Приложение МААМ

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению

Марина Шебалина
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на успешность подготовки к школьному обучению

Дошкольное детство – длительиный период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Как отмечает Е. А. Аркин, это период, когда «. и семья, и общество создает для ребенка все необходимые и возможные условия.» для их развития [14].

Публикация «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению» размещена в разделах

Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. В современной возрастной и педагогической психологии психическое развитие ребенка понимается как процесс и результат присвоения культурно-исторического опыта предшествующих поколений. Необходимым условием присвоения этого опыта является активность ребенка, в том числе и познавательная, проявляющаяся в соответствующей деятельности.

Заинтересованное отношение к окружающему миру, стремление познать то, что неизвестно – ценное свойство, во многом обуславливающее эффективность учения и деятельности. Проблема исследования способов и методов развития познавательной активности дошкольников одна из важных проблем педагогики. Организация познавательных действий должна опираться на уже развитые у ребёнка потребности, в том числе на потребность в общении со взрослыми – одобрение действий, поступков, суждений, мнений.

Психологи и педагоги по-разному пытаются ответить на вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок хотел познавать. Д. Б. Годовикова указывает на то, что в настоящее время есть два пути решения проблемы развития познавательной активности : экстенсивный и интенсивный [16]. Они оба имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, социально-активной, способствующей (способной) к саморазвитию личности. Однако, подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется, прежде всего, через увеличение объема знаний, сообщаемых детям. Интенсивный же путь основывается на формировании субъективной, личностно заинтересованной позиции и это предполагает изменения самой структуры учебно-воспитательных программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно-ориентированное обучение).

Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта, накопленного человечеством. Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания мира, формирует основы личностной культуры, в том числе культуры познания. При этом степень проявления активности как личностного качества ребенка зависит от характера и содержания деятельности, организованной педагогом, и выполнения функций ребенка в этом процессе.

Субъективную позицию ребенка в процессе развития ПА обеспечивает поисковая деятельность. Возможности и преимущества использования поисковой деятельности в работе с дошкольниками выделены в ряде исследований (Н. И. Апполонова, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, Д. И. Воробьева, З. А. Грачева, М. Н. Емельянова, О. Л. Князева, Т. А. Куликова, А. Р. Лурия, Л. М. Маневцова, А. К. Матвеева, Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, Н. К. Постникова, А. И. Савенков, Н. А. Семенова и др.).

С целью развития познавательной активности необходимо возбудить интерес, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Основным мотивом учения в дошкольном возрасте является интерес и это наиболее существенное его проявление. Именно наличие познавательного интереса к учению, повышает познавательную активность и эффективность процесса обучения, и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.

Познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нём отчетливо выражена направленность на определённую область, к более глубокому познанию, к которому стремится ребёнок. Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если ребёнок проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, своё обучение.

Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы активного познавательного отношения к окружающему миру. Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью [16].

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста предполагает новые знания и умения. А подъёмом её от одной ступени на более высокий уровень означает:

Создание у ребёнка-дошкольника такого отношения к предметам, явлениям, которое отвечало бы содержанию познавательной потребности следующего, более высокого уровня.

Создание условия, при котором дошкольнику необходимо осуществлять действия более высокого порядка, регулируемые не предметом, а его собственными намерениями.

Обе задачи можно решить специально-организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общения со взрослыми.

В работах М. И. Лисиной [38] по изучению познавательной активности основное внимание сосредоточено на поиске прижизненно действующих факторов, которые при прочих равных условиях, определяют количественные и качественные особенности познавательной активности у каждого ребенка.

Установление факторов, которые обуславливают развитие познавательной активности в разные периоды детства, имеет важнейшее теоретическое значение, так как позволяет понять происхождение и движущие силы развития сторон личности человека. Одним из факторов развития познавательной активности у дошкольников является «общение ребёнка со взрослым человеком – педагогом, родителями» [38].

В процессе этого общения ребёнок усваивает, с одной стороны, активное и заинтересованное отношение к явлениям, к предметам; с другой – способы управления своим поведением, преодолевает трудности ориентировки в новых ситуациях при решении новых задач.

Деятельность, согретая радостью познания достижений, насыщенная активной мыслью и поиском, становится продуктивной, успешной, творческой. Всё это укрепляет чувство собственного достоинства, неизмеримо повышает ценность дошкольника в коллективе сверстников и среди взрослых.

На разных этапах формирования знаний в процессе учения познавательная активность должна находиться в строгом соответствии с основными задачами занятия. Так на первом этапе – формирование знаний и умений – активность воспитателя должна быть более высокой. На втором этапе – необходимо проявлять большую самостоятельность и активность детям. Очень часто воспитатели, чтобы повысить активность детей, неоправданно чрезмерно используют разнообразные наглядные пособия, элементы загадочности, изобилие яркого наглядного материала только отвлекает детей от познавательных задач, снижает активность.

С целью повышения познавательной активности у дошкольников Е. И. Щербакова предлагает на каждом занятии учить дошкольников анализировать и сравнивать, обобщать и доказывать. Важно создавать условия для проявления самостоятельности, творчества, предоставлять им возможность проявлять инициативу, находить свои способы решения познавательной задачи [57].

Активный характер учебной и свободной деятельности позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интеллекта и познавательной активности.

Знания выступают как результат познавательной деятельности, и потому характер знаний определяется характером познания дошкольников. Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер, который закономерно определяет особенности знаний – образную их структуру, то есть знания существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания дошкольника характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, несвязанные между собой и т. п.

Вместе с тем именно в дошкольном возрасте у детей под воздействием обучения формируется возможность устанавливать, отражать объективно существующие в природе и обществе связи и, что особенно важно, существенные связи, если их можно представить дошкольнику наглядно-действенным или наглядно-образном плане. Отсюда возникает возможность, опираясь на познания существенных связей, формировать у детей, систематизированную, соответствующие действительности, знания, способствующие развитию познавательной активности.

Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку дошкольнику, развивает и закрепляет активное познавательное отношение к окружающему миру. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

По мнению Н. Н. Поддьякова [47] именно не совсем отчетливые представления оказывают существенное влияние на умственное развитие ребенка, порождая у него гипотезы, сомнения, стимулируя его познавательную активность.

Современные старшие дошкольники, накопив значительный познавательный опыт во время занятий в детском саду, обогатились в познании благодаря средствам массовых коммуникаций, доступных детям. Старшие дошкольники имеют опыт достаточный обращения с множеством предметов, опыт общения с взрослыми и сверстниками, опыт разнообразной деятельности. Ребенок приобщён к элементам трудовой деятельности, к оперированию с предметами и материалами труда, знаком со способами обращения с нехитрыми инструментами. Игра – «школа воображения и социальных отношений» – по-прежнему интересна и привлекательна для него. Дошкольник имеет опыт разносторонней художественной деятельности. Все эти приобретения дают возможность овладеть системными процессами познавательной деятельности и способствуют развитию познавательной активности.

Таким образом, условия развития познавательной активности, подъём её на более высокий уровень – это практические, исследовательские действия ребёнка-дошкольника. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом, новыми постижениями, окрашенными яркими эмоциями. Старшие дошкольники в ДОУ получают старт развитию мотивов учения, вводных навыков и обучаемости, достигают должного уровня формирования всех аспектов готовности к школьному обучению, накопив значительный познавательный опыт во время занятий в детском саду. Задачи развития познавательной активности у детей дошкольного возраста можно решить специально-организованной деятельностью и правильным включением в эту деятельность общения ребенка со взрослыми.

Публикации по теме:

Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста Тема моего исследования носит название: «Влияние самооценки на статусное положение детей в группе сверстников старшего дошкольного возраста».

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению
Опубликовано: 28 октября 2014 в 18:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шебалина (УИ 248480) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД