный клуб армии

ГЭС-Гидроэлектростанция

США-Соединенные штаты Америки

Универмаг - универсальный магазин

МГУ-Московский Государственный университет

РФ-Российская Федерация

Часть разбирается устно.

б) Закрепление по тетради для самостоятельных работ.

Коллективная работа по образованию аббревиатур.

Евразия, ВДНХ, зоомагазин, завуч, ВАЗ, ТЮЗ.

-Над аббревиатурами, которые образованы из первых букв слов, поставь цифру 1, а над теми, которые образованы из первых частей слов, - цифру 2.

5 Итог урока.

- С какими словами мы познакомились?

- Как образованы эти слова?

- Что объединяет слова с удвоенной буквой согласного? (Латинская приставка АД-)

- В чем ее особенность? (Выбор буквы приставки зависит от ЗВУКА, с которого начинается корень слова.)

- А приставка в них выделяется? (Поскольку эти латинские слова стали русскими, приставка в них не выделяется

-Я хочу поблагодарить вас за урок, но вы сами узнаете как,отгадав ещё одно слово с удвоенной согласной

Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (аплодисменты).

6. Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельных работ стр. 58, упражнение 61.

Публикации по теме:

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Слова с удвоенной согласной». Урок русского языка по программе «Перспективная начальная школа» (IV класс)
Опубликовано: 30 января 2015 в 13:57
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД