Ирина Земова
Консультация для воспитателей «Виртуальная экскурсия как форма работы с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальная экскурсия как форма работы с дошкольниками
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Виртуальная экскурсия как форма работы с дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника, а также готовят его к жизни в информационном обществе.
Поэтому использование интерактивных технологий является эффективным средством развития познавательных интересов современных дошкольников.
Главной целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса : администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что воспитатель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанниками : его активность уступает место активности воспитанника, задача взрослого – создать условия для их инициативы. Воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт взрослого, побуждает воспитанников к самостоятельному поиску, исследованию.
Однако такая форма обучения как виртуальная экскурсия требует предварительной подготовки в основе которой лежит определенный алгоритм действий:
выбор темы (выбор темы диктуется, прежде всего, календарным планом или конкретной ситуаций; тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое);
определение цели и задач экскурсии (четкое определение цели и задач на основе требований «Программы» и возрастных особенностей детей);
отбор литературы и составление библиографии;
отбор и изучение экскурсионных объектов (правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала; количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20);
сканирование фотографий или других иллюстраций необходимых для представления проекта;
составление маршрута экскурсии на основе видеоряда (Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности.);
подготовка текста экскурсии (Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса "экскурсовода".);
показ экскурсии (Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми, погружения ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играют приемы постановки проблемных вопросов детям по теме, содержанию экскурсии и повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления.).
Во время подготовки экскурсии активно проводится предварительная работа с родителями. Обсуждая с родителями темы экскурсии, определяется какой видео, аудио, фотоматериал может быть ими предоставлен для использования в данном виде деятельности. В итоге создается видеотека из личных семейных видеозаписей и фотографий. На основе полученного материала педагоги составляют маршрут экскурсии, подготавливают текст экскурсии.
Выделяют следующие формы проведения виртуальных экскурсий :
- мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint («Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Что нужно строителю (стоматологу, окулисту, повару)», «История часов», «Дорожная азбука» и т. д.);
- видеоэкскурсии (Экскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Антарктида», «Шоколадная фабрика», «Где делают бумагу?», «Как создается книга, газета», «Можно ли жить в пустыне?», «Что внутри вулкана?», «Русский музей» и т. д.);
- интерактивное общение с помощью программы Skype позволяет расширить возможности по разработке и внедрению цикла мероприятий, способствующих обогащению игровой деятельности в процессе знакомства с профессиями. У детей есть возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей, сформировать представления о школе и т. д.
Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.
Проведение виртуальной экскурсии может осуществлять в групповой или индивидуальной деятельности, главное, чтобы информация удовлетворяла познавательные интересы детей и способствовала использованию освоенного материала в практической деятельности детей (сюжетно-ролевой игре, изобразительной, моделирующей, музыкальной, познавательной, исследовательской, двигательной деятельности).
Активное применение виртуальных экскурсий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста, преодолевает интеллектуальную пассивность детей, обогащает социальный опыт, дает возможность использовать полученный опыт в практической деятельности, что способствует росту достижения детей и их ключевых компетентностей.