Получи документы

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста.

Дарья Макушкина
Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста.

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста.

И. Н. Лахненко, Д. Е. Макушкина

МБДОУ «Детский сад № 144» г. Новокузнецк.

Общеизвестно, что общение со сверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, в процессах его социализации. Однако, до настоящего времени в психологии вопрос о природе потребности в общении со сверстниками детей среднего дошкольного возраста остается не решенный. Очевидно, что без этого знания нельзя понять генезис общения детей между собой, особенности его содержания на ранних этапах становления. В настоящее время со всей остротой ставится вопрос о необходимости изучать проблему общения дошкольников со сверстниками. Дети не знают, как правильно общаться с ровесниками, поэтому проявляют агрессивность либо застенчивость, что является причиной игры детей в одиночестве, а если захотят участвовать в совместной игре, то часто их не принимают. Это вредно отражается на развитии личности и тех, и других.

Публикация «Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Развитие потребности в общении протекает в рамках ведущей деятельности, у детей 4 - 5 лет такой деятельностью является игровая деятельность. Дети среднего дошкольного возраста уже достаточно хорошо играют по сюжету. Игра в течение дошкольного возраста претерпевает изменения, у детей 4 - 5 лет складывается ролевая игра. Отличительной чертой этой игры является то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильнее будет назвать игровым персонажем — образом. Игра состоит в том, что ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и, соответственно, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. В этой игре ребенок как бы изнутри познает объекты окружающего мира, отождествляя себя с ними.

Источником развития сюжетно-ролевой игры является общение, роли, и образы ребенок черпает из своего ближайшего окружения. Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку по-новому общаться со взрослым. От непосредственного общения ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения. Для того чтобы не произошло «застревания» в одном образе, ребенку нужные новые впечатления и новые ситуации общения. Организовывая сюжетно-ролевую игру, можно учить ребенка проигрывать один и тот же образ, но в разных ситуациях или дать ему возможность изображать разные эмоциональные состояния: добродушия, раздражения, усталости, радости, печали.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого.

Мы считаем, что совместная игра оказывает влияние на развитие потребности в общении со сверстником детей дошкольного возраста, если она обладает чертами совместной деятельности, а именно потребность в признании и уважении сверстника, согласование действий со сверстниками, учёт активности своего партнёра для достижения общего результата, деловое сотрудничество в игре. Поэтому в своей группе, работая над развитием потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста, мы выбрали совместную ролевую игру.

В своей работе по развитию потребности в общении мы решаем следующие задачи:

Развивать способность у детей сговариваться на игру, согласовывать свои действия со сверстниками;

Формировать потребность в признании и уважении сверстника;

Научить детей среднего дошкольного возраста учитывать активность своего партнера для достижения общего результата;

Способствовать развитию делового сотрудничества со сверстниками в игре.

Наша задача состоит в развитии познавательного интереса детей и формировании таких качеств личности, как дружелюбие, доброжелательность, сострадание и сопереживание. Организуя работу с детьми, основное внимание направляем на социальное отношение людей. Дети учатся в процессе игры общественным связям, так как сюжетно-ролевая игра – это модель взрослого общества.

Творческой группой при нашем участии были разработаны следующие приемы воздействия на игровую деятельность, способствующие развитию игр детей :

обогащение впечатлений детей с целью разнообразия игровых замыслов;

обучение в дидактических играх, трудовых поручениях развернутым игровым действиям;

введение в игру предметов-заместителей;

побуждение детей к "действию" с воображаемыми предметами; обогащение предметной игровой среды обобщенным игровым материалом;

побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений;

участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых высказываний;

показ и обучение в театрализованных играх эмоционально-выразительным движениям, жестам, мимике;

побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу по инициативе взрослого участника игры;

обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения ставить друг другу игровую цель, принимать ее, договариваться друг с другом;

побуждение за счет разнообразия игровых замыслов и расширения игрового опыта к увеличению длительности игр.

В работе по созданию условий для совместной ролевой игры активно привлекаются родители воспитанников. Непосредственное участие в этом принимают другие специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и плаванию, медицинский работник, психолог учреждения, педагоги других групп и других образовательных учреждений). Свой вклад по обогащению развивающей среды вносят студенты педагогической академии и педагогического колледжа нашего города. Организация совместной деятельности проходит при одновременной интеграции и дифференциации действий участников педагогического процесса.

Создание предметно-пространственной среды группы мы начинали, руководствуясь памяткой «Требования по созданию предметно-развивающей среды», которая разработана педагогическим коллективом нашего учреждения.

1. В каждой возрастной группе создавать условия:

Для самостоятельного, активного, целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.);

Для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2. Организация и расположение предметно-развивающей среды в пространстве группового помещения должно:

Быть рациональным, логичным, и удобным для детей;

Отвечать возрастным особенностям и потребностям детей;

Иметь отличительные признаки.

3. Все игровые зоны должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствовать:

Возрастным возможностям, связанным с физическим и интеллектуальным развитием ребёнка;

Программным требованиям и задачам, обучения и воспитания;

Интересам мальчиков и девочек не только игровым норм и тем, которые они проявляют в других видах деятельности;

В предметно-игровой среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований (восприятию, памяти, вниманию и т. д.)

Содержание предметно-игровой среды должно периодически обогащаться и изменяться с ориентацией на поддержание интереса ребёнка к среде, на пройденный материал, на индивидуальные возможности детей, обеспечивая зонам ближайшего развития неисчерпаемую информативность.

Многие предметы и игрушки мы изготовили своими руками, многим дали «вторую жизнь». Во всех игровых зонах подготовлены атрибуты для организации игр. В интерактивном уголке «Изба» воссоздан интерьер русской избы, дополнен многочисленными предметами быта того времени – это кухонная утварь, элементы одежды и т. п. Уголок создан при помощи родителей воспитанников, самих детей и непосредственно нами, воспитателями этой группы.

В группе достаточно места для хранения атрибутов к различным играм. Мы решили поместить пособия в специальных контейнерах под игрушки, которые украсили и методически оснастили. Для разнообразия оформления группы в целях хранения сюжетно-ролевых игр использовали пластиковые вёдра, которые также красочно и художественно оформили.

Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков: «Супермаркет», «Больница», «Салон красоты», «Строители», «Большая стирка», «Кафе-мороженое». В групповую комнату приобретена детская мебель в форме автобуса, которую мы приспособили для ролевой игры «Автобус».

Дошкольное детство – ответственный период в жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. В ролевой игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности. Мы наблюдаем, как формируются два вида взаимоотношений – игровые и реальные. Реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнёров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной ролевой игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков и проявлять доброе отношение к сверстникам.

Публикации по теме:

Формирование компетентности у педагогов дошкольного учреждения по развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками Полноценная жизнь каждого человека невозможна без контактов с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих.

Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста Тема «Имя доброе моё и твоё» Задачи: - актуализировать духовные усилия каждого ребёнка, помочь проявить себя как индивидуальность; -создать.

Влияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возрастаВлияние тестопластики на развитие речи детей дошкольного возраста Ф. И. О- Хавшабо Елена Ивановна воспитатель высшей категории. Место работы– МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №29» г. Майкоп Республика.

Доклад «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Слайд 1 Тема доклада: «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Воспитатель: Мошнова Ирина.

Формирование потребности в общении со сверстниками Формой общения между дошкольниками отличаются от тех которые свойственны младенцам. Тесные контакты с родителями, которые являются характерным.

Игры на развитие навыков общения со сверстниками Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай. Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Возраст: 3-4 года.

Конспект НОД по этикету «Азбука общения» для детей среднего дошкольного возраста Конспект ООД в средней группе «Азбука общения». Ст. воспитатель МБДОУ № 33 Григоренко М. А. Цель: дать представление о различных формах.

Влияние дидактических игр на всестороннее развитие детей дошкольного возрастаВлияние дидактических игр на всестороннее развитие детей дошкольного возраста «Влияние дидактических игр на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста» Заместитель заведующего МДОУ ЦРР детский сад №42.

Влияние изобразительной деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста Влияние изобразительной деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста Текст по слайдам: 1. Развитие психических процессов.

Влияние народного творчества на развитие детей дошкольного возраста «Сердцевина человека – любовь к Отечеству закладывается в детстве» /В. Сухомлинский/ Искусство народа глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста.
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 11:01
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД