Светлана Бахман
Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе «В стране Грамотеев»
▼ Скачать + Заказать документы
Бахман Светлана Яковлевна г. Барнаул
Программные задачи :
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь,
её интонационную выразительность;
- Активизировать мышление с помощью развивающих, дидактических игр;
- Создать у детей эмоционально – позитивный настрой.
Предварительная работа:
- Знакомство с гласными звуками;
- Знакомство с твёрдыми и мягкими согласными;
- Знакомство со звукобуквенным анализом слов;
- Составление из слов предложения
Публикация «Открытое занятие по обучению грамоте в старшей группе „В стране Грамотеев“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Деление слов на слоги.
Материал:
- Звуковички;
- Звёздочки с буквами А, З, Б, У, К, А ;
- Аудикикасета с записью голосов птиц;
- Цветы;
- Азбука;
- Буквы;
- Картинки: трава, полянка, лес, жук, цветы, мухи, комары, птицы, грибы, небо, солнце;
- Знаки (вопросительный, восклицательный и точка).
Литература:
- Журова Л. Е. БаренцоваН. С. «Обучение дошкольников грамоте» М. ,1994г.
- Логинова В. И. «Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» СПб; 2002г.
- Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок» М. ,1988г.
- Сохин Ф. А. «Развитие речи детей дошкольного возраста» М. ,1976г.
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду» М. ,1998г.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята! Сегодня я приглашаю вас в страну «Грамотеев», где живут Звуковички: Тим, Том и Тям! Они потеряли, где их дом и просят нас им помочь. Поможем? За это они дадут звёздочки с буквами, и мы сможем составить слово и узнать, где они живут.
Для того чтобы попасть в страну Грамотеев, нужно вспомнить и рассказать всё, что мы знаем о звуках. Готовы?
Давайте немного отдохнём перед дальним путешествием.
Настрой «Пора вставать!»
Воспитатель: «Мои детки, мои детки,
Мои детки крепко спят,
Мои детки, мои детки,
Потихонечку сопят!
Вот так!»
Дети: «Хо-о-о-оооооооо!»
Воспитатель: «Солнце встало! Хватить спать!
Хватить спать! Пора вставать!»
(дети просыпаются и, встав на носки и подняв руки, вверх делают вздох, затем быстро опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох- 2-3 раза).
Воспитатель: «Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!»
Дети: «Солнце встало! Хватить спать!
Хватить спать! Пора вставать!
Здравствуйте!»
(дети выстраиваются в круг и, поворачиваясь, друг к другу говорят)
«Не сердись! Улыбнись!
Не сердись! Улыбнись!»
Посмотрите, нас встречают Тим, Том и Тям! Давайте поздороваемся с ними и отправимся искать их домик.
Воспитатель:
Ребята! Мы с вами в течение года честно трудились, учились правильно произносить звуки, делить слова на слоги, красиво строить предложения.
Никита Быков прочтё т нам стихотворение:
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Воспитатель:
Подумайте и скажите, какие бывают звуки? (гласные и согласные).
Какие бывают согласные? (твёрдые и мягкие).
Каким цветом обозначают гласные звуки? (красным).
Каким цветом обозначают твёрдые согласные звуки? (синим).
Каким цветом обозначают мягкие согласные звуки? (зелёным).
Вы справились с первым заданием, и получаете за это звёздочку(1)
Сейчас мы с вами разделимся на две команды. В команде каждый получит по одной букве.
Задание:
Нужно положить буквы к своему звуковичку, Посмотрим, как вы справитесь с этим заданием (дети выполняют задание).
Молодцы! Выполнили задание верно, и каждая команда получает по звёздочке. (2)
Воспитатель:
Давайте продолжим наше путешествие, а чтобы не было скучно -
Ира Коглер прочтё т стихотворение:
Солнце светит спозаранку,
Всей земле привет несёт!
Мы выходим на полянку,
Ручеёк в лесу поёт.
Тёплый ветер гладит кожу,
Лес шумит густой листвой
Птицы рады нашей встрече,
Рады вместе с нами петь!
Воспитатель:
Ой! Ребята! Где это мы с вами очутились?
Дети:
На красивой лесной полянке.
Воспитатель:
Да, это очень красивая лесная полянка. Давайте присядем, и немножко отдохнём, полюбуемся красивыми цветами, послушаем пение птиц, (слушаем кассету с записью голосов птиц).
Воспитатель:
Ребята! Я знаю интересную игру, она называется:
«Слово на ладошке»
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
Давайте найдём и назовём слова на полянке, (цветы, трава, воздух, птицы, солнце, деревья, грибы, мошки, жучки, тропинка, небо….).
Звуковичкам понравился наш ответ, и мы получаем звёздочку. (1)
Воспитатель:
С какого звука начинается слово – солнце, небо, жук, (показ картинки)
На каком месте находится звук Р в слове ТРАВА, звук о в слове небо (показ картинки).
Сколько слогов в слове трава, по-ля-на, лес, (показ картинки).
Назовите гласные звуки в словах жук, лес, (показ картинки).
Вот, ребята, мы с вами заработали ещё одну звёздочку. (1)
Воспитатель:
Какие бывают предложения? (вопросительные, восклицательные и повествовательные).
Какие знаки в предложении
- в вопросительном, (показ вопросительный знак);
- в восклицательном, (показ восклицательного знака);
- в повествовательном, (показ точку);
Давай мы составим предложение со словом ЛЕС, используя знаки препинания.
(Дети составляют предложения со словом лес и знаками.).
Звуковички дают ещё одну звёздочку. (1)
Воспитатель:
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы с вами выполнили все задания звуковичков, получили в награду звёздочки с буквами. Давайте выложим из них слово, и узнаем домик, в котором живут звуковички.
Дети выкладывают слово АЗБУКА.
Ребята! За то, что мы помогли звуковичкам найти их домик, они дарят нам эти книги, чтобы мы могли научиться читать.
Воспитатель показывает книжки – азбуку,букварь.
Егор Дворецкий прочтё т стихотворение:
Борис Заходер
Тридцать две родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы.
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
З, И, К. Л. М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я
Вот и все мои друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
На этом наше путешествие заканчивается, и мы с вами возвращаемся в детский сад.