МААМ-картинки

Влияние сказки на формирование словесного творчества дошкольников

Анжелика Сартакова
Влияние сказки на формирование словесного творчества дошкольников

Трудно найти ребенка, который бы не любил слушать сказки. А ведь дети интуитивно выбирают лучшее из всего многообразия способов времяпровождения в современном мире. Именно через сказки ребенок познает реальность, как бы это странно не звучало, он познает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда герои кажутся неправдоподобными, сказки все же наполнены жизнеутверждающим смыслом.

Публикация «Влияние сказки на формирование словесного творчества дошкольников» размещена в разделах

Переоценить возможности сказок тяжело, они являются эстетическим творчеством как для детей, так и для взрослых. Это необходимое средство в постижении ребёнком мира, как внешнего, так и внутреннего. Сказка позволяет сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребёнка контролируемым и целенаправленным. Основой любой сказки, как правило, становится фантазия и воображение ребенка. Сказочный мир открывает для детей те или иные чувства, и в этом тайна живучести в нашей душе сказочных образов и тайны их влияния на детскую душу. Задача сказки – дать образы, в которых выражаются, которыми питаются чувства. Она допускает значительные отступления от буквальной передачи реальности, открывая простор для творческого воображения и словесного творчества.

Само понятие «творчество», говорит о том, что творчество – это деятельность человека направленная на создание новых предметов материальной и духовной культуры. Если творчество взрослого человека мы оцениваем с точки зрения того, что он преподнес что-то новое в мир, то творчество ребенка неоценимо, ведь развиваясь ребенок преподносит что-то новое только для себя, тем самым обогащая свой внутренний мир.

Творчество проявляется в абсолютно разных областях человека: умственной, художественной, социальной, а также в речи и языке. Словесное творчество же является одним из важных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте.

Основа обучения словесному творчеству состоит из повседневной жизни, а именно познание окружающей среды, знакомство с жизнью детского сада.

Следует подчеркнуть – формирование словесного творчества ребенка – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Большие возможности для этого имеет составление творческих рассказов детей в процессе изучения и придумывания сказок.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, еще неспособных к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Сказка понятна и близка ребенку, можно отметить огромное влияние сказки на общее психическое развитие ребенка – его мышление, воображение, произвольности поведения, развитие эмоциональной сферы, формирование опыта межличностных отношений. Но особое влияние оказывает сказка на развитие словесного творчества дошкольников.

Словесное творчество необходимо развивать последовательно, поэтапно:

- освоение и активизация материала осуществляется под руководством воспитателя;

- усвоение традиционных способов художественного изображения персонажа, действия, времени, пространства;

- овладение способами воплощения собственного творческого замысла.

К каждому заданию по развитию словесного творчества должны ставиться четкие цели и задачи.

Работу с ребенком нужно организовывать таким образом, что бы он проявлял все большую самостоятельность в словесном творчестве. Для начала ребенку можно предложить придумать повествование на какую-либо предложенную тему, используя уже предложенных персонажей. Позднее дети самостоятельно выбирают героев из предложенного материала, сами определяют тему сказки и придумывают свой сюжет.

Народные сказки имеют различные виды, каждый из которых является эффективным средством развития образности речи. Сказка оказывает обучающее, воспитательное влияние на детей, так как легко воспринимается и развивает мышление и воображение.

Чтение русских народных способствует развитию языкового чутья, воспитывает гармонию слова, развивает умение пользоваться в речи различными средствами художественной выразительности.

Для развития словесного творчества можно использовать несколько групп приемов.

К приемам первой группы относятся:

1. Вопросы. Вопросы по своей сути должны быть разнообразными на направлении на три сферы – сферу эмоций, сферу воображения и сферу содержания. Сфера эмоций предполагает вопросы на форму (Какое настроение вызвал у тебя первый пейзаж? Что повлияло на твое настроение) и содержание (Менялось ли твое отношение к герою? Кто из персонажей сказки вызывал у тебя сочувствие и почему)

Вопросы на воссоздающее (Какую иллюстрацию ты бы нарисовал к эпизоду? Опиши ее подробно) и творческое воображение (Опиши, каким ты видишь героя в момент … Представь, что ты вошел в лес, описанный в начале / в середине / в конце сказки. Расскажи, что ты видишь, слышишь, ощущаешь, оказавшись в этом лесу).

Вопросы на осмысление стилистической детали (С какой целью / почему автор называет хомяка хомячком) и композиции (Зачем / почему / как вы думаете автор включает в сказку несколько пейзажей).

