юлия решетова
Вариативность развивающей предметно — пространственной среды старшей группы компенсирующей направленности.
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда – это окружающее ребенка образовательное пространство (пространство Организации, Группы, территории, прилегающей к ней или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы и содержащее материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста. (слайд2)
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Она должна быть:
Содержательно-насыщенной
Публикация «Вариативность развивающей предметно — пространственной среды старшей группы компенсирующей направленности,» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Темочки
Трансформируемой
Полифункциональной
Вариативной
Доступной
Безопасной. (слайд 3)
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
• реализацию различных образовательных программ,
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия,
• возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,
• двигательную активность детей,
• возможность для уединения,
• возрастные особенности детей,
• национально-культурные и климатические условия
Подробнее остановимся на ВАРИАТИВНОСТИ развивающей среды.
Согласно ФГОС дошкольного образования вариативность – одна из важнейших характеристик развивающей предметно – пространственной среды, которая предполагает наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. (слайд 4)
Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установление такой связи между пространствами, «когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы» (большой энциклопедический словарь). В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения.
Вариативность среды предполагает :
• наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. (слайд 5)
При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, мы учитывали следующие факторы:
-возрастные особенности каждого этапа дошкольного детства (есть существенные различия ряда характеристик от младшего дошкольного к старшему дошкольному возрасту);
-особенности развития игровой деятельности (каждый этап этого процесса имеет свою специфику);
-скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка (резкое изменение социальной ситуации требует обновления элементов среды);
-особенности контингента детей группы (сфера интересов и потребностей каждого ребенка, типологические и полоролевые различия детей);
-специфика педагогических задач в тот или иной период (программные задачи в рамках инновационной деятельности);
-особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы (руководство игрой, управление детской активностью, характер взаимодействия с дошкольниками).
Каждый из этих факторов имеет решающее значение при создании вариативной, преемственной от группы к группе развивающей среды в ДОО.
Вариативность развивающей среды нашей группы обеспечена за счет включения в «традиционную предметную среду» (наличие уголков, закрепленных зон и т. п.) дополнительных элементов или схем ее организации, реализуемых в рамках педагогических систем, получивших мировое признание и многолетнюю апробацию в практике дошкольного образования. Подобные системы представлены педагогическими зарубежными концепциями, например, М. Монтессори, Ф. Фребеля, Р. Штайнера (Вальдорфская педагогика, а также отечественными – М. Н. Поляковой, Н. М. Крыловой, Н. А. Коротковой, Т. Н. Дороновой и др.
В нашей группе, мы применили разработанную Н. А. Коротковой и Т. Н. Дороновой рамочную конструкцию целостной полифункциональной предметно – пространственной среды групп старшего дошкольного возраста. Развивающая среда в нашей группе предусматривает три сектора :
Активный, спокойный и рабочий. (слайд 6)
(слайд 7)
Активный сектор, включающий в себя:
- центр сюжетно – ролевых игр (слайд 7)
- центр двигательной деятельности (слайд 8)
- центр конструирования (слайд 9)
- центр музыкальный (слайд 10)
- театрализованной деятельности (слайд 11)
Спокойный сектор:
- уголок художественной литературы (слайд 12)
- уголок уединения «Разноцветный зонтик» (слайд 13)
- уголок природы (слайд 14)
Рабочий сектор:
-центр познавательной и исследовательской деятельности (слайд 15)
- центр продуктивной и творческой деятельности (слайд 16)
- речевой уголок «В гостях у Говоруши» (слайд 17)
Требование вариативности в этой концепции обеспечивается трансформацией пространства и наполнением зон, их расширением или удалением при необходимости.
Также в группе есть материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре, что способствует гендерному воспитанию детей. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда в нашей группе становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда нашей группы является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.