Карина Кондратьева
Влияние компьютерных игр на развитие дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
«Влияние компьютерных игр на развитие дошкольника».
Компьютеры стали частью нашей жизни, как телевизоры или сотовые телефоны. Знакомство детей с компьютером все чаще происходит в юном возрасте через игры.
Публикация «Влияние компьютерных игр на развитие дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Я выбрала эту тему потому, что меня заинтересовало, как же воздействуют компьютерные игры на ребенка, в какие игры можно играть, а в какие нельзя и почему?
В современной педагогике и психологии существуют исследования на данную тему, но, к сожалению, очень редко можно встретить практические разработки, помогающие детям выработать правильное отношение к работе за компьютером и организовать свою игровую деятельность на ПК.
Выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности.
Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, создать условия для его поддержания и расширения с целью развития и совершенствования познавательных способностей ребенка.
Слайд 2
Актуальность обусловленная следующим:
мир сегодняшнего ребенка сильно отличается от того мира, в котором выросли его родители. Взрослые часто запрещают детям играть в компьютерные игры, говорят, что они вредят их здоровью, мешают учебе.
Компьютерные игры имеют ряд достоинств:
1. Компьютерные игры стимулируют индивидуальную деятельность детей, их творческий потенциал
2. Являются замечательным средством, объединяющим детей в интересных групповых играх, способствуют их неформальному общению
Вместе с тем, эти игры имеют и ряд отрицательных качеств
1. игры, фильмы, телевизионные передачи сильно влияют на мировосприятие и на убеждения подрастающего поколения.
2. ребята копируют поведение, внешний вид и привычки компьютерных героев. Истории, представленные в играх, часто кажутся им реальностью.
Слайд 3
Проблемой влияния компьютерных игр на развитие старших дошкольников в нашей стране занимались многие психологи и педагоги. (они представлены у меня на слайде). У истоков этой работы стояли ученые и специалисты центра "Дошкольное детство" им. Александра Владимировича Запорожца.
Исследователи отмечают, что включение компьютера в учебно-воспитательный процесс должно осуществляться через игру, рисование, конструирование и другие виды деятельности, подчеркивают необходимость тесной взаимосвязи компьютерных игр с традиционными играми и занятиями детей.
Использование компьютерных игр в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе, как показывают исследования, способствует повышению интереса к учебе, ее эффективности и развивает ребенка всесторонне.
Практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, сходятся во мнении, что развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста посредством компьютера должно происходить в рамках игровой деятельности, которую с успехом можно реализовать, используя дидактические компьютерные игры
Слайд 4
Компьютерная игра, как и любая игра — это вид деятельности носящий развлекательный характер, оказывающий положительное воздействие на развитие ребенка, вместе с тем, компьютерные игры имеют свою специфику: доступность, социальное взаимодействие, цена, графика и погружение.
Компьютерные игры не заменяют обычные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями (Ю. М. Горвиц, С. Л. Новоселова)
Специалисты утверждают, компьютерные игры должны быть неразрывно связаны с обычными играми. Если в обычной игре ребенок отображает действительность с помощью замещающих, но реальных предметов, то в компьютерной игре, пользуясь игровой программой, опираясь на свое воображение, создавать игровой «видеоряд».
Слайд 5
Положительное влияние
Во-первых, дети, рожденные в эпоху мобильного телефона и Интернета, быстрее адаптируются к информационным технологиям. И компьютер становится частью повседневной жизни ребенка. Запрещать заниматься за компьютером – значит, создавать препятствия идти в ногу со временем.
Во-вторых, положительное влияние компьютера на ребенка оказывается благодаря созданию более интересной «оболочки» для игр, занятий, учебы. Например, играя в развивающие игры на компьютере, ребенок изучает алфавит или складывает цифры, выполняет задания на развитие мышления или памяти.
То есть это все дополнительные плюсы — это развитие быстроты реакции и зрительно-моторной координации.
Существует много логических игр онлайн. Они учат сравнивать, анализировать, сопоставлять полученную информацию, а также устанавливать простые закономерности
В дальнейшем умение логически мыслить и рассуждать пригодится каждому из детей не только при решении школьных задач, но и поможет в сложных жизненных ситуациях.
Значит, полностью исключать компьютер из жизни ребенка нельзя.
Слайд 6
Отрицательное влияние
Кроме положительных моментов в работе ребенка с компьютером можно выделить и его отрицательное влияние, которое родителям и педагогам необходимо учитывать.
Отрицательное влияние компьютер и компьютерные игры оказывают на психическое, эмоциональное состояние и на здоровье.
Сужение кругозора.
Зависимость. Кроме того, заядлые компьютерные игроки характеризуются более агрессивным поведением и сниженной способностью к самоконтролю.
Параллель реальности и игры. С переносом игры в жизнь связана еще одна очень важная проблема: жестокость и агрессия.
Одиночество и эгоизм, цинизм и изолированность.
Проблемы социализации.
Изменение картины мира.
Потеря времени.
Кроме того, что компьютер и компьютерные игры влияют на психику человека, они наносят вред и здоровью.
Переутомление. Устал, не может успокоиться, с трудом засыпает, плохо спит, может просыпаться ночью или его мучают кошмары.
Напряжение органов зрения.
Негативные последствия для мышц рук.
Перенапряжение шейного отдела позвоночник. Могут развиться стойкие головные боли.
Слайд 7
До недавнего времени считалось что дети дошкольного возраста не страдают зависимостью от компьютерных игр, но сейчас появляются случаи, когда дошкольники уже имеют такую зависимость.
Игровая зависимость — форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении видеоиграми и компьютерными играми. Формированию зависимости способствуют ситуации, когда игра позволяет решать психологические задачи и проблемы игрока. Так, игры позволяют почувствовать себя иным человеком, чем в реальности; проявиться чувствам, которые человек не позволяет себе открыто испытывать (например, агрессия); справиться с тревогой, вызываемой реальными отношениями, уходя в виртуальный мир
Игры так увлекают, что ребенок забрасывает все дела и часами просиживает за компьютером. Действительно, компьютерные игры создаются с таким расчетом, что это будет интересное, увлекательное действо, способное до конца держать в напряжении. Очень часто, в связи с этим говорят о компьютерной зависимости. Это важная причина, чтобы ограничивать ребенка во времени.
Таким образом, использование компьютера в учебно-воспитательном процессе детского сада поставило перед медиками и педагогами целый ряд проблем. Многие из них уже решены.
Слайд 8
После игры необходимо проводить зрительную гимнастику. Взрослый проводит гимнастику.
Комплекс зрительной гимнастики
Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.
Голову держать прямо. Поморгать на счет 10-15.
Не поворачивая головы перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 - вверх, на счет 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.
Слайд 9
Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников
В разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально созданы в образовательных целях.
Развивающие игры.
Например как Раскраска – путешествие
Злая ведьма обесцветила сказочное королевство. Прогони ведьму, помоги жителям волшебной страны
Обрести свой цвет и спасти принцессу бабочку.
Задачи: Закрепление цвета овощей и фруктов, счет, геометрические фигуры, раскрашивание по образцу.
Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития, способности соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями на экране. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер.
К программам развивающего типа относятся :
Разнообразные графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, стирания, коррекции рисунка;
Текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печатания текста;
«Конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр;
Музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий;
«Конструкторы сказок», совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.
Представленные игры предполагают множество педагогических методик их использования.
Обучающие игры.
Например как Морские ракушки
Посмотри, какие красивые ракушки выбросило волной на берег моря! Они так и переливаются перламутром под лучами тропического солнца! Но ракушки эти не совсем обычные: на них нарисованы различные цифры. И если хорошо присмотреться, то можно заметить, что цифры на ракушках образуют последовательность от меньшего числа к большему. Вот только некоторые ракушки всё ещё остались в море, поэтому последовательность получается не полной. Твоя задача - найти в море ракушки с недостающими цифрами и перетянуть их в нужные места на берегу. Скорее приступай к игре, пока ракушки не унесло волной обратно в море!
К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные:
• с формированием у детей начальных математических представлений;
• с обучением азбуке, слога - и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо;
• с обучением родному и иностранному языкам;
• с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве;
• с эстетическим, нравственным воспитанием;
• с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.
Российские исследователи отмечают, что для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития дошкольника, педагогам и родителям, прежде всего, необходимо выбирать жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребенка. Одним лучше подходят спокойные, неторопливые игры, а другим – активные, динамические.
Классификация программ нужна педагогам и родителям для того, чтобы легче было ориентироваться во всем богатстве компьютерных игр, облегчает отбор требуемой программы по различным критериям.
Слайд 10
Как выбрать игры для ребёнка дошкольника
Компьютерные игры для дошкольника должны соответствовать возрасту ребенка, состоять из мини-игр и занимать по времени не более 5-7 минут.
Отдавайте предпочтение обучающе-развивающим программам, а не развлекательным играм, так как дети отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, из-за чего мир виртуальной игры может сильно увлечь малыша, стать значимым, исказить реальные представления и привести к дальнейшему неадекватному поведению в обычных ситуациях.
Слайд 11
Необходимо проводить большую работу с родителями
Можно предложить родителям такие брошюрки, проводить родительские собрания и консультации, беседы. Воспользуйтесь чатами, в которых можно представить какой-нибудь видеоролик на интересующую тему, чтобы донести необходимую информацию до родителей.
Слайд 12
Вывод
Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.