Получи документы

Влияние математического образования на развитие ребенка

Татьяна Горюнова
Влияние математического образования на развитие ребенка

Влияние математического образования на развитие ребенка

Математическая подготовка всегда считалась одним из критериев оценки образованности человека.

Специфика дошкольной математики заключается в том, что воспитатель не только закладывает у детей элементарные представления, но и первым воспитывает у них отношение к математике как науке. Важно, чтобы, предпонятия, формируемые у детей с трех до семи лет, были бы изначально грамотными, и не перегружались и сохраняли познавательный интерес. Принцип научности требует от педагога и детей знания математической терминологии.

Публикация «Влияние математического образования на развитие ребенка» размещена в разделах

Высокий уровень активной мыслительной деятельности дошкольника характеризуется наличием познавательного интереса, проявлением активности, самостоятельности в процессе поиска решения задачи, владением разнообразными мыслительными операциями, осуществлением контроля и самоконтроля.

Признаком подготовленности ребенка к усвоению числа и цифры является выполнение действий с величинами, пользование условной меркой.

Центральное место при этом отводится обогащению сенсорного опыта у детей путем ознакомления с величиной, формой, пространством. Обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому, от эмпирического к научному.

Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов - необходимое условие и фундамент математического развития дошкольников. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше, к познанию количественных соотношений «больше - меньше», «равенство - неравенство». Формирование представлений о величине предметов и понимание отношений «длиннее - короче», «выше - ниже», «шире - уже», «больше - меньше» позволяют наглядно показать детям скрытые математические зависимости, углублять познания о числе.

Форма, как и величина, является важным свойством окружающих предметов; она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, т. к. в это понятие входит оценка величины предметов, их формы, взаимоположения и положения относительно субъекта. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т. е. по сторонам собственного тела: вверху - где голова, внизу - где ноги.

Представление о количестве и счете начинаются с формирования дочисловых количественных отношений: равенство - неравенство предметов по величине, равенство - неравенство групп по количеству входящих в них предметов. Ребенок начинает понимать математические отношения «больше», «меньше», «поровну». Только после этого начинается обучение его счету, дается представление о числах в пределах десяти, об отношениях между последовательными числами, о количественном составе числа из отдельных единиц и двух меньших чисел.

Наиболее сложно для детей понятие времени. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность дошкольников, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, погодные явления и т. д.).

2. Формирование и развитие математического мышления у дошкольников через занимательный материал

Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Мышление ребенка формируется под целенаправленным воздействием. Основное требование, которое необходимо соблюдать воспитателю при выборе формы организации обучения и воспитания - сделать занятия максимально эффективными, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие. Воспитатель должен строить

занятия по формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на основе практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами. Воспитатель должен грамотно организовать педагогический процесс для успешного усвоения математического содержания детьми дошкольного возраста.

К традиционным средствам формирования элементарных математических представлений относят: оборудование для игр и занятий, комплекты наглядного дидактического материала, литературу.

Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологически доказано, что игровые упражнения помогают адаптироваться в воспитательно-образовательном процессе и овладевать основами математики. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.

Занимательный материал можно выделить в три группы:

Использование занимательного материала в работе с детьми определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач развития и воспитания : заинтересовывать математическим материалом, активизировать умственную деятельность.

3.1. Формирование у детей представлений о количестве

Математическое развитие детей четвертого года жизни осуществляется в основном в процессе обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений, а также проводится работа с детьми в повседневной жизни (на прогулке, во время режимных моментов, в игровой и трудовой деятельности) и на других занятиях (конструированию, изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим и т. п.).

Одной из задач математического развития детей в младшей группе является ознакомление их с множеством. Работа с детьми этого возраста направлена в основном на формирование представлений о границах множества и его элементах, о равенстве и неравенстве групп по количеству элементов, умений и навыков в поэлементном сравнении контрастных и смежных множеств, на овладение приемами накладывания и прикладывания.

Содержание знаний о множестве включает:

- понимание того, что несколько предметов, игрушек, находящихся рядом, обозначаются словом много, одиночные предметы – словом один;

- понимание вопроса сколько, выражений столько – сколько, поровну, по одному, больше – меньше;

- умение составлять группу из отдельных предметов (один, еще один, еще один – это много, разложить группу на отдельные предметы;

- знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов (кубиков и кирпичиков поровну, кубиков больше, чем кирпичиков, и наоборот, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому и именно так сравнивать одну группу с другой; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путем добавления или отнимания одного предмета (единицы).

Основными методическими приемами формирования представлений о множестве служат: дидактические игры; упражнения с конкретными множествами (предметами, игрушками, геометрическими фигурами).

Учитывая возрастные особенности воспитатель, организуя занятия, должен позаботиться о разнообразии наглядного материала, а также приемов обучения, широко использовать игровые ситуации. Приемы практического сравнения в единстве со словом создают условия для осознания получаемых детьми знаний. Постепенно воспитатель учит детей выполнять задания не только по образцу, но и по устной инструкции.

Знакомить с цифрами детей начинают со второго квартала. Дети повторяют, уточняют свои знания о числе и счете в пределах трех. При этом постепенно воспитатель подводит их к пониманию необходимости изображать числа на письме особыми знаками — цифрами.

Воспитатель в детском саду не обучает детей писать цифры на бумаге. Но особое внимание следует обратить на то, чтобы дошкольники усвоили правильное направление движения руки при написании разных чисел.

В процессе многократных упражнений детей подводят к выводу: начинать счет можно с любого числа, главное — не пропустить ни одного и не пересчитать дважды. Воспитатель учит дошкольников счетной деятельности с участием разных анализаторов: счет звуков, движений, предметов на ощупь, используя демонстрационный и раздаточный материалы (числовые фигуры, а в последующем — цифры.

Ознакомление с порядковым счетом начинается в группе детей пятого года жизни. С шестилетками эта работа продолжается. Умение считать, называя порядковые числительные, и понимать, чем они отличаются от количественных, имеет большое значение прежде всего для усвоения отношений между смежными числами натурального ряда, а в целом — успешного обучения в школе. Перед воспитателем старшей группы стоят задачи: научить детей порядковому счету в пределах десяти; умению правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой?», «Который». Именно в процессе обучения формируются представления о том, что числительное, которое было названо во время счета последним, дает ответ на вопрос «Сколько?»

Воспитателю следует помнить, что процесс ознакомления детей с делением целого на части состоит из таких компонентов: деление множества на подмножество, практическое деление предмета на части путем складывания, разрезания, на основе измерения и получение целого из частей, т. е. установление отношений части и целого. Сначала педагог показывает детям, что множества могут быть однородными и неоднородными состоящими из двух-трех частей, которые можно объединять.

Особое значение имеют упражнения в практическом делении целого предмета на равные (а потом и неравные) части и на основе этого — осознание понятий «половина», «одна вторая», «четверть», «три четвертых» и т. д. На последующих занятиях в течении года знания уточняются и обобщаются. Ребята осознают, что единицы времени можно условно поделить на части: части суток, времена года, дни недели и др.

В подготовительной к школе группе важно подвести детей к обобщению, что считать можно, начиная с любого предмета, в любом направлении, основное — не пропустить ни одного элемента и не посчитать один элемент дважды. При этом обращается внимание на направление движения рук и глаз слева направо, сверху вниз. У детей формируются представления о последовательности размещения чисел в натуральном ряду, понимание взаимообратных отношений между числами в пределах десяти, умения пользоваться словами впереди и сзади заданного числа для обозначения этих отношений.

