Лучший педагог года

Устное народное творчество для самых маленьких

Алла Павловна Колесникова
Устное народное творчество для самых маленьких

Раннее детство — начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарёй, розовеющей нежным

румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: «Доброе утро!».

Доброе утро. Ранний период жизни ребёнка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растёт, расцветает всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду? Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой, и передаёт народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. И звучит из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, басенки, загадки, пословицы, поговорки и т.  д.

Публикация «Устное народное творчество для самых маленьких» размещена в разделах

Фольклор, как сокровищница русского народа, находит своё применение в различных разделах работы с детьми. Пользу малых поэтических жанров народного слово доказывать не приходится, это очевидно.

Слушая фольклорные произведения,заучивая их наизусть дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми, ласковыми,погружаются в стихию исконно народной русской печи, отражаюшей,как известно традции и мировидение её создателей и носителей.

Третий год жизни несёт в себе новации с установкой на речевое взаимодействие с ребёнком,на обращение к его внутреннему миру. И естестственно,что особый интерес и доверие они испытывают к своему воспитателю,с которым общаются каждый день,который учит их. Вот почему ребёнок принимает всю информацию,исходящую от педагога,приоритетно,т. е. вне какой-либо конкуренции. И если содержание небылички,потешки,песенки передаётся выразительно,змиоционально,дети разумеется поймут курьёзность ситуации. Причём «эмоционального нарастания”при прочтении текста обеспечивает понимание шутливой обстановки.

Все знают,как воспитателю порой бывает непросто наладить»эмоциональный контакт»с детьми в адаптационный период,а ребёнку-войти в новый,непривычный для него,а потому таящий угрозу мир детского сада. Работая с детьми раннего возраста,я пришла к выводу;организовать режимные моменты,провести игру-занятие”встретить новичка»,успокоить не в меру расходившихся малышей могут помочь потешки,прибаутки,колыбельные,создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость,доброту,нежность и любовь к детям. Так например,во время приёма новичков я использую потешку;

“Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий

Артёмушка-хороший

Артёмкшка-пригожий»

Или;

Стёпушка хороший

Стёпушка пригожий

Пройди по дороженьке

Топни,Стёпа ноженькой и т.  д.

Потешка помогает ребёнку открыть себя,делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение рассчитанное на обращение к ребёнку по имени,утверждает его личность,уважение к нему,признание уникальности и неповторимости.

Дети в течении дня устают. ссорятся. Уних,как у взрослых,бывает плохо на душе и хочется плакать. Я прихожу на помощь малышу,приласкаю и расскажу потешку;

«Не плачь,не плачь детка,

Прискачет к тебе белка

Принесёт орешки»

Для Катиной потешки,

Если будешь плакать

Дадим худой лапоть!

Или

«Это что тут за рёв?

Уж не стало ли коров?

Это не коровушка

Это Маринка-рёвушка.

Не плачь,не плачь

Куплю калач!»

Глаза у ребят становятся удивлёнными,затем весёлыми,перестают плакать,просят рассказать потешку ещё раз. Я не раз убеждалась в том,что малые фольклорные жанры помогают мне в работе и помогают моим малышам.

За окном-солнечный денёк. Время гулять!Но сначала надо одеться. Пора учиться делать это самостоятельно. Пора,но в первый раз всё кажется тпрудным. А вот с потешками всё легче и веселее:

«Вот они,сапожки,

Этот-с левой ножки,

Этот-с правой ножки,

Если дождичек пойдёт,

Наденем сапожки,

Этот- с левой ножки

Этот- с правой ножки,

Вот так хорошо!»

Прогулка с малышами становится интересней и насыщенней, если на помощь приходит новые потешки:

«По кочкам,по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В ямку-бух.

Провалился петух!

Или:

Еду, еду к бабе, к деду,

На лошадке в красной шапке,

По ровненькой дорожке

На одной ножке.

Всё прямо и прямо,

А потом -вдруг

В ямку-бух».

Дети с восторгом прыгают,шагают. Я довольна.

Прогулка удалась.

Любой воспитатель на собственном опыте понимает:дневной сон для малыша просто необходим,но как помочь ему уснуть,а после сна «вернуться» в реальный мир, как можно спокойнее?И в этом случае,на помощь приходят песенки. Укачивая Машеньку, я пою:

«Баю,баю,байки,

Прилетели чайки!

Cтали крыльями махать

Наших деток усыплять!»

Особый интерес у малышей вызыыает песенка про собачку:

«Бай-бай-бай-бай

Ты собаченька не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

В спальне на свободной кровати сидит игрушка-собачка и смотрит,как малыши засыпают.

Ну вот,наконец тихий час закончился. Дети встают,потягиваясь. Я подхожу к первому проснувшемуся малышу и говорю:

Потягушечки,потягушечки!

От носочков до макушечки,

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся,

Вот уже растём,растём,растём.»

Или взяв в руку игрушечного кота приговариваю потешку:

«Котик серенький присел

На печурочке.

И тихонько запел

Песню Данечке.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Поднимайся мой дружок

Встань мой Данечка!»

Малыш,улыбнувшись, протягивает руки к игрушке и говорит:

«Котик-коток,я уже проснулся!»

Потешка сыграла свою роль.

Игрушка остаётся в спальне до тех пор,пока не встанут все малыши.

Впереди умывание и кормление. Не хочется,но надо. И приучаться делать это тоже надо. Чтобы веселее проходили эти моменты,на помощь приходят новые песенки, потешки:

«Ай,лады,лады,лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!»

Очень малышам нравится потешка про водичку:

«Водичка,водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.»

Ребята с удовольствием умываются и одновременно показывают,где у них глазки,ротик,щёчки,зубки.

А вот такая потешка:

«Умница,Катенька,

Ешь кашку сладенькую,

Вкусную,пушистую,

Мягкую,душистую!»

помогает Настеньке и Катеньке съедать кашу во время обеда.

И при организации игр фольклор просто незаменим. В своей работе с детьми,я часто использую игровые потешки,очень доступные и интересные детям, например:

«Этот пальчик-дедка,

Этот пальчик-бабка

Этот пальчик-маменька

Этот пальчик-маменька

А вот это-наш малыш,

И зовут его-Вадим.»

Или:

«Пальчик-мальчик

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил,

С этим братцем

Воду пил,

С этим братцем

Щи варил,

С этим братцем

Песни пел!»

По окончании потешки я спрашиваю:»Какую песенку пел мальчик-пальчик со своими братцами? Малыши отвечают:»Весёлую, вот такую:ля-ля-ля-ля.»Потешка про ладошки всегда создаёт у детей радостное настроение. Я спрашиваю у малышей:»Где ваши ладошки?», дети отвечают:»Тут-тут-тут».Я продожаю читать потешку, а малыши выполняют разнообразные движения пальчиками и ладошками:

«А в ладошках пальчики живут.

Пальчики трудились. Не ленились:

Рисовали,рисовали,

Лепили,лепили,

Играли,играли,

Стучали,стучали,

И,наконец,устали»

По просьбе малышей игра в «ладошки» поторяется почти ежедневно.

Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания. Так,например,во время,ходьбы друг за другом на утренней гимнастике, я использую потешку:

«Киска-киска,

Киска,брысь.

На дорожку не садись.

Наши детки пойдут

Через киску упадут.»

а во время бега врассыпную на помощь приходит потешка:

«Птички летят.

Колокольчики звенят,

Раз,два,неворонь!

Разбежались как огонь!»

Фольклор,как эмоционально-образное средство влияя на детей,поддерживает их интерес,вызывает у детей радость и удовольствие,желание заниматься физической культурой.

Подучая знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека,проникаясь гуманным отношением к ним,дети ясельных групп»приобщаются»к экологияеским проблемам.

Потешки и прибаутки,главными героями которых являются животные и птицы,помогают мне активизировать речь детей,побуждать их к высказываниям,повторению текстов и звукоподражаниям. Самые любимые потешки о животных и птицах это:

«Заяц Егорка «Пошёл котик на торжок

Свалился в озерко Купил котик пирожок

Бегите под горку! Пошёл котик на улочку

Спасайте Егорку! Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Божья коровка, Либо Вовочке снесть?

Чёрная головка! Я и сам укушу,

Лети,лети за море Да и Вовочке снесу»

Там тёпленько,

Здесь холодненько.»

«Сова-совушка,

Белая головушка,

Сова умывалась,

В лапти обувалась,

В лапти,в трянички.

В тёплы рукавички.»

А как важно научить детей наблюдать за природными явлениями,любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше!

Это понимали и наши далёкие предки,оставившие нам в наследство потешки,песенки о растениях,временах года,солнце,небе.

«Солнышко»,которое сделали своими руками, помогало малышам легче и быстрее понять содержание потешки:

«Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут»

Рассматриваем «радугу-дугу» (это оформление нашей комнаты, малыши вспоминали потешку:

«Ой ты радуга-дуга,

Не давай дождя-

Давай соднышка-колоколнышка»

Наблюдая дождь, из окна групповой комнаты дети помогали мне рассказывать потешку:

«Дождик,дождик,поливай!

Будет хлеба каравай.

Дождик,дождик,припусти

Дай капусте подрасти»

Увидев,идущих под зонтами людей, я предлагала вспомнить потешку:

«Дождик,дождик

Не дожди,

Дождик,подожди,

Дай дойти

До дому

Дедушке седому»

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Детство и сказка понятие неотделимое.

Однажды придя к малышу,сказка остаётся с ним навсегда как чудо,как радость,как память.

Малыш учится чисто человеческому видению мира через сказку.

Cказка открывается малышу через познание человека. По сравнению с потешками,песенками,прибаутками сказки более обёмные произведения,т. к. в них действуют3-5 персонажей,происходит смена их действийи т.  п. ,поэтому ребё нок должен быть подготовлен к восприятию сюжета самой простой сказки:

«Колобок»,»Теремок»,»Курочка Ряба»,»Волк и козлятки»и т.  д.

Вот здесь подготовительную роль сыграли потешки,помогающие воспринимать коротенький сюжет,посредством художественного слова. Особо выделю потешки на бытовые темы,в которых действуют люди, подводящие к пониманию первых сказок:

Например:

«Ладушки,ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Кате два,Тане два,

Насте два,Маше два»

Или:

«Как по снегу по метели

Трое саночек летели.

И шумят и гремят,

Колокольчики звенят.

В первых санках-дедушка,

В других санках-бабушка,

В третьих санках-тётушка,

Вот какие гости!»

Наша Катя выбегала,

Дорогих гостей встречала».

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач патриотического воспитания подрастающего поколения,и оно должно начинаться как можно раньше. Любовь к Родине начинается с малого. Может быть с любви к родным и близким людям,своему дому, двору,детскому саду,с познания быта родного народа.

Поэтому я использовала в своей работе потешки,в которых прослеживались родственные связи,быт.

Например:

“Ай,баю-баю-баю,

Жил дедочек на краю,

Он не беден,не богат

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят

Кашку с масличем едят!

Или:

Месит бабка тесто, «Ай таточки,таточки!

Естьв печке место, Встал мальчик на пяточки,

Печёт,печёт каравай, Стал на пяточках ходить,

Переваливай,валяй!» Одну бабушку любить.»

Фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности,обновляющейся красотой и любовью,потому что ребёнок-вершина человеческой любви.

Народное поэтическое слово,предназначенное маленьким,необходимо не только им,но и взрослым,чтобы выразить детям свою любовь,нежность и заботу,

В потешках, песенках отражена сущность раннего детства:видеть мир таким,каким он предстаёт перед взором малыша-без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения- это удивительное ожиидание радости,светлое восприятие взрослого человека,приятие его непререкаимого авторитета и ожидание добра,добра и только добра.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Консультация для педагогов «Устное народное творчество, как средство начального патриотического воспитания» Консультация «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, сказки) как средство начального патриотического воспитания младших дошкольников».

Открытое занятие «Устное народное творчество в развитии ребёнка дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! У нас сегодня занятие по устному народному творчеству. Давайте, ребята, вспомним, что относится к устному народному творчеству.

Перспективное планирование по самообразованию «Устное народное творчество в развитии речи детей 4–5 лет» Дата Тема Задачи Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Сентябрь «Глиняный человек» Формировать интерес к русскому прикладному.

План самообразования воспитателя «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень.

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд №1 Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях образовательной программы ДОУ.

Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста ТЕМА: «Устное народное творчество, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Начало работы над темой: сентябрь 2015г.

Консультация «Устное народное творчество как средство развития речи дошкольников» Самообразование на тему «Устное народное творчество, как средство развития речи дошкольников» Проблема развития речи дошкольников комплексная,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Устное народное творчество в развитии речи детей Устное народное творчество - богатейший источник познавательного и нравственного развития ребенка. Народ вложил в содержание устного творчества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество для самых маленьких
Опубликовано: 1 марта 2016 в 22:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД