МААМ-картинки

Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)

Ирина Каргаполова
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)

Слайд №1

Устное народное творчество

как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

в условиях образовательной программы ДОУ

Слайд №2

Публикация «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

“… Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа” К. Д. Ушинский
Слайд №3

Актуальность.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Я считаю, что на сегодняшний день эта проблема крайне актуальна. Это отражается и в политике государства, и в образовательной политике, и в средствах массовой информации. В последнем послании федеральному собранию В. В. Путин говорит о том, что «Российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, дефицит того, что во все времена делало нас крепче и сильнее».

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка. Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество.

Слайд №3

Цель работы по данной теме:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности средствами фольклора.

Слайд №4

Главные задачи в моей работе:

создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка;

учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными;

знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью;

воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Слайд №5

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке наиболее эффективных форм знакомства детей с фольклором.

Слайд № 6

Ожидаемый результат:

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

I этап

На первоначальном этапе мною были изучены, обобщены и систематизированы имеющиеся методические разработки по проблеме исследования. За основу в своей работе взяла программу авторов Ольги Львовны Князевой и Марии Давыдовны Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, с учётом авторской программы “Ладушки” Ирины Михайловны Каплуновой и Ирины Арсентьевной Новоскольцевой.

II этап

Одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности духовно-нравственного воспитания является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей. С этой целью я провела ряд консультаций для родителей, а также пополняю родительский уголок информацией в соответствии с православным календарём.

III этап

Слайд №7. Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в этот период ребенок скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я использовала потешки, которые помогали установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку — воспитателю. Игрушки для детей подбирала так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Через несколько дней я замечала, что у малышей постепенно исчезает тревожность, чувство страха.

Народные песенки, потешки, пестушки помогали мне прививать детям положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п.

С помощью русских народных сказок я помогаю детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, расширяю кругозор, развиваю речь, фантазию, воображение. Загадки – полезное упражнение для детского ума.

Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Их я использую во всех процессах воспитательной работы.

Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Народная музыка, песня также понятна и близка детям. Народные песни удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Я учу своих воспитанников исполнять песни соло, хором, с приплясом, в хороводе, с сопровождением народных инструментов. Хочется отметить, что песни дети не просто поют, а инсценируют, проживают её, как говорили в старину «играем песню».

На непосредственно образовательной деятельности знакомлю детей с историей православных праздников, традициями их празднования в России. Стараюсь учить ребенка стремиться к добру, различать добро и зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие, формировать христианское отношение к ближним.

Слайд №8

Когда в дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русской традиционной культуре в условиях дополнительного образования, кружковой работе, мной была разработана программа фольклорного кружка «Горенка». Я сделала попытку обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на духовно-нравственное развитие дошкольников 4 -7 лет.

Цель программы: приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа средствами фольклора. Оригинальность программы работы фольклорного кружка заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи. Только количество и уровень сложности устного и музыкального материала увеличиваются с каждым годом.

Слайд №9

Для эффективности успеха своей работы, я организовала мини – музей «Русская изба». В его экспозиции много сделано руками воспитателей, родителей и детей. Экспонаты музея постоянно трансформируются, являются частыми атрибутами в театрализованной деятельности, развлечениях.

Слайд №10

Итог систематической работы фольклорного кружка «Горенка» – это проведение народных праздников, которые объединяют в себе разные виды народного фольклора.

В 2013-2014 учебном году я реализовала творческий проект «От осени до весны», задачи которого заключаются в том, чтобы познакомить детей и родителей с русскими календарными праздниками; воспитывать у детей духовно-нравственные качества и чувство причастности к русской культуре.

Слайд №11

Ребята успешно выступили на праздниках «Осенние посиделки на Покров»

Слайд №12 «Рождественские колядки»,

Слайд №13«Масленица»,

Слайд №14«Благовещенье – встреча весны»,

Слайд №15 «Весенние посиделки на Пасху».

Слайд№16 Также мои воспитанники показали театрализованное представление обрядовой свадьбы на Руси «Встреча князя молодого с белою лебедушкой».

Слайд №17 Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, татары, чуваши. От того, как мы будем прививать детям с детства уважение к культуре и традициям, как своего, так и других народов зависит процветание семьи и Отчизны. Поэтому мной был разработан проект «Хоровод дружбы», одной из задач которого, является ознакомление детей с народной культурой и бытом людей чувашской, татарской национальностей на примере семей воспитанников.

Слайд№ 18

В моей работе большую помощь оказывают родители. Они и первые помощники, и первые зрители, и первые критики, а также участники праздников и выставок.

Результативность работы по данной теме.

Слайд №19 Подводя итоги своей работы, хочется с чувством удовлетворения отметить достижение положительных результатов в процессе кропотливой, трудоемкой, но очень интересной работы. Наблюдения за детьми показали, что у детей формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, селу, Родине, умение радоваться своим успехам, успехам сверстников. Дети стараются действовать в интересах партнера или группы сверстников, используют в активной речи потешки, считалки, загадки, умеют играть в русские народные подвижные игры, имеют представление о традициях праздновании народных праздников.

Вывод.

Таким образом, систематически организованная мной работа с дошкольниками по использованию народного фольклора благотворно влияет на всестороннее развитие личности ребенка с раннего возраста и играет огромную роль в его духовно-нравственном воспитании.

Публикации по теме:

Обобщенный педагогический опыт Обобщенный педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 82 г. Карталы".

Педагогический опыт Актуальность и перспективность опыта. В настоящее время формирование представлений о воспитании патриотических чувств, становится приоритетным.

Педагогический опыт «Дом, в котором я живу». Чтобы любить Родину, надо знать, за что её любить, надо знать её историю знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания,.

Педагогический опыт «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Педагогический опыт «Использования средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Абрамушкиной Татьяны Николаевны Воспитателя.

Педагогический опыт «Растения — живые существа»Педагогический опыт «Растения — живые существа» МБДОУ детский сад №3 "Колокольчик" Педагогический опыт по теме "Растения- живые существа" Выполнила : воспитатель 2 категории.

Педагогический опыт по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Донщина-Родина моя» В настоящее время чрезвычайно важной задачей в развитии личности дошкольника является приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям,.

Педагогический опыт «зкологическое воспитание дошкольников». Педагогический опыт «Экологическое воспитание дошкольников» По теме «Экологическое воспитание дошкольников» Актуальность. Сегодня, как.

Передовой педагогический опыт по созданию единого образовательного пространства в ДОУ Технология передового опыта Цель: создание единого образовательного пространства. Для реализации вышеуказанной цели я поставила перед собой.

Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке»Мой первый педагогический опыт в «Рябинушке» Я работаю в детском саду "Рябинушка". И так уж вышло, что это именно тот детский сад, который я посещала сама, будучи маленькой девчонкой.

Эссе: «Мой инновационный педагогический опыт» Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Реализация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 23 августа 2015 в 14:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД