НАТАЛЬЯ ЗАРУЦАЕВА
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. В работе с детьми (а особенно с теми, что уже имеют нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук. Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году.
Обычно у ребенка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями проведенными учеными (М. И. Кольцова, которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Еще известный физиолог В. М. Бехтерев доказал положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, на развитие речи, а значит и интеллекта. К тому же научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук активизируют расположенные в непосредственной близости речевые зоны.
Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и языковых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, разных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Ребенок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Работу с развития мелкой моторики необходимо начинать с самого раннего возраста. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, влияя тем же на активные точки, которые связаны с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например "Сорока", не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывания шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте робота по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.
Надо помнить, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задания по развитию движений пальцев рук должны приносить ребенку радость, не должны вызывать переутомляемость. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста.
Необходимо объяснять значения тех или других движений или положений пальцев, заинтересовывать детей в исполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение.
Особое внимание необходимо уделять организации игр по мелкой моторике, ход которых сопровождается небольшими стихотворными текстами. Особенно полезна такая работа детям с нарушениями речи, так как она позволяет в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия
Работа по развитию мелкой моторики и речи включает в себя:
• Массаж рук, лица;
• Пальчиковые игры;
• Различные виды театра;
• Дидактические игры;
• Игры с природным материалом;
Рассмотрим подробнее данные приемы развития речи через развитие мелкой моторики.
Массаж.
Массаж рекомендуется проводить с детьми уже с момента рождения. Взрослея, ребенок может самостоятельно выполнять элементы самомассажа, что улучшает кровообращение пальцев рук, тонизирует мышцы рук, лица, при этом активизирует речевые центры головного мозга.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, можно предложить малышам следующие задания:
- разминать пальцами пластилин, глину.
- катать по очереди каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.
- нанизывать бусинки на тоненькую ленту, делать бусы.
- сжимать и разжимать кулачки. Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может продвинуть свои пальцы; или крепкие, которые не раскроешь.
Учитель – логопед выполняет самомассаж «Времена года» ладонями и пальцами обеих рук, а дети повторяют
Если тает снег и лед,
Ручеек журчит, поет. (Поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей.
Мишке стало не до сна,
Значит, к нам пришла весна. (Поглаживают щеки от подбородка к мочкам ушей.)
Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает, (Поглаживают, лоб от середины к верхней части ушей).
Стало сухо и тепло,
Значит, лето к нам пришло. (Поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей).
Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише, (Постукивают кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей).
Землю всю листва укрыла,
Значит, осень наступила. (Постукивают кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей.)
Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома,
Значит, к нам пришла зима. (Выполняют спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей.)
Существуют и другие виды логопедического массажа, которые непосредственно воздействуют на мелкую моторику.
Выполняется массаж с гранёными карандашами.
«Эстафета».
Карандаш я п «Качалочка»одержу
В гости к пальчику приду. (Передача карандаша поочередно, каждому пальцу из одной руки в другую.)
Карандаш не отдыхает
Между пальцами гуляет. (Прокатывание карандаша между пальцами.)
«Добывание огня»
Карандаш катать я буду,
Может быть, огонь добуду. (Прокатывание карандаша между ладонями.)
Пальчиковая гимнастика.
О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста, причем не только с проблемными детьми. Пальчиковые игры так же способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать пересказывать).
Эти игры очень эмоциональны, они очень увлекательны и содействуют развитию речи и творческой деятельности. "Пальчиковые игры" вроде бы воссоздают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых активизируют моторику рук и речь.
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Много игр требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "справа", "слева", "вверх", "вниз" и тому подобное. В начале и напоследок игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять лишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживания от концов пальцев к ладони, легкое потряхивания, взмахивание руками.
С детьми раннего возраста можно:
- двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, а потом быстро, как будто они бегут. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.
- показывать отдельно только по одному пальчику.
- барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.
- махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.
- плескать в ладони тихо и громко, в разном темпе.
- нанизывать большие пуговицы на нить.
- застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки.
- закручивать шурупы, гайки.
Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).
Две сороконожки Пальцы обеих рук касаются друг
Бежали по дорожке. друга.
Бежали – бежали
Друг друга повстречали. Соединяют ладони друг с другом.
Так друг друга обнимали, Переплетают указательные
пальцы обеих рук.
Так друг друга обнимали, Переплетают средние пальцы
обоих рук, переплетают ладони.
Что едва мы их разняли. Руки расцепляются.
Проводится упражнение «Проглот». Каждый участник берет носовой платок за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой.
У меня живет проглот
Все подряд проглот жует
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
Упражнение выполняется другой рукой, двумя руками одновременно.
Моя семья
Этот пальчик - моя бабушка
Этот пальчик - мой папочка
А этот - моя мамочка
Ну, а этот маленький - я
Вот вся моя семья
(Поочередное сгибание пальчиков начиная с большого)
Прятки
Пальцы в прятки все игрались
Вот так, вот так
В кулачки все сжимались
Вот так, вот так.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы, покрутить кулачком)
Сорока
Сорока белобока
Кашу варила
Деток кормила.
Этому дала
Этому дала
Этому дала
А этому не дала:
Ты дрова не рубил
И воды нам не носил
Ты и печь не топил
И никого не поил.
(Указательным пальцем правой руки водить по ладони левой. Сгибать поочередно каждый палец, кроме мизинца. Сгибать и разгибать все пальцы в ритме потешки)
Зайцы
Скачет зайка первый
Под высокой сосной,
А под второй сосной,
Скачет зайка второй.
(Указательный и средний пальцы правой руки подняты вверх, все другие выпрямлены и соединены. Ладонью правой руки держать вертикально вверх. Пальцы широко расставлены. И так же другой рукой)
Коза и козлята
Идет коза рогатая
Коза бородатая
Козленок за ней спешит
Колокольчиком звенит.
(Указательный и мизинец правой руки вверх. Другие прижать к ладони. Указательный и мизинец вверх. Пальцы ладони прямые, соединенные с большим, опущенные к низу)
Замок
На дверях замок висит,
Мы его откроем быстро.
Постучали, покрутили
И легонечко открыли.
(Ритмичные быстрые соединения пальцев обеих рук в замок. Пальцы стиснуты в замок, руки тянутся в разные стороны. Движения стиснутыми пальцами от себя, к себе. Пальцы стиснуты около ладони постукивают друг друга. Пальцы расцепляются, ладони в стороны.)
Виды театра.
Во многих видах детской деятельности требуются умелые руки и развитая речь. Но где разговорно-пальцевая деятельность наиболее естественна? Конечно же, в детском театре.
В дошкольном учреждении используются различные виды театров: «Театр картинок», «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии, создавать роли, озвучивать сценки. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.
Игры с природным материалом.
Развивают мелкую моторику, совершенствуя тонкие движения пальцев рук, зрительное внимание, творческое начало, знакомят с понятием много – мало. Большой интерес доставляют малышам. Попросите малышей помочь Вам перебрать и разложить по разным тарелкам: бобы – в большую тарелку, фасоль – в среднюю, а горох – в самую маленькую. Наполняя бутылочки фасолью, горохом малыши слышат, как они звонко стучат по стенкам бутылочки. Их привлекает сам процесс: опускание фасолинок в отверстие. Можно даже устроить соревнование “Кто быстрее наберет бутылочку”. Покажите, как можно насыпать крупу с помощью ложки или небольшого совочка. Для того чтобы черпать ложкой малышу придется активно вращать кистью руки, а также быть внимательным и аккуратным. Теперь можно выложить и узор, чередуя по цвету и форме.
При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:
• игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
• постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной. И тогда она принесет определенные результаты. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма демонстрируют хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только учителям-логопедам, но и воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп.