Приложение МААМ

Влияние фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте

Тарасова Наталья
Влияние фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор – это поэзия, созданная людьми и распространенная в массах, в которой она отражает их профессиональную деятельность, их социальную и повседневную жизнь, их знания о жизни, природе, культуре и верованиях.

Разные виды помогают полноценно развиваться малышу. Дети очень любят сказки. Русские народные сказки: «Цыпленок Ряба», «Репа», «Теремок», «Колобок», «Маша и Медведь», «Кот, Петух и Лисица», «Дети и Волк» интересны детям, потому что ваши герои – животные – они разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовую деятельность (сажают, поливают растения, собирают урожай и т. д.). Дети развивают представления о диких животных, птицах и их привычках.

Публикация «Влияние фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте» размещена в разделах

Сказка – носитель нравственных учений, доступных детям в раннем возрасте. Чтение и говорение как искусство слова также взаимодействуют с другими видами когнитивно-речевого и художественно-эстетического развития ребенка – просмотром произведений книжной графики и театральной деятельностью. Благодаря песням дети с удовольствием умываются, засыпают, ужинают и занимаются разными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. При этом у ребенка развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он совершает определенные движения, также развиваются координация и ловкость [3].

Потешки – короткие детские стишки для купания, массажа, игры в крошки. Они короткие и забавные, позволяют не только отвлечь капризного малыша, но и успокоить его в случае непослушания: «Оладушки» и «Сорока» развлекают детей, даже если они еще не научились понимать речь. Это форма общения ребенка с матерью, способ сблизиться. Детские стишки отлично развивают речевой слух ребенка: умение различать похожие звуки, ритм и плавность речи, интонацию, экспрессию, повышение и понижение тона. Большое количество фольклорных жанров позволяет ребенку играть, развиваться и учиться осторожно и разнообразно. Не пренебрегайте простыми детскими стишками, сказками, загадками, песнями – они тайно и забавно учат жизни маленького человека.

Жизнь детей тесно связана с жизнью взрослых, но у ребенка свой взгляд на мир, обусловленный умственными особенностями, связанными с возрастом. Развитие речи в раннем детстве идет по двум осям: улучшается понимание речи взрослых и формируется активная речь ребенка.

На третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, провоцировать и останавливать его действия, оказывать не только прямое, но и отложенное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно меняется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять объективные действия в соответствии с указаниями взрослого. Он начинает с интересом слушать все разговоры взрослых, пытаясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают потешки, сказки, стихи – причем не только детские, но и сложные для понимания в их смысле. Слушание и понимание сообщений, выходящих за рамки непосредственного общения, – важное приобретение для ребенка. Это позволяет использовать речь как главное средство познания действительности. Помня об этом, педагог должен направлять развитие способности ребенка слушать и понимать речь, не имеющую отношения к конкретной ситуации [1].

Фольклорный материал идеально подходит для решения этой задачи, так как ребенок, слушая и повторяя сказки, стишки, анекдоты, должен представлять себе то, что цитируется в тексте. Дошкольники воспринимают разнообразие мира иначе, чем взрослые. Взрослые думают, писал К. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами». Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав детского устного народного творчества.

Поэтические произведения, передаваемые из поколения в поколение на протяжении многих веков, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее соответствующие законам детской эстетики. Детский фольклор – ключ к пониманию психологии развития, художественных вкусов детей и их творческих возможностей. Но у этой проблемы есть ряд других аспектов, без которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания и художественной специфики.

Во-первых, большинство исследователей относятся не только к детскому фольклору, который существует вокруг детей, но и к поэзии воспитания, то есть к взрослой поэзии, предназначенной для детей, что является своеобразной и специфической. Существенно изменился объем понятия «детский фольклор».

Во-вторых, то, что есть в детской среде, есть не всегда в детском устном и поэтическом репертуаре, а в детском творчестве. Велика роль заимствований из взрослого фольклора, литературы и других видов искусства. Все, что заимствовано, адаптируется к окружающей среде ребенка, реконструируется в соответствии с законами детской эстетики, и все же не может быть описано как реальное творчество детей без должных оговорок.

Несмотря на очевидную разницу между детским и взрослым фольклором, четкой границы между ними нет и многие произведения можно отнести к обоим в равной степени. Например, ряд популярных хороводных песен («И мы милю сеяли», «Принцесса, мы пришли за тобой», «Мы были в хороводе», «Стой, мой лес» и т. д.) без видимых изменений текстов и напевов зафиксирован как у взрослых, так и в детской среде. Многие действия характерны для детских и взрослых сказок. Но в этом случае художественный стиль существенно меняется [2].

В-третьих, весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». В настоящее время довольно редко можно встретить публикации, посвященные малым формам устного народного творчества и особенно его использованию в работе педагога с детьми раннего дошкольного возраста.

Несомненно, сегодня тема использования фольклора в развитии детской речи очень актуальна. Приобщая детей к их национальным корням с раннего возраста, мы формируем их личность и уважаем национальные традиции как универсальную ценность. Погружая ребенка в элемент народных традиций, закладываются основы, на которых затем формируются его эстетические и нравственные идеалы. Сегодня одна из самых актуальных задач – показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, закличках; формировать у детей интерес к детскому фольклору, обогащая детский словарный запас.

Список литературы:

1. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. : Просвещение, 2018. – 287 с.

2. Криницына, Н. Дети любят потешки / Н. Криницына // Дошкольное воспитание. – 2015. – №11. – С. 8-12.

3. Павлова, Л. Н. Фольклор для маленьких / Л. Н. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 10.

Публикации по теме:

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте
Опубликовано: 22 сентября 2021 в 21:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние фольклора на развитие речи детей в раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Тарасова Наталья (УИ 1363716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД