Гумина Елена
Виртуальное общение: плюсы и минусы
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальное общение
Общение современного школьника и дошкольника со сверстниками нередко проходит в социальных сетях. Сегодняшние дети 3-4 лет умеют пользоваться мобильными телефонами и компьютерами. Ребенок 6-7 лет, имеющий аккаунты — обычное для наших дней явление. Единого мнения о том, является ли развитие коммуникативных способностей у дошкольников в интернете злом или благом, не существует. Виртуальная коммуникация появилась сравнительно недавно и развивается быстрыми темпами. Современные педагоги-исследователи еще не сделали объективных выводов. Найти же необходимую информацию в педагогических пособиях советских ученых по понятным причинам невозможно.
Публикация «Виртуальное общение: плюсы и минусы» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
Диагностика коммуникативных способностей мальчиков и девочек, проводящих много времени в сети, показывает, что у таких детей есть некоторые отклонения в психическом развитии. Словарный запас любителя посещать страницы в социальных сетях более скудный. Специфика виртуального общения :
1. В сети люди выглядят значительно лучше чем, в реальной жизни. Отсутствие прямого контакта с собеседниками раскрепощает. Вместо настоящей фотографии можно вставить чужую. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста происходит с вымышленным персонажем. Желание выглядеть «круто» заставляет дошкольника также превратиться в вымышленного героя. Он реализует свою потребность в общении, при этом не получает верного представления о том, что же такое настоящее общение.
2. В виртуальном диалоге отсутствует эмотивный компонент, что мешает нормальному развитию навыков общения у детей дошкольного возраста. Выражение эмоций — неотъемлемая составляющая коммуникации. В интернете настоящие чувства заменяются смайлами, с помощью которых можно передать любую эмоцию, обмануть собеседника. Скрыть подлинные чувства в реальном общении намного сложнее.
3. Виртуальное общение слишком однообразно. Для полноценного коммуникативного развития дошкольников необходим не только диалог, но и совместные действия. Виртуальные контакты не затрагивают одну из важнейших сфер социализации. Общение детей в реальной жизни подразумевает игры, совместные походы в кино и т. д. В социальных сетях это невозможно.
Виртуальное гостевание
Благодаря стремительным трансформациям в динамично меняющемся мире все более очевидной становится и роль информационных технологий в дошкольном образовании. Информационные технологии в образовательном процессе с дошкольниками обогащают их знания, обеспечивают всестороннее развитие личности дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе. Использование ИКТ дает возможность получать интересную информацию, быстро ее обрабатывать, осуществлять быструю смену дидактического материала, тем самым повышая познавательную активность учащихся, повышает качество обучения и воспитания, формирует информационную компетентность детей: умение ориентироваться в источниках информации, делать выводы, получать информацию. Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников. Виртуальное гостевание — это новая прогрессивная форма организации детской деятельности, которая позволяет значительно расширить сферу общения и включить ребенка в жизнь и рутинные моменты детского сада во время его отсутствия. Такая форма позволяет расширить способы общения, что способствует значительному повышению общей эффективности образовательного процесса. Виртуальное гостевание предполагает активное взаимодействие не только с педагогом, но и непосредственно между дошкольниками с помощью их родителей. Возможны такие интерактивные приемы: моделирование различных жизненных ситуаций, ролевые игры, продуктивная деятельность, решение вопросов в группах и другие различные виды взаимодействия. Конечно, профессионализм и подготовка учителя стоят на первом месте. В помощь ему существуют различные технологии интерактивного обучения, то есть те методы, которые позволяют сделать опыт гостя интересным и насыщенным. К ним относится, в частности, использование различного интерактивного оборудования. Цель: вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс дошкольного учреждения через информационно-коммуникационные ресурсы сети Интернет. Задачи: – обеспечение информационной поддержки образовательного процесса; – вовлекать родителей в активное участие в организации, планировании и контроле образовательного процесса; – повышение компетентности взрослых в развитии детей через саморазвитие; – организовать обратную связь с родителями учащихся. Конечно, виртуальное общение не должно и не может заменить живое общение воспитывающих взрослых. В то же время не стоит забывать и о ряде преимуществ общения в виртуальной среде : – обмен информацией не ограничивается пространственно-временными рамками; – можно вернуться к материалу, изучив историю сообщений или записав диалог; – оперативность контакта (быстрая, адресная доставка информации неограниченному числу респондентов). Виртуальная среда имеет ряд возможностей для работы над реализацией взаимодействия педагога и семьи: – технология отправки, пересылки и получения электронных сообщений (e-mail или электронная почта); – общение на сайте ДОУ, группы; – общение в сообществе в одной из социальных сетей; – проведение вебинаров, голосовых конференций с использованием программного обеспечения ( например: Skype). Основные преимущества использования виртуального гостевания : Пробуждает интерес к общению. Виртуальное гостевание поощряет активное участие каждого ребенка в процессе взаимодействия с воспитателем. Это помогает заинтересовать чувства каждого, сформировать интерес к происходящему. Упрощенная форма изложения материала с помощью элементов анимации и компьютерного дизайна способствует вовлечению в дискуссию. Устанавливаются доверительные отношения. Виртуальное гостевание позволяет педагогу выступать уже не как наставнику, а как организатору. Все это помогает наладить взаимодействие с окружающей средой и позволяет поддерживать хороший контакт, что в конечном итоге повышает мотивацию детей к общению и способствует повышению настроения и общего эмоционального фона. Качество представленного материала улучшается. Во время виртуальной гостевой сессии мы можем использовать различные схемы, картинки, красочные презентации и многое другое, чтобы эффективно поддерживать внимание дошкольника. Без ясности им может быть трудно понять абстрактные понятия, такие как дни недели, время года, куб или шар… Видеоклипы позволяют показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение за которыми вызывает трудности (например, рост цветка). Можно предположить, что виртуальное гостевание способствует развитию детского творчества, помогает выявить различные точки зрения и прекрасно активизирует умственные способности каждого ребенка. В сочетании с обычными методами развития и воспитания это способствует всестороннему раскрытию личности дошкольника. Виртуальное гостевание позволяет поддерживать и укреплять социальные и коммуникативные навыки и, находясь вне сада, ребенок и родители могут оставаться активными участниками всех режимных моментов. Все это в конечном итоге помогает многим детям развивать свой собственный потенциал и позволяет им выйти на совершенно новый уровень общения, воспитания, включения всех участников образовательных отношений в единый процесс развития. Таким образом, были установлены межпользовательские отношения, где дошкольники с помощью родителей выступают в качестве активных субъектов, выстраивая общение с учителями и между собой. Следует отметить, что такой интерактивный режим взаимодействия педагога дошкольного образования с семьями воспитанников не исключает традиционных форм работы, а обогащает и дополняет их с учетом реалий современной жизни.