Анна Бочарова
Проект математической направленности «Наш веселый Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №14 ГОРОДА КРАСНОАРМЕЙСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ПРОЕКТ
Развитие математических представлений посредством сказкотерапии
«НАШ ВЕСЕЛЫЙ ТЕРЕМОК»
Воспитатель: Бочарова Анна Николаевна
Возраст: дети младших, средних групп детского сада
Продолжительность: 1 месяц- долгосрочный
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в ДОУ.
Предмет исследования – развитие математических способностей у дошкольников.
Публикация «Проект математической направленности „Наш веселый Теремок“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Актуальность проекта : В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. В связи с этим нас заинтересовала проблема : как обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. И необходимым условием качественного обновления общества является умножение его интеллектуального потенциала. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью.
В связи с этим, в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов русских народных и авторских сказок. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей. Русские народные и литературные сказки являются бесценными помощниками при формировании различных математических представлений у дошкольников. Ключом развития математических способностей является организация целенаправленной интеллектуально – познавательной деятельности, и мы пришли к выводу, что именно сказки опираются на поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-либо конкретных знаний и умений.
Рабочая гипотеза:
Предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников посредством сказки в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями (ФГОС)
• Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
• Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.
• Единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
Задачи проекта :
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• увеличение объема внимания и памяти;
• формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
• развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Цели проекта :
1. Повышение у детей младшегодошкольного возраста интереса к математике посредством сказки.
2. Создать условия для развития у детей:
• высокой познавательной мотивации;
• свободной, самостоятельной, активной инициативы в деятельности и в общении;
• чувство собственного достоинства и способность уважать других;
• подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
• обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математики;
• поддержать систему непрерывного образования.
Первый этап — ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
Задачи для детей:
1. Развивать умение слушать сказку, понимать ее, желание быть участником представления.
2. Работать над пониманием речи.
3. Продолжать учить детей выделять категории, обозначать количество предметов словами и цифрами «один», «два», «три».
Задачи для педагогов:
1. Воспитывать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
2. Способствовать развитию связной речи;
3. Формировать умение использовать в повседневной жизни понятия «один», «два», «три», «много»;
Задачи для родителей:
1. Вызвать желание интересоваться тем, что происходит в детском саду.
2. Поддерживать интерес детей.
3. Оказывать посильную помощь в изготовлении атрибутов для сказки.
Второй этап — РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
— Анализ проблемы: наличие материалов, определение уровня знаний детей по данной теме;
— Определение образовательных задач по данному разделу в соответствии со стандартами;
— Определение источников информации;
— Выбор критериев оценки результатов;
— Распределение ролей в команде;
— Определение степени участия специалистов: учителя — логопед, педагога-психолога, музыкального руководителя, форм работы с детьми, родителями, содержание заданий для родителей.
Третий этап — ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
— Проведение различных форм работы с детьми: циклы занятий, игры по подгруппам, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная игровая деятельность;
— Работа с родителями: задания по изготовлению атрибутов;
— Знакомство с проектом на родительском собрании от 22.01.14;
— Изготовление цифр 1,2,3 родителями группы.
Четвертый этап — ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Показ детям сказки «Теремок» на новый математический лад.
Использование цифр в игре — драматизации.
Презентация проекта для педагогов детского сада.
Организованная деятельность
— Игры, упражнения по теме «Один», «Много»
— Серия занятий по теме «Один», «Много»
— Серия занятий по знакомству с цифрами 1, 2, 3.
Совместная деятельность
Чтение музыкальных книжек «Веселые цифры», «Веселые формы», «Посчитаем» Теплюк С. Н., «Посчитаем» С. Станкевич
Слушание музыкальных книжек «Веселые цифры», «Веселые формы»
Самостоятельная деятельность
— Составление разрезных картинок с изображением цифр 1, 2, 3.
— Закрашивание контура цифр 1, 2, 3.
— Изготовление «Теремка»
Игры
1. «Угадай, какой цифры не стало?» — развитие зрительного восприятия, знание цифр 1 и 2.
2. «Найди свой дом»- формирование представления о форме, цвете.
3. «Сколько» — закрепить представление «Один», «два», «много».
4. «Покажи» (с группой предметов) — учить соотносить предметы в пределах 3-х без пересчета.
5. «Покажи» — соотносить количество предметов с количеством пальцев.
Сказка «Теремок» (на новый математический лад)
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю цифра 1 идёт,
Громко песенку поет:
— Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля! Я люблю считать тех, кто 1. У человека одна голова, в небе одно солнышко, на полянке одна елочка. Ой! Один теремок стоит! Сейчас я узнаю, кто в нем живет? Тук-тук-тук! Кто в теремочке живет?
Никто не отвечает. Стала цифра 1 одна в теремке жить. Одна сидит и в окошечко глядит. Грустно, ведь она всего одна!
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю цифра 2 бежит.
Считает и находит 2 гриба, 2 березки, 2 листочка, 2 птички на ветке сидят.
— Ой! Куда идти? Совсем сбилась я с пути!
Видит теремок стоит :
— Тук-тук-тук! Кто в теремочке живет?
Цифра 1 отвечает:
— Я цифра 1, а ты кто?
— А я цифра 2, полюбуйся какова! С полукруглой головой, волочится хвост за мной. Пусти меня в теремок!
— Заходи!
Поселилась цифра 2. Их уже двое. Стало жить веселей.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Цифра 3 шла по тропинке, а в руке ее корзинка. А в корзинке 3 шишки, 3 камушка, 3 орешка. Видит теремок стоит. Постучу. Тук-тук-тук! Кто в теремочке живет?
— Я цифра 1, я цифра 2, а ты кто?
— А я цифра 3. Пустите меня в теремок! Будем вместе жить, я вам считалку расскажу.
— Заходи, рассказывай!
— Слушайте. Едет белка на тележке, продает всем орешки,
Кому 1, кому 2, кому три. Выходи из круга ты!
Стали они жить втроем. Весело живут, в игры играют, песенки поют, остальные цифры в гости ждут!
Презентация по завершению проекта.