Людмила Ярошенко
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедия. Индивидуальное нарушение речи
ЦЕЛИ: учить правильно произносить звук [Р].
Задачи:
Воспитательные:
-воспитывать организованность, самостоятельность;
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Образовательные:
- уточнить артикуляцию звука [Р], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;
- учить точно и полно отвечать на вопросы;
- развивать умение удерживать артикуляционную позу,
Публикация «Конспект логопедического занятия „Постановка звука [р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Развивающие:
- развивать слуховое внимание, слуховую память, мелкую моторику.
Оборудование:
зеркало, картинки артикуляционных упражнений, игрушка «Щенок», игрушка «Тигр»,картинки с изображением трактора, разрезанная картинка «зоопарка с изображением животных», счетные палочки.
I. Организационный момент.
-Здравствуй! - Сегодня я хочу познакомить тебя с маленьким щенком. Он пришел за помощью,он учится рычать. Ты тоже учишься правильно произносить звук [Р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!
II.Тема занятия :
-Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук [Р].
III. Основная часть
а.) Артикуляционная гимнастика
Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи щенку, какие упражнения для этого нужно выполнить. Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия
-упражнений для язычка: «вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу.
«чистим зубки»
Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить»поочередно нижние,верхние зубы.
«Лошадка»
Вытянуть чубы, приоткрыть рот поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
«Барабан»
Улыбнуться, открыть рот кончик языка за верхними зубами»дэ-дэ-дэ».
- упражнения для воздушной струи:
-Полетим на воздушном шаре. Подуем, чтобы он полетел.
Сделаем вдох и плавный медленный выдох.
-Упр. Для щек:
-Надуем щечки, как шарик.
Шарик сдулся (втянули щечки)
б.) Звукопостановка
- Давай немного погуляем вместе со щенком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажи щенку, как работает трактор, а я тебе помогу.
Уточнение артикуляции.
– Сейчас мы рассмотрим положение языка, губ, зубов при произношении звука[ Р].
– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.
– Зубки: тоже открыты, между верхними и нижними зубами небольшое расстояние. Кончик языка поднят к верхним зубам.
-Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла по середине языка.
– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.
-Отремонтировал водитель машину и завел. Покажи щенку, как он это сделал
Используется приём постановки звука от звука [Д].
Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.
-Молодец!
в.) Физ минутка:
Щенок нес тебе картинку, споткнулся упал картинка рассыпалась, помоги собрать картинку.
г.) Игра на закрепление артикуляционной позы.
-Щенок оказался в зоопарке. Слышит громкое, сердитое рычание.
Помоги ему определить, кто из этих животных так рычит. Покажи и назови это животное. Ребенок выполняет.
тигр рычит громко, сердито. Ребенок длительно произносят звук [Р], подражая рычанию тигра.
Логопед спрашивает :
-«Где был язык, когда мы произносили звук [Р]? («Язык был у бугорков, за верхними зубами».). Что делает язык, когда мы произносим звук [Р ](«Язык пляшет -дрожит».) А как рычит тигр? («Тигр рычит сердито».) Правильно, когда мы произносим звук [Р], широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы и там дрожит».
д.) Тигр рычит, потому что ему нужна новая клетка. Построй ему новую, удобную, просторную клетку с помощью палочек.
Ребенок выкладывает изображение клетки из счетных палочек.
Рад тигр новой клетке и довольно рычит.
-Как рычит довольный тигр?
IV. Итог занятия.
-Щенок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты учился произносить звук [Р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается. Ребенок выполняет.
- Молодец!