Вопросы на выявление отношения ребенка к персонажам и событиям, вопросы на точность и глубину осмысления характера персонажа и качество осмысления идеи произведения (Как автор относится к Принцессе из сказки «Принцесса на горошине»? Какие чувства вызывает у автора решение старой королевы положить в постель принцессе горошину? Какие качества Принцессе помогли ей доказать, что она принцесса).

Для жанрового знакомства следует задавать вопросы такого типа, как: «Почему это произведение называется сказкой; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок и др.

2. В работе с детьми важны иллюстрации, картины. Они помогают понять произведение.

3. Словесное рисование близко к вопросам на воображение.

После занятий или в свободное время детям предлагается нарисовать задуманное, после воспитатель подписывает рисунки детей согласно эпизоду сказки. Из работ детей можно собрать сказку, если распределить, кто из детей, какой эпизод сказки будет рисовать.

К приемам второй группы относятся:

1. Повторное чтение всей сказки и ее эпизодов.

2. Воспитатель задает вопросы на активизацию в памяти детей различных эмоциональных эпизодов (грустные, веселые, страшные, красивые и т. д.) .

3. Использование театрализации, драматизации, инсценирования.

По мнению Е. А. Флериной, сказка имеет особое значение в развитии словотворчества, т. к. ребенок при слушании и рассказывании сказки повторно переживает события вновь, отрабатывает навыки разговорной речи. Соответственно, нужно не только поощрять слушание, но и помогать осуществлять пересказ сказок.

Известно, что ранний и дошкольный периоды – это активные периоды развития личности человека, развиваются и совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает речью, что взаимосвязано с развитием мышления, интеллектуальным развитием. В процессе развития речи происходит освоение не только содержательной стороны слова, но и эмоциональной, а выразительность речи – это важнейшее литературного и художественного развития.

В процессе работы со сказками у детей формируется умение варьировать сказочными ситуациями, создавать вымышленных героев, самостоятельно придумывать сказки и сказочные истории. В процессе работы дети знакомятся с окружающим миром, учатся рассуждать, делать выводы и умозаключения. В ходе работы активизируется словарь детей, усовершенствуется звуковая культура речи.

Сказка – это возможность общения со взрослыми. Благодаря сказкам у детей формируются представления о времени и пространстве, о взаимоотношения людей друг с другом и природой, сказки развивают понятия о добре и зле. И задача взрослых помочь ребенку ощутить волшебство сказки, ведь, как говорил Сергей Павлович Королев, «человек который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…».

Список литературы:

Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей / Н. С. Карпинская. – М. : Педагогика, 2002. - 400 с.

Гольцер, С. В. Методическое пособие по детской литературе. Ч. 1. : Истоки детской литературы / С. В. Гольцер. – Екатеринбург: Издательство Т. И. Возяковой, 2004. – 72 с.

Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста Л. Б. Фесюкова. – Харьков: Фолио, 1997. – 464 с.

Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. Художественное слово для детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста : учеб. пособие / сост. : М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва, 2000. - С. 470-484.

Публикации по теме:

Развитие словесного художественного творчества детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Развитие словесного художественного творчества детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Огромную роль в становлении словесного.

Диагностика словесного творчества «Сказка» 1 «Назови сказки» (по иллюстрациям) Высокий уровень – 3 б. – ребёнок называет большинство сказок из предложенных иллюстраций к сказкам.

Консультация для воспитателей «Сказка как источник развития личности ребенка и детского словесного творчества» Нравственная, эмоциональная сторона личности – это ее ядро, поэтому ей и в плане гармонического развития принадлежит ведущее место. Гармония.

Формирование певческих умений и навыков дошкольников — путь к развитию песенного творчества Формирование певческих умений и навыков дошкольников - путь к развитию песенного творчества Цель: развитие различных граней музыкальных.

Программа саморазвития «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством сказки» Программа саморазвития Крутцовой С. В. «Формирование нравственных качеств дошкольников посредством сказки» ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМОРАЗВИТИЯ.

Развитие словесного творчества в процессе театрализованной деятельности Развитие словесного творчества детей в процессе театрализованной деятельности, представляется актуальной, главной целью воспитания и обучения.

Развитие у детей словесного творчества через приемы активизации речи Развитие словесного творчества через приемы активизации речи. Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. И чем богаче и правильнее.

Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста на основе сочинения загадок Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка Влияние музыкального творчества на психоэмоциональное состояние ребенка. Музыкотерапия - как одно из важнейших методических средств, влияющих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние сказки на формирование словесного творчества дошкольников
Опубликовано: 1 сентября 2018 в 13:30
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД