Алла Сухарева
Конспект интегрированного логопедического занятия «Валенки, да валенки»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ интегрированного логопедического занятия
«Валенки, да валенки…»
Цель: Обогащение знаний детей о русской народной зимней обуви – валенках, истории и этапах изготовления, их полезных свойствах.
Коррекционно-образовательные: упражнять в образовании притяжательных прилагательных. Развивать связную речь, используя схемы, пиктограммы, мнемотаблицы.
Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия „Валенки, да валенки“» размещена в разделах
- Валенки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Коррекционно-развивающие: Развивать мышление, внимание, память, уметь делать выводы из опытно-исследовательской деятельности.
Развивать графические навыки.
Коррекционно-воспитательные: Приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой талантливый народ, желание приобщиться к старинному ремеслу.
Учить договариваться и взаимодействовать.
Оборудование: Аудиозапись русской народной музыки. Предметные картинки (или на слайде презентации) : шуба, резиновые сапоги, валенки, сандалии, осенние сапоги на каблуках. Макет деревянной избушки. Листы бумаги с шаблоном в виде валенка для творческой работы. Пара валенок такого размера, чтобы подошло всем детям. Детская обувь (сапог и валенок, 2 банки с теплой водой. Магнитная доска, маркер. Медиасистема.
Ход.
Дети входят в зал. Звучит русская народная музыка.
Логопед : Мы пришли в гости к Старичку – Лесовичку! Где же он? (выглядывает дед – Лесовичок).
Лесовичок: Что такое, не пойму, и тут нет, и здесь нет, и даже под столом нет…. Куда же я их подевал? В чем теперь я буду обходить свои владения? Ой, беда, беда…
Логопед : Лесовичок, что за беда у тебя случилась?
Лесовичок: Эх! Я кое-что потерял (задумался). Отгадав мою загадку, вы поймёте, что у меня пропало.
На доске картинки (или слайд презентации) с изображением шубы, резиновых сапог, валенок, сандалий, осенних сапог на каблуках. Итак, то, о чём мы поговорим, НЕ одежда (дети исключают картинку с изображением шубы). Эти предмет НЕ резиновые (исключают картинку изображением резиновых сапог, НЕ летняя обувь (исключают сандалии, и БЕЗ каблука.
Дети: Это валенки!
Лесовичок: А вообще и не беда это вовсе! У меня тут другая обувь завалялась (достаёт кеды). Вот! В них теперь ходить буду! Они и помоднее и покрасивее каких-то валенок.
Логопед : Что ты, дедушка! Разве можно валенки поменять на кеды? Лесовичок: Ребята, а вы знаете ещё что-нибудь о валенках, кроме того, что это зимняя обувь? (Ответы детей)
(Подходит к сундуку, достает и надевает валенки)
Тогда слушайте. Я расскажу вам об этом промысле. (Дети садятся на стульчики.)
Лесовичок : Ребята, валенки – это обувь, полностью сделанная из натуральной шерсти. Делают их из овечьей шерсти. Валенки носят зимой, а когда сыро, то на них надевают галоши, которые защищают сами валенки и ноги человека. Валяные сапоги или валенки – изобретение сравнительно недавнее, ему всего около двухсот лет. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии. Считается, что эти войлочные сапоги – исконно русская обувь. На Руси валенки носили только богатые крестьяне, потому что стоили они довольно дорого. Семья, в которой были хоть одни валенки, считалась богатой. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Из овечьей шерсти катают валенки трёх цветов : черные, серые и белые.
С овечек состригают шерсть и перерабатывают её. Затем обрабатывают шерсть кипятком, паром, дымом, сбивают в общую массу – войлок, а потом катают. Сначала его катают на столе, а завершают на колодке нужного размера.
Логопед : Итак, что же нужно сделать вначале,чтобы появились валенки?
(Логопед задает вопросы, дети отвечают самостоятельно или с его помощью, на доске появляется последовательность действий изготовления валенок с помощью заранее подготовленных пиктограмм)
Дети: Состричь шерсть с овечки, барана (пиктограмма 1)
Логопед. Что делают с шерстью?
Дети: Её теребят, валяют, утрамбовывают таким образом, чтобы она свалялась, стала плотной.
Логопед. Да, получается войлок (пиктограмма 2)
Логопед : Что мастер делает дальше?
Дети. Делает ОГРОМНУЮ заготовку валенка. Его пропускают через пар, поливают горячей водой, он становиться меньше.
Логопед. Верно (пиктограмма 3)
Логопед : Что происходит с валенком дальше?
Дети: Затем натягивают на колодки, формируют носок и пятку. На колодках валенки отбивают деревянной колотушкой (пиктограмма 4)
Логопед : Что делают в конце с почти готовым валенком?
Дети: Почти готовые валенки ещё раз просушивают, могут украсить (пиктограмма 5)
Расшифровка пиктограмм.
1. Вначале состригают шерсть с животного, очищают ее.
2. Затем формируют «полотно», свойлачивают, долго катают специальным инструментом – скалкой. В результате получается плотный материал – войлок.
3. Формируют гигантский валенок – полувалок, который подвергают тепловой, паровой обработке. В результате он дает усадку, т. е. становится гораздо меньше.
4. Валенок насаживают на деревянные колодки и отбивают до нужного размера.
5. Почти готовые валенки ещё раз просушивают, иногда украшают.
1-2 ребенка самостоятельно рассказывают об изготовлении валенок.
Лесовичок: Ох, как же я устал! (потягивается)
Логопед : Ребята, и правда, мы тоже засиделись, давайте немного разомнемся и поиграем.
Физминутка. Дети вставают в круг. Один ребенок в валенке ходит вокруг детей, а другой носит на руке. Незаметно кладет валенок позади одного из детей. Тот замечает валенок, надевает его и догоняет водящего. Если догонит, то становится ведущим.
Логопед : (образование относительных прилагательных)
Ребята, но оказывается для изготовления валенок можно взять не только овечью шерсть, но и шерсть других животных. Подумайте, шерсть ещё каких животных подойдет для валенок и как она будет называться.
у верблюда- …верблюжья,
у собаки - …собачья)
у козы - …козья).
Лесовичок: А какую обувь носим мы с вами зимой? (Сапоги). Давайте сравним Валенки и Сапоги.
Логопед проводит опыт. (Опытно – экспериментальная деятельность.)
– А сейчас мы проведём главный эксперимент и выясним, что же лучше носить в мороз сапоги или валенки? Как вы думаете? - Я налью в две баночки тёплой воды. Одну баночку поставим в сапог, а другую в валенок и вынесу на улицу. Потом мы узнаем, что же у нас получится.
Лесовичок: Ребята, а какую пользу приносят валенки людям, чем они могут служить?
А еще ребята, валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь. Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага. Даже цари и царицы любили носить валенки. Старые валенки не выбрасывали. Их ставили в огороде, под куст. Шмели в них делали домики и на следующий год люди получали хороший урожай. А на севере, в чукотских деревнях, валенки использовали в качестве почтовых ящиков. Приколачивали к двери, мелом малевали “Для писем и газет” и спокойно ждали почтальона. А в российских деревнях валенки использовались в качестве подушки, А что- штука теплая. Не очень мягкая,не очень твердая, в самый раз. В наволочку засунул и спи себе на полатях.
Дети: Они будут и лекарством, и подушкой, и даже местом для хранения каких-то предметов.
Логопед :А теперь давайте вернёмся к эксперименту. Достанем баночки и посмотрим, что же получилось. Потрогайте баночку из сапога и баночку из валенка. Что мы можем сказать? (В сапоге вода остыла, а в валенке тёплая). Вывод: валенок лучше, дольше держит тепло, чем сапог. Поэтому зимой в морозы лучше носить валенки.
Логопед : Сколько же мы узнали о валенках! Теперь, ребята, мы составим рассказ о валенках, используя таблицу с опорными символами, значками.
Логопед вместе с детьми разбирает значение каждой из пиктограмм, и 2-3 ребенка составляют рассказ о валенках.
1. Что это?
2. Как изготавливают валенки?
3. Какого цвета они бывают?
4. Какой величины?
5. Какой формы?
6. Кому необходимы валенки, людям каких профессий?
7. Какая польза от валенок?
8. Какие песни сложены про валенки?
9. В каких сказках и произведениях они встречаются?
10. Какие сказочные герои их носили?
Загадки:
1. Не ботинки, не сапожки
Но их тоже носят ножки
В них мы бегаем зимой-
Утром – в садик
Днем-домой
2. Весь в шерсти, а кожи нет
3. Треплют, катают, а зимой таскают.
Пословицы:
С умного по шерстинки – дураку валенки.
Сани и валенки готовь с лета.
Прост,как сибирский валенок.
Кто раньше встал, тот и валенки одел!
Логопед : Сколько же мы узнали о валенках! Но у нас есть шаблоны валенок, и мы сейчас их дорисуем таким образом, чтобы из валенка получилось что-то другое, возможно смешное: животное, сказочный герой, предмет и т. д.
(Игра на развитие воображения и творческих способностей «Вот так валенок!») Затем мы их подарим нашему Лесовичку, чтобы он вспоминал о нас и у него было хорошее настроение.
Логопед : Ребята, мы познакомились с историей валенка. Благодарю за активное участие.
Дети дарят Лесовичку свои «веселые» валенки. Лесовичок фотографируется вместе с детьми и их подарками.