МААМ-картинки

Условия формирования образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Наталья Францева
Условия формирования образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Как отмечает А. Н. Смирнова, главным условием формирования выразительных средств речи следует считать использование художественной литературы, так как ознакомление с ней детей оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие словесного творчества. Именно наличие специфических эмоционально-экспрессивных средств в произведениях литературы и искусства помогают нам включать вдохновение, влияя на три канала восприятия (зрительного, слухового, осязательного, строить системную картину мира и переводить её в мир образов.

Публикация «Условия формирования образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Картинный материал и задание на совершенствование технических навыков максимально используется во всех видах деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

А условия, отмечаемые в работах П. А. Яковлева предусматривают создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей. Необходимо вызвать у детей интерес к выразительным средствам языка и изобразительной деятельности, эмоциональный отклик, ассоциирование с собственным опытом, чувствами и представлениями. С этой целью используются сенсорные и художественно-развивающие игры, а на занятиях предлагается создание гармоничного по настроению сочетания музыки, поэзии, изобразительного ряда, пантомимы, тогда один образ будет полно представлен различными средствами художественной выразительности.

Условие в работе Н. В. Бехтерева, которое определяется нами с учетом особенностей развития речи детей с ОНР, предполагает углубление индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Основными направлениями в реализации индивидуального подхода в обучении являются:

• подбор дифференцированных заданий для коррекции фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи с учётом степени выраженности речевого нарушения;

• подбор дифференцированных упражнений для развития моторики, внимания, эмоций с учётом индивидуальных особенностей развития детей;

• применение различных видов дифференцированной и индивидуализированной помощи (опоры различного вида, алгоритмы выполнения задания, подсказка идеи, предупреждение о возможных ошибках, разделение сложного задания на составляющие);

• использование положительной оценки при анализе детских работ (рисунков, рассказов). Положительно оценивается вариативность (у ребёнка много вариантов преобразования объекта, подробность, оригинальность (уровень оригинальности определяется только в рамках одного места, времени, действия, но не определяется сравнением работ разных групп детей).

Условие, которое, на взгляд Н. И. Ермаковой настоящей работы, необходимо соблюдать при условиях работы с детьми дошкольного возраста, предусматривает подбор речевого материала, отвечающего следующим требованиям:

• небольшой объём произведения;

• описание знакомого или несложного незнакомого образа;

• лаконичное, меткое изображение образов при помощи эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, повторов;

• произведения разных жанров.

Использование разнообразного речевого материала позволяет организовать речевое общение детей в различных ситуациях: учебных, игровых, бытовых, в свободной деятельности детей и способствует закреплению освоенных навыков.

Следующее условие определяет Т. П. Хризман с учетом особенностей речевого развития детей с ОНР - это взаимосвязь в работе логопеда, воспитателей и родителей по формированию творческого отношения к слову у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Планирование работы воспитателей и родителей осуществляется с учётом лексического принципа, работа логопеда - с учётом лексико-грамматического принципа.

Предложенные условия формирования средств образной выразительности у детей шестого – седьмого года жизни с общим недоразвитием речи способствуют повышению качества связной речи и развитию творческого отношения к слову.

В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно усложняются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого - седьмого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.

Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев.

Т. о., мы можем сформулировать пять основных условий успешного развития образной речи у детей дошкольного возраста с ОНР :

• использование художественной литературы;

• создание положительного эмоционального фона и обогащения чувственного опыта детей;

• углубление индивидуального подхода в формировании средств образной выразительности речи;

• подбор речевого материала, отвечающего следующим требованиям: небольшой объём произведения, описание знакомого или несложного незнакомого образа, лаконичное, меткое изображение образов при помощи эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, повторов, произведения разных жанров;

• взаимосвязь в работе логопеда, воспитателей и родителей по формированию творческого отношения к слову у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Роль пальчиковой игры в развитии детей с нарушением интеллекта Проекция кисти руки в двигательной области коры головного мозга занимает более трети общей площади и чрезвычайно близка к моторной речевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия формирования образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 1 июня 2013 в 21:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД