Приложение МААМ

Проблема инклюзивного образования

Светлана Рудь
Проблема инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Представленная работа направлена на изучение инклюзивного образования, а также на психолого-педагогическое сопровождение в рамках инклюзивного образования.

В настоящее время сфера образования представляет собой множество приемов, техник, подходов и видов образования. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех. В современном обществе много времени уделяют, на то чтобы образование стало доступным для тех, кто не может по ряду причин посещать обычные образовательные учреждения. Инклюзивное образование – предоставляет возможность получать образование не только здоровым детям, но и детям с различными нарушениями.

Публикация «Проблема инклюзивного образования» размещена в разделах

Проблема состоит в том, что инклюзивное образование поддерживают не все общеобразовательные учреждения, а если в теории инклюзивное образование существует, то на практике инклюзивное образование не всегда является тем, что запланировано по документам. Данная проблема актуальна на сегодняшний день. Только в 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «о правах инвалидов», в одной из статей которой написано, что для инвалидов должна быть предоставлена возможность получения образования на всех уровнях и возможность обучения в течение всей жизни человека. В связи с этим множество ученых психологов, психологов-педагогов направили исследования на улучшение качества инклюзивного образования.

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [8].

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе[2].

Суворов А. В. в своей статье рассуждает об инклюзивном образовании. Он говорит, что Инклюзивное образование нельзя вводить «насильно» и внедрять в его общее образование, не улучшая, а ухудшая условия обучения.

Инклюзивное образование можно включать в образовательный процесс не полностью, чтобы не допустить травмы психики, а постепенно, например, создать условия в детском оздоровительном лагере или площадке.

Инклюзивное образование, достаточно новое направление в образовательном, педагогическом и психологическом плане.

Россия, принимает только одни из первых шагов, по созданию инклюзивных образовательных учреждений, а также меры коррекции обучения детей-инвалидов.

Для выполнения поставленных планов, необходимо обращаться за примерами и помощью к иностранным, зарубежным организациям, чтобы перенять опыт введения и внедрения инклюзивного образования.

Первые шаги инклюзивного образования в России оказались сразу семимильными — безо всякого общественного и профессионального обсуждения. Авторы концепции специально подчеркивают — учиться в обычных школах должны все дети, вне зависимости от "физических, интеллектуальных и других особенностей". Есть и еще одно соображение, добавляющее сомнений: с 1917 года в нашей стране на государственном уровне создавалась система коррекционной педагогики. России в наследство от СССР досталась разветвленная, хорошо отлаженная система образования для детей с различными нарушениями. Она включает в себя подготовку специалистов — педагогов-дефектологов, в том числе логопедов, сурдо-, тифло-, олигофрено-педагогов. Сеть учебных заведений, в которых дети-инвалиды могут получать образование, навыки самостоятельной жизни в обществе, профессию. Специальных школ восемь типов: для слабовидящих, слабослышащих, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью и т. д.

В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.

Роль психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждения с инклюзивным образованием

Для благополучного введения инклюзивного образования в сферу образования России требуется междисциплинарное взаимодействие специалистов, которое приводит для обмена опытом и актуальной информацией. Для того чтобы специалисты стали одной командой, требуется выполнение следующих принципов взаимодействия:

• Признание инклюзии как эффективного пути реабилитации ребёнка с проблемами развития (т. е. единая психолого-педагогическая идеология и стратегия)

• Использование личностно-ориентированных методов взаимодействия с детьми (т. е. общая педагогическая тактика)

• Интерес специалиста к сопредельным дисциплинам, овладение знаниями, методиками смежных наук (т. е. обучаемость, гибкость и готовность к универсализации и новаторству)

• Уважение ко всем членам команды, взаимопонимание, искренность, готовность к взаимопомощи

• Равноправное участие всех членов команды во всём коррекционном и воспитательно-образовательном процессе, ответственность за результаты общей работы

• Чёткое распределение ролей всех членов команды и соблюдение приоритетности их участия в решении конкретных педагогических задач

• Признание и следование этим принципам командной работы является важным условием успешности всей воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Помимо использования технологий единой междисциплинарной технологии взаимодействия необходимо в едином «ключе», всеми специалистами учитывать параметры, в значительной степени определяющие эффективность их деятельности. К ним следует отнести:

• Учет особенностей и уровня развития ребенка, в первую очередь его ресурсных возможностей;

• Приоритетность задач адаптации и социализации;

• Адекватную последовательность «подключения» нужного специалиста к работе с ребенком;

• Согласованность деятельности всех специалистов, использование технологий междисциплинарной деятельности;

• Учет внутригрупповых отношений и их динамики;

• Участие родителей в социализации ребенка и его адаптации, их активное и партнерское взаимодействие со специалистами сопровождения.

Основные аспекты междисциплинарного сопровождения.

Работа по включению детей с выраженными особенностями в развитии (расстройства аутистического спектра, ДЦП, синдромальные нарушения, нарушения зрения и т. п.) в образовательное пространство ДОУ и школ может рассматриваться как бы с трех сторон. Для каждой из этих сторон или плоскостей существуют свои специфические задачи междисциплинарного сопровождения.

Первый аспект: собственно создание единой инклюзивной образовательной «вертикали» в возрастном ее смысле. От включения (интегрирования) «особого» ребенка и его семьи в группы раннего сопровождения (как правило, на базе ППМС-центров (психолого-педагогический медико-социальный центр, ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) и др.) - через систему дошкольных образовательных учреждений, имеющих в своем составе, как интегративные группы, так и группы «Особый ребенок» - к интегративным классам СОШ, а, в идеале, и интегративным группам в учреждениях среднего специального образования. Логика сопровождения в этом случае должна (в четкой зависимости от возраста детей) учитывать и опираться на следующее:

• знание этапов и закономерностей нормативного онтогенеза в различные возрастные периоды;

• понимание психологических и педагогических задач каждого конкретного возраста, а не навязанных социумом нормативов обучения;

• специфику психического развития детей с различными вариантами дизонтогенеза, с опорой на понимание механизмов и причин возникновения этих особенностей;

• знание клинических проявлений того или иного варианта психического дизонтогенеза и возможностей медикаментозной курации;

• учет различных образовательных задач, внутри каждой ступени образования.

• знание этапов и закономерностей развития взаимодействия в детском сообществе в различные возрастные периоды.

В этой плоскости необходима опора на знания методиста образовательного учреждения, педагога и дефектолога, психолога, врача, логопеда, физиолога и даже гигиениста.

Второй аспект развития междисциплинарного взаимодействия, стоящее перед командой сопровождения - задачи организационные – определение последовательности шагов по организации собственно интегративного пространства обучения, воспитания и жизни детей в конкретном образовательном учреждении.

С точки зрения сопровождения «погружения» того или иного образовательного учреждения в интегративное поле, формирование междисциплинарной команды специалистов, действующих в единой стратегии, предупреждения или «купирования» эмоциональных срывов, (преодоления естественных для такой непростой задачи как внедрение интеграции – разногласий) - здесь сопровождение организационных шагов может быть реализовано с использованием социально-психологических практик:

• различного рода тренингов, в том числе, и тренингов командообразования;

• проведения групповых дискуссий;

• проведения фокус-групп;

• работы в профессиональных «мастерских»;

• работы в Баллинтовских группах;

• проведения индивидуальных консультаций

• анализа кейс-случаев.

Очевидно, что среди организационных параметров должны быть описаны и те изменения внутри самого пространства учреждения, без которых практически невозможно реализация интеграции. Здесь имеется в виду создание комфортной и безбарьерной среды – это не только пандусы и лифты, компьютеры и специальные приспособления для детей с двигательными нарушениями, но и игровые «домики» и иные интимные уголки, где ребенок «перегрузившись», мог бы отдохнуть и придти в равновесие и т. п.

Третий аспект – это собственно содержательные аспекты самого процесса инклюзивного воспитания и обучения детей (в широком смысле образования детей). Очевидно, что эта третья сторона в большинстве случаев считается самой главной. Для этой «плоскости» существуют свои задачи сопровождения.

Среди первой из них стоит задача создания команды специалистов различного профиля – педагогов, дефектолога, психолога, логопеда, психиатра, методиста и др. Именно эта команда специалистов чаще всего определяет содержательное поле инклюзии.

Одной из важнейших содержательных задач можно считать задачу комплектации детской группы или класса: какие дети, с какими дефицитами и проблемами и в каком соотношении могут быть интегрированы без риска для нарушения адаптации всех детей или некоторых детей группы (класса). Это задачи деятельности ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).

Среди содержательных задач, которые должны быть решены именно специалистами разного профиля – задача выбора оптимальной последовательности и объема помощи особому ребенку.

Другая содержательная задача - методическая поддержка педагогов и повышение квалификации педагогов и других специалистов для деятельности в условиях единой междисциплинарной команды.

Отдельная методическая работа заключается в преобразовании образовательных программ в работе с особыми детьми.

Совершенно необходимой является и специальным образом построенная терапевтическая работа с родителями, в частности с родительскими ожиданиями. Причем, такую работу ведет не только психолог, но и врач.

Среди содержательных задач в работе с участниками образовательного процесса, в частности в школе – работа со старшеклассниками по формированию толерантного самосознания.

Подобное «трехаспектное» (трехстороннее, видение позволяет очертить ту «точку», «объем», место, которое занимает то или иное образовательное учреждение в пространстве интеграции, и, соответственно, очертить те задачи осуществления междисциплинарного взаимодействия, которые необходимо решить.

Для детей с разными отклонениями требуются разные условия обучения. Всех детей с отклонениями можно распределить по различным категориям, в каждой категории предоставляются индивидуальные способы подготовки к школе, а также дальнейшего обучения.

Работа с детьми – инвалидами каждой категории имеет свои особенности. Поэтому при инклюзивном образовании педагоги, должны обладать психологическим образованием и общими особенностями обучения детей с различными отклонениями и детей – инвалидов.

Дети с отклонениями, нуждаются в постоянном взаимодействии и общении с психологами.

Цель психолога, это прежде всего адаптация ребенка к окружающему миру, к образовательной сфере, в которой он будет получать образование.

Кроме адаптации имеет место быть, коррекция психологического состояния.

А также психолог непосредственно занимается: диагностикой нарушения, коррекцией нарушения, психолого - педагогическим сопровождением ребенка.

Психолого – педагогическое сопровождение - это профессиональная деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок, приходя в школу и погружаясь в школьную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психологического развития.

Методом и идеологией работы психолога является сопровождение. Это означает выстраивание образовательного процесса по следующим позициям:

1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза

2. Создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов.

3. В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения. В процессе решения школьником этих трех задач - образования, социализации и психологического развития.

То же самое можно сказать и в отношении социализирующей среды. Она также должна быть способной приспосабливаться к каждому конкретному ребенку, но не до бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые ребенок должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.

Невозможно предложить один общий алгоритм решения таких конфликтов. В каждом индивидуальном случае он должен решаться с учетом приоритета внутреннего мира ребенка и значения некоторой необходимой и достаточной системы, предъявляемых ему требований со стороны образовательной и нормативной среды. Гарантом справедливого и продуктивного решения является психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого педагоги, психологи, родители и другие взрослые, окружающие ребенка, находят наилучшее сочетание приспособления школьной среды к нему и его к школьной среде.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования :

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

• Каждый человек способен чувствовать и думать.

• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

• Все люди нуждаются друг в друге.

• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основные направления деятельности психолога образовательного учреждения с инклюзивным образованием :

• мерах по первичной, вторичной и третичной профилактике школьной дезадаптации;

• фасилитации перемен в жизни школы, связанных с внедрением инклюзивного образования;

• планирование дальнейшей образовательной траектории, иногда на очень длительный срок;

• индивидуальное и групповое консультирование по психологическим аспектам инклюзивного образования.

Для внедрения инклюзивного образования следует, выполнить следующие требования, которые можно выделить, после теоретического анализа данной проблемы :

1. Создание условий, для обучения детей инвалидов. Введение новых технических средств обучения, а также средств перемещения по учреждению.

2. Повышение компетентности педагогов в сфере обучения учащихся с различными отклонениям.

3. Введение психологической службы в школы с инклюзивным обучением

4. Создание нормативно-правовой базы профессиональной деятельности специалистов

5. Создание условий для посещения родителей уроков со своим ребенком

6. Создание медико – психологической комнаты помощи сотрудникам и учащимся учреждения.

Задачи психологической или психолого – педагогической, медико-социальной службы в образовательных учреждениях с инклюзивным образованием :

1. Управление социально – психологическими рисками, т. е. преодоление инновационных барьеров, консультирование руководителей, а также педагогического состава учреждения, развитие компетенций у преподавателей.

2. Психологическая экспертиза новых программ обучения, технологий, а также методического материала на предмет целесообразности, и психологической безопасности.

3. Проектирование индивидуальных программ обучения, коррекция программ.

4. Сопровождения учащихся в образовательном процессе : психолог – куратор, который ведет «наблюдение» за несколькими детьми, ведет дневник наблюдения, а также оформляет всю нужную документацию, которая связана с заболеванием ребенка и его особенностями развития, обучения и социализации.

Цель психолого – педагогического сопровождения при инклюзивном образовании :

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса и способствование повышению качества и доступности образовательных услуг.

Для достижения данной цели необходимо:

• Психолог – педагог становится стратегическим звеном, определяющим координацию деятельности всех специалистов сопровождения в образовании (социальных педагогов, учителе – логопедов, уполномоченных по правам ребенка, медработников)

• В «поле деятельности» психолога, вовлекается весь педагогический коллектив, а также администрация образовательного учреждения.

• Психолог совместно с администрацией разрабатывает программу деятельности, а также проявляет себя, как представитель администрации учреждения.

• Сотрудничество с другими специалистами в смежных областях знаний

• Сотрудничество со специалистами из других стран, чтобы перенимать опыт и внедрять его с адаптацией в наше обучение

• Создание общей программы для всей страны, под контролем государства

• Создание условий для обучения в школах различных детей, современное оборудование классов, школ

• Обязательное сотрудничество с родителями детей обучающихся в школе с инклюзивным образованием

• Создание медико психолого - педагогической комиссии при поступлении в школу, для выявления нарушений и разработки стратегии коррекции, компенсации процессов

• Разработка специальных программ обучения, которые будут учитывать все особенности данного образования

Литература

1. Абрамова И. В., Пушков И. Е. ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск (статья)

2. Асанова, М. Б. Международная конференция «Проблемы внедрения инклюзивного образования и способы их решения»

3. Банч, Гэри. Включающее образование. Как добиться успеха? / Гэри Банч. М. : Прометей, 2005.

4. Борисова, Н. В. Социальная политика в области инклюзивного образования : контекст либерализации и российские реалии // Журналисследований социальной политики. — 2006. —Т. 4. № 1. — 120 с.

5. Включенное обучение — интеграция — реабилитация: (материалы международной научно-практической конференции). / Под ред. И. В. Первовой. СПб., 2001. - 83 с.

6. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. — №4 -С. 60 - 64.

7. Голованова Е. Н. Казикова Е. П., Роль психолого-педагогической службы в организации инклюзивного образования в школе//https://www.sosh3-gshum.edu.cap.ru/?t=speech&eduid=4680&speech=6593

8. Грибанова, С. В. Психолого-медико-педагогическая комиссия: методические рекомендации по организации деятельности // Школьный психолог. 2002. - С. 25 - 26.

9. Грозная Н. С. От мечты к реальности., Обзор материалов специального выпуска журнала «International Journal of Inclusive Education», 2011

10. Грозная, Н. Развитие инклюзивного образования : международный опыт. 2004 Электронный ресурс. Режим доступа: // https: //www.aro.ru/gate/docf iles/dokladngrozno.doc.

11. Гусева Т. Н. Инклюзивное образование, М. : Школьная книга, 2010

12. Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии

13. Елисеев, A.B. Расстройства психического развития в детско-подростковом возрасте (клинико-динамические и социально-психологически механизмы формирования). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. /A.B. Елисеев.

14. Инклюзивное образование в России, М. : ЮНИСЕФ, 2011.

15. Леско Д., По материалам международной конференции

«Развитие инклюзивных школ в России»

16. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом. 1996 Электронный ресурс. // Альманах ИКП РАО. Режим доступа: https://ise.edu.mhost.rU/almanah/books/specobr/0.htm.

17. Малофеев, H.H." Базовые модели интегративного обучения

18. Малофеев, Н. Д. Шматко Н. Д. // Дефектология. 2008. - №1. - С. 71 -78.

19. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Состав. JI.M. Шипицина. — СПб. : Международныйуниверситет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997. — 256 с

20. Образовательная программа ФГОС

21. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. М. : Педагогика, 1983. С. 34 - 49.

22. Романов, П. В Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости / П. В. Романов., Е. Р Ярская-Смирнова //

23. Сабельникова С. И., Дети с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях… .// https://edu.resobr.ru/

24. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Междисциплинарное взаимодействие специалистов инклюзивного образования// https://www.f-nashideti.ru/inklusiya/182-mezhdisciplin.html

25. Сергеева, Т. А. Школа-центр интегрированного обучения и диагностики новый тип педагогического заведения для детей с отклонениям в развитии// Дефектология. - 1993. - №5. - С. 58 - 59.

26. Чепель Т. Л., Роль и место психологической службы в инновационных образовательных процессах. // https://concord.websib.ru/page.php?article=89&item=2

27. Что такое инклюзивное (включающее) образование? электронный ресурс. • По материалам Альянса правозащитных организаций "Спасите детей". — Режим доступа: http// www/Save the children Copyright © 2008 ГОУ СОШ №1299 г. Москва.

28. Шмидт, В. Социальная эксклюзия и инклюзия в образовании. Электронный ресурс. : электронная версия учебно-методического пособия/ В. Шмидт. Режим доступа: http// www/socpolitika/ru/rus/socialpolicyreserch 1349/ dokument360/shtml.//

29. Ярская-Смирнова, Е. Р. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых //Социологические исследования. — 1999. № 4. — С. 38 — 45.

30. Ярская-Смирнова, Е. Р. Инклюзивное образование детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова// Социологические исследования. — 2003. №5. - С. 100 - 113.

Публикации по теме:

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Аналитическая справка о проведении Недели инклюзивного образования.Аналитическая справка о проведении Недели инклюзивного образования. Аналитическая справка по итогам проведения недели инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» На основании письма отдела.

Фотоотчёт о проведении Недели инклюзивного образованияФотоотчёт о проведении Недели инклюзивного образования В нашем Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Майский детский сад "Солнышко" с 04 по 08 апреля 2016 года прошла Неделя инклюзивного.

Неделя инклюзивного образования «Разные возможности-равные права»Неделя инклюзивного образования «Разные возможности-равные права» На основании письма отдела образования администрации Советского района от 01.04.2016г № 90 в период с 05.04.2016 г. по 12.04.2016г. в муниципальном.

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Отчёт о проведении недели инклюзивного образования в средней группеОтчёт о проведении недели инклюзивного образования в средней группе С 11 апреля по 15 апреля в МБДОУ «Детский сад «Родничок» была проведена неделя инклюзивного образования. Отчёт о проведении недели инклюзивного.

План работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУПлан работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУ План проведения Недели инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» в МБДОУ № Название Форма проведения 1.«Что такое инклюзивное.

Специфика работы-учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования Специфика работы учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования. [/u][/b]Одним из актуальных направлений развития системы образования.

Проблемы инклюзивного образования в детском саду Статья Степанишина Ирина Павловна ГБДОУ ЦРР детский сад№23 г. Санкт-Петербург Проблемы инклюзивного образования в детском саду Проблема.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблема инклюзивного образования
Опубликовано: 3 октября 2016 в 15:03
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема инклюзивного образования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рудь (УИ 822056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД