Шоёнова Виктория
Сценарий викторины-игры «Хочу знать об обитателях Байкала»
▼ Скачать + Заказать документы
Викторина – игра «Хочу знать об обитателях Байкала»
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей об озере Байкал и их обитателях, правилах поведения в природе.
Задачи:
• Активизировать словарь по теме игры;
• Совершенствовать грамматический строй речи.
• Закрепить знания детей о животных озера Байкал;
• Закрепить правила поведения в природе; сформировать интерес у детей к путешествиям; расширить кругозор;
Публикация «Сценарий викторины-игры „Хочу знать об обитателях Байкала“» размещена в разделах
- Байкал, озеро
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
• Продолжать развивать диалогическую речь; навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности; умение отгадывать загадки;
• Повышать двигательную активность.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций книг и альбомов; беседы о природе родного края, оформление в группе уголка «Байкал – жемчужина Сибири».
Используемые материалы и оборудования: картинка с изображением нерпёнка, слайд озеро Байкал, слайды с изображением животных, птиц, 2 длинные верёвки, карандаш 2 шт., 2 рыбки, таз 2шт., кораблики 10 штук из бумаги, длинная палочка, кегли, кубики, бумага, проектор, ноутбук.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, живёт на свете один не послушный нерпёнок, который никак не хочет слушаться маму. Маме нерпе очень стыдно, что его малыш ничего не знает о своём же доме, где он живет, кто там живёт. Как вы думаете о каком доме идёт речь?
Дети: об озере
Воспитатель: как называется это озеро?
Дети: Байкал
Воспитатель: Ребята, давайте поможем маме, чтоб не стыдно было за малыша и всё ему расскажем и покажем в каком уникальном озере он живёт.
Воспитатель: А для начала прочитаем стихотворение про Байкал
«Наше озеро-Байкал» (2 ребёнка читают стихотворение) (Слайд Байкала)
Блиц опрос
1. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал)
2. Сколько рек, речушек впадает в озеро Байкал? (336)
3. Какая единственная река вытекает из Байкала? (Ангара)
4. Какая самая ценная рыба обитает в Байкале? (омуль)
5. Какие ещё рыбы водятся в Байкале? (хариус, сиг, щука, ленок, елец, осётр, окунь)
6. Назови млекопитающее животное из семейства морских котиков, которое обитает только в Байкале. (Нерпа)
7. Как называется детёныш нерпы? (Белёк)
8. Какие ветры дуют на Байкале осенью? Назови их. (култук, баргузин, верховик, сарма)
9. Как называют живородящую рыбку? (голомянка)
10. Как называется эндемик, который фильтруют воду Байкала? (рачки эпишура)
11. Покажи из трёх вариантов как выглядит Байкал на карте мира.
12. Назови редких животных, которые вошли в Красную книгу, обитающие вокруг Байкала.
Воспитатель: А сейчас для нашего нерпёнка наши дети прочитают стихотворения про эндемиков нашего озера Байкал. Пусть он знает с кем живет в озере.
1 ребёнок
Омуль, вкусная рыбёшка,
Вот бы съесть его с картошкой,
Омуль водится в Байкале –
Нам поймать его едва ли.
Он ныряет глубоко –
Не поймать его легко,
Но мы ловко на живца
Всё ж поймаем молодца…
2 ребёнок
Я рыбка Голомянка, в Байкале я живу,
Поймать меня не просто, я резво уплыву!
Байкальская водица холодная всегда,
Я состою из жира, мне холод не беда!
Наряд мой: с перламутром чуть розоватый цвет,
Красивей и счастливей в Байкале рыбки нет!
Мы рыбки-голомянки прозрачны и нежны,
Мы просто одиночки, нам стаи не нужны!
3 ребёнок
Рыба крупная икру
Мечет рано по утру.
До чего ж черна икра
У красавца осетра!
4 ребёнок
Байкальская нерпа
Снегов не боится,
За рыбой под лёд
На глубину она мчится.
Поймает рыбёшку
И деткам несёт,
От голода деток
Рыбка спасёт.
А глазки у нерпы
Красивы, печальны
О чём же грустит
Этот милый зверёк?
А может он о море мечтает,
Но в пресной воде. только нерпа живёт.
Так пусть же у нас на Байкале
5 ребёнок
Хоть не всякий здесь бывал,
Каждому знаком Байкал.
Чудо редкое природы —
Бриллиантовые воды!
В нём живёт один рачок,
Что совсем не простачок!
Воду чистить от «бодяги» —
Стало миссией трудяги!
Чисто озеро Байкал —
Знают те, кто тут бывал.
В том заслуга эпишуры:
Он — здесь главная фигура!
Веслоногий тот рачок,
Хоть в делах не одинок,
Главную несёт нагрузку
Чтоб не дать в нём грязи спуску!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, что делают люди, которые живут рядом с озером или рекой? (плавают, рыбачат)
Соревнование «Кто вперед вытащит сеть»
Есть рыбаки, которые ловят много рыбы с помощью сетей. И сейчас разделимся на 2 команды и будем соревноваться в умении как можно быстрее вытащить сеть из воды. Дети соревнуются в ловкости и быстроте накручивания ленты на карандаш. (на кончике ленты прицеплена игрушка рыбка). Побеждает та команда кто справился с заданием быстрее.
Включается звук шторма.
Воспитатель: Ой, ребята, что-то холодно становится на Байкале, начинаются ветра. Давайте вспомним и расскажем нашему нерпёнку, что с наступлением холодов дуют ветра на озере Байкал. Как же они называются? (култук, верховик, баргузин, сарма)
Проводится игра «Ветры Байкала»
В тазике налита вода. Мы представляем, что мы «ветры». Будем создавать шторм: кто-то будет мутить воду палочкой, а кто-то — дуть на воду. Итак, опускаем кораблики на воду и начинаем.
Воспитатель: Ребята, конечно нерпёнку важно знать об обитателях в озере, но и нужно знать о тех, кто живёт вокруг Байкала-это животные и птицы.
1. Его называют горным волком.
По внешнему виду напоминает лису, шакала, волка одновременно. (Красный волк)
2. Он рыболов из семейства орлов,
И белохвост он, и белоголов,
И белоплечий у хищника клан,
Как называется птица? (Орлан).
3. Эта птица любит море.
Жить привыкла на просторе.
В море синее нырнет –
Рыбку в клюве принесет.
Что за птица? Угадай-ка!
Знают все, кто это. (Чайка)
4. Прекрасная птица, царь облаков.
Он хищник, который к охоте готов:
С большой высоты, вдруг добычу заметит,
Бросается вниз быстрее, чем ветер. (Орёл степной)
5. Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец.. (СОБОЛЬ)
6. Милый котик, пушистый такой,
Безобидный на вид и не злой.
Жертв не мало злодей обманул,
Растерзал птиц и мышек (Манул.)
7. Кисточки-уши и лапы мохнаты,
Мощные челюсти, словно захваты.
Тёплая шкура, пятниста немного,
Слух очень чуткий и острое око.
Звук или шорох отчётливо слышит
Бойтесь олени, лисицы и мыши
След обнаружит, как тень подкрадётся
Как эта дикая кошка зовётся (Рысь).
8. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (лось)
Воспитатель:
Не обижайте, люди, море!
Байкал ведь тоже хочет жить:
Играть волной, с ветрами споря,
И людям преданно служить!
Беречь Байкал-святое дело :
Его судьба у нас в руках!
Сама природа нам велела
Чтоб жил Байкал родной в веках!
Воспитатель: Чтоб сохранить озеро Байкал чистым, что мы должны делать?
Дети: не мусорить, убирать за собой, быть аккуратными и соблюдать правила поведения в общественных местах.
Воспитатель: Отдыхая на природе, многие люди забывает ее беречь и убирать за собой мусор. И сейчас мы устроим субботник на Байкале, чтоб наш нерпёнок тоже об этом знал, что мусорить нельзя!
Игра «Экологический десант»
Каждая команда собирает только один вид «мусора». Детям даем мешки для мусора по одному для каждой команды. Предлагается очистить природу Байкала от мусора. Побеждает, та команда, которая быстрее справится с заданием.
Воспитатель: Молодцы! Очень много интересного и полезного сегодня узнал наш малыш нерпёнок с помощью ваших знаний про Байкал. Надеюсь, что дальше он захочет ещё больше узнавать и интересоваться об окружающем мире и не расстраивать маму.
Итог занятия
А вам, ребята понравилось наше занятие? Что именно понравилось? Что показалось на ваш взгляд труднее?