Организуя работу по ознакомлению с формой предмета, воспитатель значительное место уделяет показу (демонстрации) самой фигуры, а также способов ее обследования. Модели следует сравнивать попарно: шар и куб, круг и квадрат, куб и квадрат; с целью - чтобы ребята лучше выделяли особенности геометрических фигур, Фигуры обязательно нужно брать разные по размеру, цвету и фактуре материалов, чтобы их легче было воспринимать на ощупь, находить по заданному образцу, а в заключение – правильно называть их отличительные признаки.

Дети пятого года жизни учатся различать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр; обследуя их форму, выделять характерные признаки; находить в окружении предметы, подобные по форме знакомым геометрическим фигурам (шару, кубу, цилиндру, кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику). В процессе обучения дети усваивают, что форма предмета не зависит от размера, цвета и других особенностей. Дети получают эти знания на занятиях по математике в соединении с другими задачами: обучение счету, упражнениями в сравнении предметов по размеру и др. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят, сравнивая их модели с уже знакомыми или одну с другой: треугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром. Сначала эти фигуры сравнивают попарно, а потом по три и более.

В группе детей шестого года жизни учатся сравнивать величину двух предметов накладыванием или прикладыванием, понимать, что размеры (величина) предмета могут измеряться с помощью другого предмета, который называется условной мерой, или просто мерой. Измерять с помощью условной меры длину, объем жидких и сыпучих веществ, устанавливать ряд величин по одному из параметров (длина, ширина, высота, толщина).

Дети старшей группы знакомятся с тем, что геометрические фигуры можно условно разделить на две группы: плоские (круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник) и объемные (шар, куб, цилиндр, учатся обследовать их форму, выделять характерные особенности этих фигур, находить сходство и отличие, определять форму предметов, сравнивая их с геометрическими фигурами как эталонами.

Методика формирования геометрических знаний в группе детей шестого года жизни принципиально не изменяется. Однако обследование становится более детальным и подробным. Наряду с практическим и непосредственным сравнением известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием широко используется как методический прием измерение условной мерой.

3.4. Обучение детей ориентировке в пространстве

В возрастной группе детского сада 3-4 лет большое внимание отводится обучение детей ориентировке в пространстве. Детей данной возрастной группы учат различать пространственные направления: от наблюдателя (от себя); вперед (впереди); назад (сзади); вверх, вниз; различать правую и левую руки; пользоваться обозначением пространственных направлений.

Опора на чувственную основу, накопление практического опыта- особенность формирования пространственной ориентировки в младшей группе. Воспитателю следует широко использовать в процессе обучения объяснения, указания, упражнения, игры-занятия, дидактические и двигательные игры. Ознакомление со взаимообратными направлениями осуществляется попарно: вверх – вниз; слева – направо и т. д.

Детей пятого года жизни продолжают обучать распознаванию пространственных направлений от себя: вперед, назад, налево, направо; в конце года они должны уметь обозначать положение того или иного предмета относительно себя (впереди — стол, сзади — стул, справа — окно, слева — шкаф, вверху — потолок, внизу — пол, стена — далеко, стол — близко). Уровень приобретаемых знаний о пространстве и сформированность умений ориентироваться в пространстве зависят от того, как воспитатель организует работу на занятиях по математике, физкультуре, изобразительной деятельности, конструированию и в повседневной жизни. Взаимообратные обозначения пространственных отношений, направлений, расстояний всегда даются одновременно, попарно.

На шестом году жизни предусматривается дальнейшее совершенствование знаний о размещении предметов в пространстве, называний помещения детского сада, о наиболее близких объектах на соседних улицах. Дети этого возраста должны понимать и использовать слова: слева, справа, прямо, дальше, вверх, вниз; определять свое положение относительно окружающих предметов, изменять направление во время ходьбы, ориентироваться от любого предмета.

Дети этого возраста продолжают ориентироваться на себе, от себя и начинают овладевать ориентировкой от объектов.

3.5. Обучение детей ориентировке во времени

Воспитатель в математическом развитии младших дошкольников большое значение уделяет пониманию и правильному использованию ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различие и называние частей суток: утро, день, вечер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах. Этому способствует, прежде всего, четкий распорядок дня, в определенное время подъем детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры и др.

Детей седьмого года жизни знакомят с такими единицами времени как год, месяц, секунда, минута, час. Ориентирование во времени приобретает все более совершенные формы: дети должны при выполнении практических заданий укладываться в отведенное для этого время, планировать и рассчитывать свои действия по времени, ориентируясь по обычным и песочными часами. Для закрепления этих понятий воспитатель предлагает детям репродукции картин, иллюстраций, разные модели (плоскостные и объемные) и проводит с ними беседы

На разных примерах жизненных ситуаций нужно показать важность экономии времени, точного использования его. Опираясь на опыт детей, следует подчеркнуть, что время измеряют особыми оборудованием — часами. Дети знакомятся с циферблатом часов, у них формируются понятия о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.

После того как усвоены понятия «час», «полчаса», можно ознакомить с понятиями «четверть часа» и «без четверти час».

Дошкольники пятого года жизни уточняют представления о некоторых промежутках времени — частей суток (утро, день, вечер, ночь); учатся оценивать последовательность действий: была, есть, будет; сейчас, позже, после, раньше; вчера, сегодня, завтра. В процессе обучения формируются умения понимать и правильно обозначать протяженность времени (долго—недолго, давно—недавно, обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах.

На чувственной основе осуществляется ознакомление детей пятого года жизни с некоторыми отрезками времени. Воспитатель, используя наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры, предлагает детям рассказать, что они делали вечером или что делают утром, днем, ночью.

У детей пятого года жизни начинают формировать первичные единые пространственно-временные представления и понятие о скорости, учат определять в общих чертах скорость: быстро, медленно. Для этого рекомендуется использовать иллюстрации с изображением транспорта : самолета, машины. При этом сравнивают скорость движения черепахи, птицы, автомобиля, пешехода. Знания о времени закрепляются и уточняются в регламентированной и нерегламентированной деятельности.

У детей шестого года жизни закрепляются и углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержание деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.

Детей седьмого года жизни знакомят с такими единицами времени как год, месяц, секунда, минута, час. Ориентирование во времени приобретает все более совершенные формы: дети должны при выполнении практических заданий укладываться в отведенное для этого время, планировать и рассчитывать свои действия по времени, ориентируясь по обычным и песочными часами.

Для закрепления этих понятий воспитатель предлагает детям репродукции картин, иллюстраций, разные модели (плоскостные и объемные) и проводит с ними бесед.

3.7. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с арифметическими задачами и примерами

В обучении решению арифметических задач условно можно выделить два взаимосвязанных этапа: ознакомление со структурой задачи, способами решения ее, и обучение приемам вычислений (А. М. Леушина). При этом дети в значительной степени осознают содержание арифметической задачи, учатся формулировать арифметические действия, аргументировать выбор действия, овладевают приемами сложения и вычитания.

Обучение следует начинать с ознакомления со структурой арифметической задачи на основе задач-драматизаций. На первых занятиях детям предлагаются задачи-драматизации и задачи иллюстрации, в которых требуется найти сумму (на основе объединения множеств) или разность (остаток). При составлении таких задач следует идти от малых чисел к большим (до 10). Сначала одним из числовых данных служит единица. *

На этих занятиях основное внимание уделяется ознакомлению со структурой задачи, умению детей выделять числовые данные, устанавливать связи между ними, называть и выполнять арифметические действия сложения и вычитания.

В системе дальнейшей работы можно выделить несколько этапов в зависимости от типов арифметических задач. Следует подчеркнуть, что термин «типы задач» в работе с детьми не используется, а употребляются такие слова и выражения: подобные, такие же самые, новые, совсем другие; сравните задачи, которые мы решали на прошлых занятиях, с этими задачами» и т. п.

Первый этап в работе заключается в составлении и решении задач на нахождение суммы и остатка. На этом этапе важно показать детям, как изменяется множество при объединении или вычитании частей. Ход рассуждений сначала может идти от условия к вопросу задачи. Воспитатель формирует представления о действиях сложения и вычитания, одновременно знакомит их со знаками «+» (прибавить, сложить) «—» (отнять, вычесть) и «=» (равно, получится).

Следующий этап в работе связан с ознакомлением детей с новыми задачами: на отношения больше (меньше) на несколько единиц. В этих задачах арифметические действия как бы подсказаны в самом условии задачи. Отношение «больше на единицу» требует от ребенка увеличения, присчитывания, сложения. Выражение «больше (меньше) на единицу» дети усваивают при сравнении смежных чисел.

В группе детей седьмого года жизни в начале работы воспитатель предлагает только прямые задачи, в них вопрос как бы подсказывает, какое действие следует выполнить — сложение или вычитание. Анализ задачи должен быть более детальным. Во время анализа дети должны идти от вопроса к условию задачи

Итак, задачи третьего типа помогают воспитателю закрепить знания о структуре задачи и способствуют развитию умения различать и находить соответствующее арифметическое действие. На этих занятиях не механически, а более или менее осознанно дети выполняют действия, аргументируют выбор арифметического действия. Задачи этого типа также следует сравнивать с задачами первого и второго типов.

В группе детей седьмого года жизни можно ознакомить с новыми приемами вычислений — на основе счета группами. Дети, научившись считать парами, тройками, могут сразу прибавлять число 2, а потом и 3. Однако спешить с этим не следует. Важно, чтобы у них сформировались прочные, достаточно осознанные умения и навыки присчитывания и отсчитывания по единице.

Для детей высокого уровня интеллектуального развития можно предлагать проблемные (косвенные) задачи. Ознакомление детей седьмого года жизни с задачами такого типа возможно и имеет большое значение для их умственного развития.

Наряду с решением арифметических задач предлагаются арифметические примеры, способствующие закреплению навыков вычислительной деятельности. При этом детей знакомят с некоторыми законами сложения.

Итак, в методике математического развития дошкольников большое внимание уделяется проблеме обучения их вычислительной деятельности.

Реальные представления об окружающем мире необходимы ребенку для лучшего понимания смысла арифметических задач и расширения математических представлений. Однако только в результате целенаправленной систематической работы у них формируются достаточно прочные и осознанные знания и навыки в вычислительной деятельности, а это важная предпосылка в овладении математикой в школе.

Публикации по теме:

Консультация «Влияние семейного воспитания на развитие ребенка» "Влияние семейного воспитания на развитие ребенка". Семья - это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на.

Консультация для родителей «Влияние дидактических игр на развитие ребенка» Дидактическая игра является средством всестороннего развития личности ребенка. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения,.

Развитие математического образования у дошкольников посредством игры «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знаний и деятельности, получение математических знаний – осознанным.

Исследование «Влияние гаджетов на развитие ребенка» Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech. Уже трудно представить повседневность без мобильных.

Семейные традиции и их влияние на развитие ребенка Семейные традиции и их влияние на развитие ребенка. Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных.

Влияние гаджетов на развитие ребенка В современном мире все привыкли пользоваться электронными гаджетами. Они помогают человеку найти новую и интересную информацию, новости,.

Консультация «Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста» 1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста 2. Виды игрушек и требования к ним 3. Назначение игрушек в психическом.

Влияние музыки на развитие ребенка. Презентация «Весна» Музыка – это особый мир, обладающий яркими красками, волшебными мелодиями и приятными тонами. Едва ли найдется хотя бы один человека, которого.

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще.

Влияние театра на развитие личности ребенка Влияние театрального искусства на формирование личности ребёнка. В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы, когда «основной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние математического образования на развитие ребенка
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 12:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД