Папки-передвижки

Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе

Фаузия Бикбова
Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе

Урок русского языка

Тема: Склонение имён существительных.

Цели урока :1. Совершенствовать умение определять падеж по вопросу и предлогу; формировать умение правильно писать безударные окончания существительных

2. Совершенствовать орфографическую зоркость; продолжать формирование умений обосновывать написание слов. Развивать связную устную речь. Развивать память. Развивать умение самостоятельно работать, применяя самоконтроль, взаимоконтроль. Обогащать словарный запас.

Публикация «Урок русского языка по теме „Склонение имён существительных“ в 4 классе» размещена в разделах

3. Воспитывать аккуратность, любовь к родной природе, к прекрасному.

Оборудование: портреты А. К. Саврасова, И. И. Левитана; репродукция картин «Грачи прилетели», «Март»; аудиокассета М. Мусоргского «Картинки с выставки», кодоскоп, магнитофон.

Ход урока

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

1. Оргмомент.

-Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. (Приветствие)

-А какое у вас сегодня настроение?

(По настроеннику.)

-А что создаёт хорошее настроение?

1. Светит, сверкает,

Всех согревает(.Солнце.)

2. От чего же становится хмурый день светлей (Улыбка)

3. Сосульки начинают плакать под лучами весеннего солнца. Это явление называется … (капель)

4. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждёт.

Чужие песни петь умеет,

А всё же голос свой имеет. (Скворец)

(Учитель вывешивает карточки с отгадками, где некоторые буквы выделены.)

- И всё это создаёт хорошее (настроение.)

-В этих словах содержится суть нашей сегодняшней темы. Если мы соединим выделенные буквы, то прочитаем тему нашего урока (Дети читают.) СКЛОНЕНИЕ.

-Да, мы сегодня будем повторять склонение существительных, будем определять падежи имён существительных.

Давайте, определим, к какому склонению относятся данные существительные?

2. Работа по картине.

-А вот, ребята, я смотрю на эту картину, и у меня на душе становится светло и ясно. Рассмотрите её и расскажите, что изображено на ней. (Звучит музыка, дети рассматривают картину, а потом высказывают свои мысли.)

(1. На картине изображён яркий зимний день. Кругом снег блестит.)

(2. Приехала лошадка, запряжённая в сани. Хозяин ушёл. На крыше снег немного подтаял, Чистое голубое небо.)

учитель. Высказано два мнения, Первое: на картине весна, а вторе- зима. А что скажут другие дети (Здесь можно работу немного изменить, если будут высказаны другие мнения.)

-Это весна. Зимой снег не тает, он белый, пушистый, а здесь он слежалый, начал подтаивать на солнце, Солнце ярко светит. Н а крыше над крыльцом снега нет, солнце растопило.

Учитель.

-Как вы думаете, весна здесь уже полностью вступила в свои прав или только её первое дыхание.

(Снег ведь немного, стаял, немного осел)

-Чего же лошадка, по-вашему, ждёт?

(Весны. Настоящей весны.)

Учитель.

-Посмотрите внимательнее, какими красками художник передал пробуждение природы?

(Небо голубое, Светлые краски.)

-Какой снег? Постарайтесь пронаблюдать и не повторяться.

(Голубой. Серо-голубой, местами серый. В глубине леса белый, чистый. На дороге потемнее. Не такой рыхлый, как зимой, а сверху твёрдый наст)

Учитель.

-Вы очень хорошо описали и поняли картину. Проявили хорошую наблюдательность. Русский художник И. И. Левитан показал в картине самое начало, первое дыхание весны и назвал её «Март».

-А вот что сказал русский поэт Ф. Тютчев: «Каким бы строгим испытаниям Вы ни были подчинены,- что устоит перед дыханьем и первой встречею весны!

-А как по-другому называем картину?

( Дети подбирают синонимы: полотно, произведение.)

-Итак, у нас во дворе весна, а в классе урок русского языка. И с радостным чувством мы перейдём к минутке чистописания.

3. Минутка чистописания.

Вв

4. Словарная работа.

Картина, полотно, произведение.

-Среди этих слов найдите «лишнее слов»о. (Картина- ж. р., произведение- 6 слогов.)

5. Письмо по памяти.

Рыхлый сне. т. мнеет (в) март.

Тают льдинки (на). кне,

Зайчик бегает (по) парт.

И (по) карт. (на) ст. не.

6. Минутка чтения (на листочках)

Весна- это особенное время года. Разбуженная теплом и светом, просыпается природа. Жизнь как бы зарождается вновь. Весну ждут с нетерпением. На Руси весну звали и пели ей песни Весна- утро года.

-О чём прочитали? Как вы понимаете последние строчки?

-Найдите в тексте существительные в Т. п. (теплом, светом, нетерпением.)

-А к какому склонению они относятся?

-Найдите существительные 3 склонения (Жизнь, на Руси)

-Найдите слово «весна», подберите однокоренные слова- определения. (Весна, весенний, вешний.)

7. Слушание музыки.

(Звучит музыка М. Мусоргского «Картинки с выставки».)

-А сейчас закройте глаза, давайте послушаем музыку.

-Что вы представили? О чём эта музыка? Какими чувствами наполняет ввас? Какая музыка по характеру?

(Я слышу журчание ручья. А мне кажется звонко енпрерывно капают капели. Музыка радостная, весенняя.)

-Какие изменения происходят в природе с наступлением весны? В неживой природе -? В живой природе-?

Физминутка.

8. Работа с поговоркой.

-А вот из следующих слов составьте поговорку.

Грач, на, гора, весна, на, двор.

-Как вы понимаете эту поговорку?

-Правильно про март ещё говорят, что он грачевник, грачей пригнал.

-Запишите поговорку, определите падеж и склонение существительных,

(Рассказ о грачах рассказывает подготовленный ученик.)

-Вот что писал о грачах писательМихаил Михайлович Пришвин.

«Вижу везде на снегу грачей. Нечего взять, всё снегом закрыто. Вечером с их гнездовых мест уже слышен грай.»

- Почему так говорят о крике грачей? (Когда они кричат, собравшись вместе, то как бы слово «грай» передаёт их шумные разговоры. Да и слово грач тоже звукоподражательное: названа птица по звукам, которые издаёт.)

-Посмотрите на ряд слов, записанный на доске.

Грач, грачонок, грачиный, грачиха.

-Что вы можете сказать про этот ряд слов? Запишите, выделите корень.

-А какое слово лишнее? Почему?

-А как по-другому можно назвать грачей?

(Вестники весны, гонцы весны.)

9. Работа по картине.

-А сейчас, ребята, посмотрите на картину Алексея Кондратьевича Саврасова. Он знаменитый русский художник. Художник рисовал картины родной природы. Саврасов жил и работал в Москве, но зимой 1871 года переехал в Кострому и поселился там, в большом деревянном доме. Художник часто подходил к окну и смотрел вдаль.

-Расскажите, что он видел?

-Перечислите, что изобразил Саврасов из неживого в природе? А что изобразил из живой природы?

-Назовите признаки птиц. (Крылья, клюв, перья, две конечности.)

Текст на кодоскопе.

Он подолгу ст. ял (у) …кна, см. трел на занесённые сн. жком избы, (на) голые б. рёзы (с) чёрными прошлогодними птич. ими гнёздами.

(Дети списывают предложение, вставляя пропущенные буквы).

-Объясните орфограммы.

-Найдите существительные 2 склонения, обозначьте падеж.

10. Работа с текстом.

- Прочитайте про себя.

Но вот однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он распахнул окно. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени. Снег стал пористым, рыхлым, словно вата. Заблестели первые лужицы. Вот оно! Началось!

-Назовите определения, относящиеся к неживой природе? (робкий луч; голубые тени; снег пористый, рыхлый; первые лужицы)

-Слова, относящиеся к живой природе. (Неугомонные птичьи крики.)

-Каких птиц изобразил Саврасов в своём произведении? (грачей)

-Чем заняты птицы? (они строят гнёзда)

-Как бы вы назвали эту работу художника?

(Начало весны. Весна пришла, Пробуждение природы.)

Как назвал художник свою картину?

-А вот, что писал о нём художник И. И. Левитан:

«Подойдите поближе, и вы услышите дивные звуки, музыку весны. Поэтическое настроение, владевшее художником, обязательно тронут ваше сердце. Да, Саврасов создал русский пейзаж».

-Ребята, что такое пейзаж? (Изображение природы на картине.)

-Как мы называем художника, который рисует пейзаж? (пейзажист)

-М вот сегодня на уроке нам помогли картины двух известных русских пейзажистов Левитана и Саврасова почувствовать приход весны. В их картинах чувствуется огромная любовь к природе, к своему родному краю.

-А сейчас напишите предложение со словом весна.

1 вариант: в Т. п.

2 вариант: в П. п.

( На обороте карточки: Я вами)

Весна, капель, солнце, грач, март, жизнь, природа.

Запиши слова по склонениям :

1 ряд: слова 1 склонения

2 ряд: слова 2 склонения

3 ряд: слова 3 склонения.

( На обороте карточки: довольна)

-Да, я довольна вашей работой. И от этого у меня хорошее настроение.

11. Итог урока.

Настало время подвести итог нашей работы.

-Что такое склонение?

-Зачем нужно склонение в русском языке?

-Что вам понравилось на уроке?

-А какое у вас настроение?

--Что новое для себя узнали?

Домашнее задание.

-Нарисовать рисунок на тему «Весна». Написать мини-сочинение о сегодняшнем уроке.

-

-

Публикации по теме:

Конспект урока по русскому языку «имя существительное» Тема: Обобщение знаний по теме «Имя существительное» Цели: обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного,.

«Окончания имен существительных 2-го склонения». Урок русского языка в V классе коррекционной школы VIII вида 5 класс. Окончания имен существительных 2-го склонения в Р. п. Задача: учить употреблять существительные 2-го склонения в родительном падеже,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 18:57
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД